В Казахстане существует потенциальная нехватка дизеля, поскольку продажи газойля за последний год выросли на 19%. Однако были приняты меры по наказанию виновных, и люди ждут развития ситуации. Детали узнал корреспондент Bizmedia.kz — новости бизнеса.
Производство дизельного топлива в январе-июле 2022 года составило 3,1 млн тонн, пишет Energyprom.kz. Это самый высокий показатель для данного периода за всю историю, и он на 9,2% выше, чем производство за те же месяцы 2021 года.
По словам министра энергетики РК Болата Акчулакова, прогноз производства дизельного топлива на полный 2022 год составляет 5,2 млн тонн — на 300 тыс. тонн больше, чем в 2021 году, и на 600 тыс. тонн больше, чем в 2020 году.
Прогноз Министерства энергетики по потреблению дизельного топлива на 2022 год составляет почти 5,5 млн тонн — на 500 000 тонн больше, чем в 2020 году, и на 90 000 тонн больше, чем в 2021 году. Это во многом объясняется растущим спросом на дизельное топливо.
Количество дизельного топлива, проданного внутри страны в первой половине 2022 года, составило 2,7 млн тонн, что на 18,9% больше по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.
Производство за этот период выросло на 13,9%. Это также отражается в росте производства до 2,7 млн тонн. В первой половине 2022 года импорт дизельного топлива составил всего 23 300 тонн — значительное снижение по сравнению с первой половиной 2021 года. Экспорт также снизился в этот период, упав до 36 800 тонн.
Дефицит дизеля в Казахстане
В Казахстане была создана комиссия, которая выявила факторы, оказавшие негативное влияние на дефицит дизельного топлива в Казахстане. Одной из причин было увеличение потребления, в первую очередь транзитным транспортом. Другой причиной был экспорт дизельного топлива в соседние страны из-за его более низкой цены.
Председателю правления АО НК «КазМунайГаз» Мирзагалиеву и вице-министру энергетики Магауову был объявлен выговор за непринятие своевременных мер. Дисциплинарные меры также были приняты в отношении ряда ответственных сотрудников Министерства энергетики и КМГ.
В августе 2022 года цены на дизельное топливо в Казахстане выросли в среднем на 0,7% в месяц. Наибольший рост цен наблюдался в Западно-Казахстанской и Актюбинской областях, где цены выросли на 3,5% и 3,4% соответственно. В Восточно-Казахстанской области также наблюдался значительный рост цен — на 2,9%.
За год цена на дизельное топливо выросла на 35,5%, при этом наибольший рост наблюдался в Акмолинской области — 58,4%. Рост цен варьируется от 15,4% в Алматинской области до 58,4% в Акмолинской области.
Средняя цена литра летнего дизеля в стране в августе составила 238 тг. Самые высокие цены были зафиксированы в Костанае и Петропавловске (260 тг за литр), а самые низкие — в Актау (225 тг за литр).
Предельные цены на дизель и бензин
- АИ-92 и АИ-93 будут продаваться по 182 тенге за литр во всех регионах, кроме Костанайской и Северо-Казахстанской области (в них – 187 тенге за литр).
- Дизельное топливо 230 тенге в Нур-Султане, Алматы, Шымкенте, в Алматинской, Атырауской, Жамбылской, Карагандинской, Кызылординской, Павлодарской, Туркестанской, Мангистауской областях, а также в областях Жетісу, Ұлытау; 260 тенге в Акмолинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Костанайской, Северо-Казахстанской областях, а также в области Абай.
- АИ-95 не регулируется.
Предельные цены на автогаз в Казахстане:
- Нур-Султан — 70 тенге за литр;
- Алматы — 65 тенге за литр;
- Актюбинская, Атырауская, Мангистауская области — 50-55 тенге за литр;
- Акмолинская, Алматинская, Костанайская, Карагандинская, Павлодарская, Северо-Казахстанская, Жетысуская и Улытауская области — 70-75 тенге за литр;
- Восточно-Казахстанская, Западно-Казахстанская, Жамбылская, Кызылординская, Туркестанская и Абайская области — 60-65 тенге за литр.
Читайте также: