До 30% пропускной способности железных дорог теряет Казахстан

Казахстанский транзит, а с ним и железные дороги, меняется. Не так быстро, как надо. Один из немногих признаков перемен — повышение в должности экс-главы КТЖ Нурлана Сауранбаева и его экс-заместителя Талгата Алдыбергенова. Остальное на КТЖ пока не изменилось: огромные долги, коррупция, потери до трети пропускной способности, сотни страниц бумажных документов, непрозрачное движение поездов и царство монополий, которым автоматизация декларирования и отслеживание движения в реальном времени ненавистны. Равный доступ частного сектора к МЖС требуют усилий и решительных действий. Смогут ли новые, но долго работавшие на «железке» менеджеры, сменить торможение транзита ускорением?

Нового начальника назначили

Председатель правления АО «НК «Қазақстан темір жолы» Талгат Алдыбергенов назначен на пост с должности зампреда правления АО «НК «ҚТЖ» в начале июля 2025. Он заменил Нурлана Сауранбаева, который стал новым министром транспорта Казахстана.

Начальник и подчиненный, каждый, пересели в кресла повыше, но субординация сохранилась.

Буквально, через 4 недели работы на новой должности, 31 июля 2025 года, Алдыбергенова принял президент Токаев.

Как доложил Алдыбергенов, по итогам I полугодия 2025 года эксплуатационный грузооборот КТЖ вырос на 8,6%, транзит составил 14,6 млн т.

Для формирования Трансказахстанского железнодорожного коридора строится более 1700 км новых железнодорожных линий и модернизируется 3 тыс. км путей.

На строительство Трансказахстанского железнодорожного коридора КТЖ подписала соглашение на синдицированный заем на 480 млн швейцарских франков или 326,2 млрд тенге, или $605,5 млн на три года с Abu Dhabi Commercial Bank и Deutsche Bank.

Планировалось, что деньги авансируют, в том числе, на строительство участка Кызылжар—Мойынты, модернизацию перегруженных участков железной дороги и, ожидаемо, на рефинансирование обязательств АО «НК «КТЖ».

В 2025 году должно быть закончено строительство вторых путей на участке Достык—Мойынты и обводной дороги Алматы. Продолжается реализация проекта Дарбаза—Мактаарал (152 км). Начато строительство линий Бахты—Аягоз и Кызылжар—Мойынты (366 км, для модернизации особо загруженных участков магистрали от ст. Кызылжар до порта Актау). Расширяется участок Алтынколь—Жетыген (293 км).

По данным министерства транспорта РК, инвестиции в развитие железнодорожной инфраструктуры могут принести до $10 млрд мультипликативного эффекта к 2035 году.

«Общая эксплуатационная протяжённость железнодорожной сети составляет 16 тыс. км. Уровень износа достигает 57%. Это сказывается на скорости и безопасности движения поездов. Инфраструктура работает на пределе своих возможностей», — сказал Сауранбаев через три недели после главы КТЖ и уже на заседании правительства.

По его словам, магистральная железнодорожная сеть (МЖС) — основной актив железнодорожной отрасли. До 2030 года планируется строительство новых путей и модернизация 5 тыс. км. Кроме того, проводится ремонт на 11 тыс. км путей.

«За последние 10 лет объем транзита увеличился вдвое, и в 2024 году достиг 27,4 млн т. С учетом проводимой работы в железнодорожной отрасли объем транзита в этом году достигнет 33 млн т. А в следующем году должно быть более 54 млн т», — сказал Сауранбаев.

По идее, за полгода транзит должен был составить 16,5 млн т, если в него не включены объемы автотранзита, а составил, по данным Алдыбергенова, 14,6 млн т. Казахстан — в «минусе».

При этом, цифры намечены до конца 2029 года — 67 млн т.

На сегодня работают 7 терминалов (ключевых точек консолидации грузов): Ляньюньган, Сиань, Достык, Хоргос, Курык, Актау и Алматы. В ближайшее время откроются ещё 2: Селятино в Московской области России и Свислочь на юго-западе Гродненской области Беларуси. Идёт работа по ещё 5 терминалам в будущем. То есть, формируется, по данным Сауранбаева, сеть казахстанских терминалов на направлении Восток—Запад.

Если есть шаг — должен быть след

На казахстанских железных дорогах прибытие и отправление поездов фиксируются на бумаге, часто происходят простои, заявил министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Жаслан Мадиев.

«Анализ (отрасли — Bizmedia.kz) показал ряд проблем: нет прозрачности загруженности магистральной сети, планирование выполняется вручную, контроль за операциями слабый. Это приводит к задержкам в подаче и уборке вагонов. Прибытие и отправление фиксируются на бумаге. В результате часто происходят простои» (из-за бумажного документооборота и отсутствия цифровых следов прибытия и убытия — Bizmedia.kz), — сказал Мадиев, выступая на недавнем заседании правительства.

