В столице Казахстана, Астане, продолжается судебное разбирательство в отношении бывшего министра национальной экономики Куандыка Бишимбаева. Ему вменяют в вину серьезные обвинения: убийство его супруги Салтанат Нукеновой и истязании.
Также перед судом предстает Бахытжан Байжанов, который обвиняется в том, что скрыл факт совершения тяжкого преступления и не сообщил о нем должным органам.
Приговор Бишимбаеву: присяжные и судья дали 24 года, Байжанову — 4 года
Для тех, кто хочет наблюдать за процессом, предусмотрена возможность онлайн-просмотра на YouTube и на портале Bizmedia.kz. Следующее заседание суда назначено на 18 апреля. Начало в 9:30 утра по времени Астаны.
Видеотрансляция
Вторая часть
Первая часть
Письменная трансляция
В рамках уголовного процесса против Бишимбаева и Байжанова продолжается судебное заседание. Первым пригласили свидетеля по имени Сарсенбаев, который работает реаниматологом в Центре материнства и детства. Отметим, его вызов был инициирован защитой Байжанова, который и обратился за помощью к Сарсенбаеву в критический момент, когда состояние здоровья Салтанат ухудшалось.
Допрос свидетеля Сарсенбаева
В тот день Байжанов позвонил Сарсенбаеву с вопросом, нормально ли, что кто-то так долго спит после употребления алкоголя. Сарсенбаев посоветовал ему вызвать скорую помощь.
Свидетель Ерсултана Сарсенбаева:
«Позвонил Байжанов и спросил — женгешка выпила и долго спит. Я ответил, что не нарколог. Я тогда спал. Потом я перезвонил — проснулся ли этот человек и вызвали ли ему скорую. И тогда спросил — есть ли следы драки. Байжанов рассказал, что она до утра выпивала с хозяином до утра, и что у нее один глаз покрасневший. Байжанов спросил — ты можешь приехать. Я ответил отказом, и сказал, что может вызвать и частную «скорую». Звонки после 18.00 тоже были, но я был уже на работе, был занят.
Адвоката Байжанова: «Байжанов вам говорил, что не может найти пульс у Салтанат»?.
Ерсултан Сарсенбаев: «Нет».
Адвокат Газымжанова (защита Бишимбаева): «Вам Байжанов говорил, что она храпит?».
Сарсенбаев: «Да, сказал, корылдап ұйықтап жатыр, то есть храпит. Я сказала, что это интоксикация».
Адвокат Уразбахова (сторона потерпевшей стороны): «Вы сказали вызвать скорую в первый звонок»?
Сарсенбаев: «Я сказал, что не нарколог и что лучше вызвать скорую».
Уразбахова: «В 15:33 вы уже посоветовали вызвать «скорую»?.
Сарсенбаев: «Да».
Уразбахова: «Ваш разговор длился около 3,5 минут. А сейчас вы так быстро пересказываете. О чем вы говорили»?.
Сарсенбаев: «Я спросил, нет ли следов драки. Байжанов сказал, что не может осмотреть и что один глаз красный. Спросил, сколько выпили».
Уразбахова: «Он спросил, может ли нетрезвый человек так долго спать?».
Сарсенбаев: «Тогда я спросил, сколько выпили. Он сказал: выпивали до утра. Я ответил, что я нарколог».
Уразбахова: «Три минуты вы обсуждали, что она до сих пор спит?».
Сарсенбаев: «Я сказал, что нужно вызывать «скорую».
Адвокат Вранчев: «Про нашатырь не спрашивали?».
Свидетель: «Нет».
Вранчев: «Байжанов говорил, что надо оставить в тайне?».
Свидетель: «Нет. Я знаю, что у нас есть частная скорая. Люди, которые имеют хорошие финансы, вызывают частную скорую. Поэтому я сказал».
Вранчев: «Контакты сообщали?».
Свидетель: «Нет. Я предложил, что можно позвонить. Говорили, что отправлю свою скорую, это не так, потому что он, наверное, не так понял, потому что где я работаю, у нас такого обслуживания нет. Я имел в виду, что есть частная скорая».
