На Central Asia Fintech Summit председатель правления компании Kcell Аскар Жамбакин рассказал об особенностях выхода компании на финансовый рынок в Казахстане и о том, какую аудиторию она планирует привлечь, сообщает Bizmedia.kz.
Во время своего выступления он сделал акцент на то, что Kcell, как телекоммуникационная компания с возможностью широкого охвата клиентов, может работать с ними напрямую, минуя посредников в виде банков и других платежных организаций.
Жамбакин отметил, что на данный момент около 15-20% населения страны не имеют возможности открывать счета.
«Причины самые разные: просроченные штрафы, кредиты, пени. Мы сталкиваемся с этим, когда предлагаем нашим клиентам открыть счёт. Аналогичная ситуация с виртуальными картами — ещё 15-20% клиентов отсекается при запросе в другие банки.
Поэтому мы считаем очень важным развивать платёжные организации, где не обязательно иметь банк за спиной. Сегодня это ограничение достаточно серьёзное», — заявил он.
Жамбакин особо отметил, что в настоящий момент компания работает с самыми разными операторами для оплаты с баланса — от коммунальных услуг до парковок и транспортных услуг.
«Тем не менее, в Kcell имеют возможность не просто предоставления оплаты услуг, но и делать это без дополнительного участия банков или других платежных организаций.
В нашей базе находится около 400 тысяч клиентов. Мы считаем, что минимальная платёжная история могла бы стать основой для студентов и подростков. Это могло бы стать началом для нас. На самом деле мы уже успешно развили подобную модель. Она демонстрирует наш институциональный бизнес, который, как мы считаем, должен продолжать развиваться», — заявил он.
Далее Жамбакин рассказал о единой системе платежей и едином QR-коде:
«Мне кажется, этот процесс нужно максимально ускорить. С 2020 года идут разговоры о едином стандарте, и в нём не будет закрытых экосистем. Тогда любой клиент любого банка или платёжной организации сможет проводить оплату в любой торговой точке.
Что касается доступа в отдалённые регионы, я уверен, что мы сможем достичь и их. Мы работаем над расширением покрытия и сможем обеспечить доступ, так как связь работает через мобильные приложения», — отметил он.
Говоря о ситуации в регионах, Жамбакин признал, что она остаётся сложной.
«В регионах ситуация плачевная: перебои с оплатой, штрафы, пени, просроченные платежи. Мы видим, что связь с платёжными системами не всегда стабильна», — добавил он.
Жамбакин выразил уверенность, что Kcell может занять одну из ведущих ролей в финансовой индустрии, учитывая повсеместное наличие телефонов у населения. Это расширит доступ клиентов к различным банковским инструментам, особенно если они будут не просто предоставляется финансовыми институтами, а самим оператором связи.
Подобный положительный опыт есть по всему миру: в Европе, странах Юго-Восточной Азии и на постсоветском пространстве.
В этом свете он подчеркнул важность тесного сотрудничества между банками и телеком-компаниями в будущем.
«Такие партнёрства у нас уже есть. Мы работали в Азербайджане и других регионах, сотрудничая с банками. Например, ранее мы успешно использовали скоринговые модели для МСБ-бизнеса, а теперь такие модели представляются уже банками для оценки скоринга. Данные, собранные в системе ISA и транзакционной системе, могут быть полезны банкам в зависимости от их технологической мощи», — подчеркнул Жамбакин.
Телеком-компания также использует собранные данные для таргетированной рекламы.
«Мы осознали, когда и с какими предложениями, основываясь на поведенческих паттернах, стоит обращаться к клиентам. Даже СМС-сообщения должны отправляться в нужное время, чтобы они работали эффективно. Очень важно учитывать активность клиента в интернете и делать предложения, когда они наиболее актуальны», — добавил он.
Напомним, что Central Asia Fintech Summit впервые проходит в Алматы 8 и 9 октября. На саммите выступят более 70 спикеров, включая экспертов финансового рынка, представителей регуляторов и международных организаций, таких как Международный валютный фонд, Банк международных расчётов и Всемирный банк.