По его словам, проблемы, выявленные реинжинирингом отрасли, решаются за счет внедрения цифровых технологий, среди которых: цифровой двойник магистральной сети, ИИ для планирования перевозок, видеораспознавание номеров вагонов и услуга «Определение местоположения вагона/груза», автопередача данных с GPS-трекеров в систему для определения факта прибытия/отбытия, авторасчёт времени простоя за счет фиксации номера вагона.

«Данные решения сократят количество шагов на 45%, бизнес-роли уменьшатся на 35%. Управление станет проще и прозрачнее», — добавил Мадиев.

Сегодня, при подаче заявки в КТЖ на доступ к дороге требуется, по данным МЦРИАП, прикрепление до 18 бумажных документов, около 300 страниц. Они оформляются вручную, повторяются в других системах, доставляются курьерами.

По данным TRACECA, ОЭСР и международному опыту, Казахстан ежегодно теряет до 25–30% пропускной способности железных дорог из-за отсутствия цифрового мониторинга. В потери входит нерациональное распределение ниток графика, простой вагонов и отсутствие прозрачной информации о загрузке инфраструктуры.

Если устранить хотя бы 15–20% этих потерь за счет отслеживания в реальном времени, можно получить, по данным МЦРИАП, макроэкономический эффект порядка 1,2% ВВП, или $3,1 млрд. Доля транспортно-логистического сектора в ВВП страны составляет 6–8%.

Цифровизация позволяет управлять транспортными потоками в реальном времени — объединить железнодорожный, автомобильный, морской, авиатранспорт в один поток, обеспечить «бесшовную» логистику: автоотслеживание груза, единая электронная накладная, интеграция с таможней, точное планирование загрузки, оптимизация маршрутов, управление рисками и быстрая реакция на сбои.

Монополии сопротивляются цифровизации «железки»

КТЖ купил, по данным МЦРИАП, много программных решений — Wabtec (Kinetix, PTC 2.0), Pangu Model Huawei, TMS, KTZ Cargo Reporting, но, согласно утвержденной «Дорожной карте цифровых проектов», их внедрение завершится полностью к 2028 году, а фактичес¬кая эксплуатация планируется с 2029.

Долго.

Правильнее пересмотреть цифровую политику в пользу качественных и создающих условия роста уже в ближайшее время решений, чтобы быстро решить проблемы: предоставления доступа к МЖС, планирования и подачи и уборки вагонов.

Конечно, нужны контейнерные склады хранения и логистические хабы, в которых интегрируются инфраструктура всех видов поставок. Казахстан же пока только начинает их строить:

При этом, разработку и внедрение нужных цифровых решений можно уложить, по данным МЦРИАП, в один год. Это снимет сложности с доступом к дороге: упростит подачу заявок, покажет причины отказов, снимет конфликт интересов внутри КТЖ, между функция¬ми оператора инфраструктуры и перевозчика.

Для решения этих проблем МЦРИАП предлагает внедрение:

Цифровизация транспорта, это — риски. Автоматизация декларирования и внедрение электронной системы в реальном времени дают высокий эффект, сокращая коррупционные риски и ускоряя транзит. Однако равный доступ частного сектора к МЖС, требуют значительных усилий и решительных действий, так как сталкиваются, по данным МЦРИАП, с сопротивлением монополий.

Государство влияет на рентабельность маршрутов

Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) — мультимодальный, в котором задействованы железнодорожный и морской транспорт. ТМТМ может вдвое сократить сроки перевозок из КНР в ЕС, значимо снизив транспортные издержки. По некоторым данным, грузоперевозки по ТМТМ, например, в 2023 году выросли на 64% и достигли 2,8 млн т.

«На направлении ТМТМ срок доставки сократился с 53 до 17 дней. В течение последних трёх лет тарифы остаются стабильными, и с 2023 года не изменялись», — сказал Сауранбаев на заседании правительства.

По его словам, для качества сервиса внедряются цифровые технологии: оформление сократилось с 8 час. до 30 мин., движение поездов отслеживается онлайн, обеспечивая «беспрепятственный» транзит.

В ближайшее время начнётся работа по подготовке Межправительственного соглашения для дальнейшего развития маршрута ТМТМ, напомнил Сауранбаев.

Сократить срок доставки втрое до 17 дней и не задрать тарифы! Обидно, а!

«Логистика по различным маршрутам, в том числе ТМТМ, действительно ускоряется в последние годы. За счёт обновления подвижных составов, ускорения процессов оформления грузов и транзитных процедур. При этом значительная часть тарифов регулируется государством, что зачастую влияет на рентабельность отдельных маршрутов и в целом — операторов перевозок», — считает директор Агентства мониторинга и анализа авторынка Артур Мискарян.

Причины здесь, по мнению экспертов, комплексные:

Однако, долгое удержание или снижение тарифов на транзит, может не только привести к росту грузопотока, лучшей загрузке маршрута и снижению издержек на перевозку, закреплению доли рынка за Казахстаном, но и недоинвестированию — при слишком низкой марже может не хватить денег на модернизацию инфраструктуры и сервисов, к зависимости от объёма грузов и ценовой войне с конкурентами.