На вопрос Жанны Уразбаховой свидетель сказал следующее: «Я сказал, что надо вызвать скорую, измерить давление. Бывает, что при алкогольной интоксикации падает давление. Я спросил, в сознании ли она? Он сказал, что она спит».
Вранчев: «А вы спрашивали, дышит ли она или нет?»
Сарсенбаев: Со слов я понял, что она спит, что она в сильном алкогольном опьянении.
Вранчев Байжанову: «Вы сказали, что с вами поверхностно знаком, а у вас среди знакомых нет других врачей?»
Байжанов: «Нет».
Вранчев: «То есть свидетель единственный врач в вашем окружении?»
Байжанов: «Да».
Судья: «А вы знали, что речь идет о Бишимбаеве?»
Сарсенбаев: «Нет, он сказал, что [это] женщина».
Судья: «А вы знали, что Бишимбаев имеет отношение к Гастроцентру?»
Сарсенбаев: «Нет, он говорил…»
Судья: «Предложили потому, что знали, что Бишимбаев поссорился с супругой?»
Сарсенбаев: «Я не знал, просто Бахытжан был из Гастроцентра, и я просто предложил, что если что, есть частная скорая».
Айтым свидетелю: «Когда вы предложили Байжанову вызвать скорую, что он вам ответил? Вы сказали: ’Вызывайте скорую’. Что он ответил?»
Сарсенбаев: «Я не помню».
Айтым: «На фоне были какие-либо звуки?»
Сарсенбаев: «Не слышал».
Айтым: «А как он объяснил, что она находится в алкогольном опьянении?»
Сарсенбаев: «Он сказал, что до утра пили. Я примерно понял, что много выпили».
Прокурор: «Я просто не могу понять, откуда вытекло предложение про частную скорую? Байжанов вам что-то говорил, что это влиятельные люди, или известные люди»?.
Судья: «Вопрос выяснялся».
Прокурор: «Про бепантен советовали Бакытжану».
Свидетель: «Нет. Эта мазь используется для покраснений, для детей, про него разговора не было».
Прокурор: «Нашатырь»?.
Свидетель: «Не было разговора о нем».
Подсудимый Бахытжан Байжанов заявил, что он никогда не верил ясновидящим: «Она сказала, что Салтанат устала, мозг отдыхает, потом поедете домой». Я никогда не верил ясновидящим, но в тот день, добавил он.
Вранчев: «Отпечатки Салтанат Нукенов нигде обнаружены не были. Вы пили вместе, в кабинке, в туалете. Как так получилось, что вместе пили, а отпечатки на фужерах, стаканах, бутылках только ваши?».
Бишимбаев: «Я не знаю. В других заключениях дактилоскопических есть ее отпечатки на окурках и так далее. А на бутылке — наверное, я наливал, а вазы, наверное, не трогала. Я не могу объяснить».
Вранчев: «А пить и не трогать стаканы она могла»?.
Бишимбаев: «Ну, я видел, что она пила, а как сняты отпечатки, я как могу объяснить?».
Исследование материалов дела: осмотр телефона Байжанова
В настоящее время на судебном заседании государственный обвинитель Саяхат Нурбеков озвучивает сообщения, которые были отправлены подсудимому от Бишимбаева 8 ноября. Бишимбаев давал указания удалить видео со всех камер в Гастроцентре и отвезти телефон Салтанат, не выключая его.
Обнародованы сообщения от Бишимбаева Байжанову:
«Камеры все удали ночные».
«Весь Гастро удали, удали».
«Вернись нужно ее тел найти».
«Отмени банкеты».
«Заедь в ЦКЗ там Салтино пальто вчера осталось».
«Купи в аптеке мазь Бепантен от ссадин».
Судьи внимательно изучают фотографии и видеозаписи, найденные в памяти устройства Байжанова. В ходе расследования, когда возникли сложности с поиском контактов в телефоне, Байжанову разрешили помочь и указать, как лучше искать нужную информацию через встроенный поиск. Байжанов также указал через защитное стекло государственному обвинителю, где именно можно найти фотографии, связанные с определенными моментами дела, и в каком разделе памяти они хранятся.
Суд попросил присяжных заседателей покинуть зал, а трансляцию судебного разбирательства по делу Бишимбаева временно остановили.
Что было после 14:30: вторая часть
Суд продолжил проводить осмотр сотового телефона подсудимого Бахытжана Байжанова.
На суде зачитали SMS от домработницы Бишимбаева — Гульшары. 18 марта 2023 года она отправила Байжанову фотографии и написала:
«Всё моем, всё в крови, это, кажется, комната Карима. Зачем он туда пошел? Мы отмыли матрас, как смогли, потом перевернули и положили. Посмотрите, когда придете. Ковры нужно сдать в химчистку. Все розетки открыты, надо изолировать, иначе может ударить током».
Бишимбаев отметил, что это не кровь Салтанат, а его, и что он ночевал в комнате своего сына.
«Это кровь не Салтанат, а моя, потому что была разбита посуда, стекло, я наступил ногой, правой, у меня есть большой шрам, утром наступил и порезался. И в комнате Карима я ночевал, поэтому там палас… он в таком состоянии», — сказал Бишимбаев.
Прокурор: «Кровь на стене на уровне примерно 2 метров Откуда?».
Бишимбаев: «Может быть, от меня, но я не думаю, что там вообще не кровь на стене. Там мороженное, скорее всего, посмотрите, там банка перевернутая».
Прокурор: «А вы за медицинской помощью обращались?».
Бишимбаев: «Нет, но я могу показать шрам на ноге».
Потерпевшая сторона подавала ходатайство о вызове Гульшары для допроса в суд. Однако судья отклонила просьбу потерпевшей стороны о привлечении домработницы Бишимбаева в качестве свидетеля. Однако, если будут определены личные данные и адрес проживания домработницы, сторона имеет право повторно запросить её явку в зал суда.
21 октября Байжанову отправили видео из ресторана, где, как отметил прокурор, была переломана мебель и сломана посуда. Гособвинитель спросил, кто все сломал. Байжанов ответил, что не знает. Он добавил, что все потом восстановили.
Бишимбаев рассказал, что Салтанат замахнулась сумочкой, и ее вещи и косметика вылетели.
Более того, Байжанов упомянул, что родители Бишимбаева были в курсе о ссорах с Салтанат. Это заявление вызвало гневную реакцию Бишимбаева, который заявил:
«Прекратите обманывать, все лето нас не было — июнь, июль, август. Потом были в Турции. Он сам пытается моих родителей опорочить. Он сам ничего не видел».
Затем потерпевший взял слово, заявив, что Салтанат вернулась в Казахстан 15 июля, и через 2 дня (17 числа) они встречались. Затем она поехала в Павлодар.
Прокурор представил доказательства в виде переписки между Байжановым и администратором ресторана Карлыгаш Аймагамбетовой, датированной 9 ноября 2023 года — днем убийства Нукеновой. В этой переписке Байжанов просил Аймагамбетову отменить все мероприятия, запланированные в ресторане на тот день.
«Бахытжан, у нас вот этот банкет, гости от вас вчера, как я его отменю? Вы мне скажите? Там будет путинская делегация», — отправила администратор аудиосообщение Байжанову.
Она предложила Бишимбаеву и Нукеновой спуститься в паркинг и уехать, в то время как Байжанов поручил Аймагамбетовой предложить делегации перенести их резервацию в соседнее заведение, уведомив их о «форс-мажоре» в ресторане Bau. Затем ресторан был закрыт, а весь персонал отправлен домой.
«9 ноября Путин приехал с делегацией в Астану, именно в Talan Towers. Организаторы должны были сидеть у нас в VIP-кабинке», — пояснил Байжанов.
В ходе судебного заседания между Бишимбаевым и адвокатом Вранчевым произошел напряженный обмен мнениями. Вранчев задал вопрос о том, были ли случаи, когда Салтанат пряталась от Бишимбаева в туалете, и кто же разбил стеклянную дверь. Обсуждение накалилось, и в один момент Бишимбаев сказал Вранчеву, чтобы тот не повышал на него голос. Однако судья быстро вмешалась, напомнив Бишимбаеву, что ему не следует делать замечания.