Так что, для выгоды от долгого удержания тарифов рост объёмов и эффективность должны перекрывать снижение доходности.

На 2025–2030 годы, при разных вариантах тарифов, по ТМТМ возможны разные сценарии развития ситуации:

Итак, на выбор стратегии влияют:

Долгосрочное удержание или снижение тарифов может быть устойчивым:

Что-то пошло не так…

В I полугодии 2025 года по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ) через порт Курык проследовало более 1 тыс. китайских автопоездов, а за 2024 год — почти 3,5 тыс., — следует из сообщения, в пятницу.

Согласно информации, совместно со странами-партнерами — Китаем, Азербайджаном, Грузией и Турцией — для развития Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) разработана Дорожная карта по синхронному устранению «узких» мест до 2027 года: построен ж/д участок Достык—Мойынты, ведется обходная линия ст. Алматы, меняется портовая инфраструктура — углублено дно акватории порта Курык, запущен зерновой терминал, мощностью 1 млн т и контейнерный хаб в порту Актау.

Создано в 2023 году СП Middle Corridor Multimodal Ltd с участием Казахстана, Азербайджана и Грузии, оно обеспечивает мультимодальные перевозки по принципу «одного окна» с гарантированной стоимостью и сроками доставки. Планируется присоединение к СП «дочки» компании Китайских железных дорог — CRCT.

В июне 2025 года в грузинском порту Поти начал работу казахстанский мультимодальный терминал, площадью 8,9 га и мощностью 120 тыс. контейнеров/год.

За I полугодие 2025 года перевозки достигли 2,3 млн тонн, что на 7% больше I полугодия 2024 года. Автоматизированы таможенные процедуры и оформление одного контейнерного поезда сократилось с 3 часов до 30 минут.

А ведь в начале 2024 года в Давосе экс-министр нацэкономики Алибек Куантыров говорил, что к 2025 году планируется увеличение пропускной способности ТМТМ с 6 до 10 млн тонн грузов. Потом эта цифра — 10 млн тонн грузов в год, отодвинулась до «к 2027 году».

Похоже, правительство пересмотрело планы.

Продолжая тему:
#Железная дорога #Казахстан #КТЖ
Президент принял председателя Верховного суда Асламбека Мергалиева
25 августа 2025 в 17:59
Компания Wildberries изменила доставку в Казахстане — подробности
21 августа 2025 в 11:37
Самая частая зарплата казахстанцев — 97 тысяч тенге в месяц?
25 августа 2025 в 17:48
В Казахстане появился новый депозит на месяц
22 августа 2025 в 14:42
Прокуратура Кызылординской области выявила факты нецелевого использования бюджетных средств
25 августа 2025 в 17:47
Казахстанцы массово жалуются на интернет от Beeline: платишь больше — получаешь хуже
20 августа 2025 в 17:07
В Костанае судом вынесен обвинительный приговор по делу о сбыте наркотических средств через социальные сети
25 августа 2025 в 17:34
В Казахстане с 2026 года изменится цена автостраховки
22 августа 2025 в 14:37
Налоги в Казахстане: назван предельный размер налоговой задолженности
25 августа 2025 в 17:34
Спасатели МЧС Казахстана обнаружили фрагменты пропавшего вертолета
26 июля 2025 в 11:53
Глава государства принял специального посланника Президента Демократической Республики Конго
25 августа 2025 в 17:22
Мини-отпуск в конце лета: как отдыхаем на День Конституции
22 августа 2025 в 14:34
Переплата за отопление: деньги казахстанцам не вернут, но будет перерасчет
25 августа 2025 в 17:14
ДТП в Казахстане: за полгода — 955 погибших
16 июля 2025 в 17:45
В области Абай прокуратура выявила налоговые нарушения у частных судебных исполнителей
25 августа 2025 в 17:11
С осени в Казахстане вводят новые правила по пенсиям
22 августа 2025 в 14:07
В Казахстане выведен новый сорт риса, потребляющий меньше воды
25 августа 2025 в 16:59
Казахстанский лидер поздравил Украину с Днём независимости
24 августа 2025 в 12:17
В Жетысу стартовала программа «Маман» для специалистов
25 августа 2025 в 16:57
Новый поворот. На банковском рынке Казахстана – перемены
18 августа 2025 в 10:53
Отказ от прямого ценового регулирования и переход к адресной социальной поддержке – реализация Послания-2024
25 августа 2025 в 16:46
Где в Астане купить уголь и сколько он стоит
22 августа 2025 в 16:38
Казахстанцы продолжают брать кредиты быстрее, чем копить
25 августа 2025 в 16:44
Рейтинг банков Казахстана по активами и чистой прибыли вместе с новыми KMF и «БиЭнКей»
19 августа 2025 в 16:40