Наблюдение: впервые за время суда Бишимбаев назвал брата Салтанат его настоящим именем. Начиная с 27 марта, когда начался процесс, он упоминал Айтбека Амангельды только как «потерпевшую сторону» или «потерпевший». В ходе сегодняшнего заседания он два раза обратился к нему по имени, упомянув, например, инцидент с разбитым стеклянным столиком во время драки, говоря «Айтым сломал».
В ходе судебного заседания было воспроизведено аудиосообщение от владелицы квартиры, которую Салтанат брала в аренду на время. Владелица квартиры высказала свое недоумение касаемо внезапно появившихся повреждений на мебели и попросила организовать кого-то, чтобы этим занялись.
Завершился осмотр мобильного телефона Байжанова. Судья объявила о начале осмотра телефона Бишимбаева.
Осмотр телефона Куандыка Бишимбаева
Куандык Бишимбаев заявил, что пароль предоставит только своему защитнику. Судья предложила Бишимбаеву записать пароль на конверте и передать его в суд.
Затем судья объявила перерыв на 10 минут.
Куандык Бишимбаев: «Пароль предоставлю только своему адвокату».
Судья: «Подсудимый, встаньте, почему не хотите предоставить пароль от телефона?».
Куандык Бишимбаев: «Я хочу, но там много личной информации. Я каждый раз будут предоставлять код».
Адвокат Кусаинова: «Мы не скрываем пароль, но только в его присутствии, чтобы другая информация не стерлась».
Судья: «Подсудимый Бишимбаев, с какой целью вы не хотите давать пароль от телефона»?.
Бишимбаев: «Я готов дать его своему защитнику, чтобы он предоставил все, что касается этого дела. Вся информация есть, но там много других вещей, которые я не хотел бы, чтобы впоследствии…»
Судья: «Телефон будет исследован только в части предъявленного обвинения, ваши личные переписки по объему обвинения отношения не имеют. В предыдущем судебном заседании, если вы помните, ваш защитник заявил ходатайство о признании допустимым доказательством переписку в телефоне с Ахмединой (подругой Салтанат), в связи с тем, что он не мог ее сверить из-за того, что телефон сломан. А сейчас как вы вообще это предполагаете? Как он будет исследован?».
Адвокат Уразбахова: «Телефон Салтанат был изучен в полном объеме, вплоть до заметок. Личная переписка и фотографии по требованию защиты были представлены; вся ее личная жизнь, которая была на этом телефоне, стала достоянием общественности. А ее нет, и она не могла защитить свои данные. Но сейчас Бишимбаев может, как он говорит, себя защитить.
Однако, если ему нечего скрывать, он должен сообщить пароль. И мы должны точно так же, как телефон Салтанат, как телефон Байжанова, в полном объеме изучить телефон Бишимбаева. Все участники процесса должны иметь доступ в ходе следственных процессов. Я настаиваю на том, чтобы он предоставил пароль, чтобы суд сам мог его исследовать».
Суд не будет исследовать телефон Куандыка Бишимбаева. Он отказался предоставлять пароль суду.
«Переходим к следующему этапу», — заявила судья.
Затем суд удовлетворил запрос потерпевшей стороны на изучение диктофона Салтанат в поисках возможных записей, которые Салтанат Нукенова могла сделать и сохранить в день смерти или ранее.
Судья назначила время перерыва до 22 апреля, 10:00. Судья добавила, что судебное разбирательство почти завершено, поэтому все дополнительные материалы необходимо предоставить во избежание задержек перед началом судебных прений.
«По графику у нас 22 апреля в 10:00 следующее судебное заседание. Хочу уведомить участников процесса о том, что судебное следствие фактически подходит к концу. Все дополнения к судебному следствию прошу предоставить до 22-23 апреля, чтобы у суда была возможность предоставить сторонам время для подготовки к судебным прениям. Если у вас будут какие-то дополнения к судебному следствию, пожалуйста, предоставьте их до 22-23 апреля», — сказала судья, завершив заседание.
Информация по делу Бишимбаева
Мы собрали все части главных судебных заседаний по этому делу. Первое, второе, третье, четвертое, пятое, шестое, седьмое, восьмое, девятое, десятое, одиннадцатое, двенадцатое — читайте по ссылкам. Все новости, судебные заседания и высказывания по этому делу можно найти по этой ссылке.