Термин «Слышащее государство» впервые прозвучал в послании президента Касым-Жомарта Токаева народу страны в сентябре 2019 года, передает Bizmedia.kz.
«Наша общая задача – воплотить в жизнь концепцию «Слышащего государства», которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан. Только путем постоянного диалога власти и общества можно построить гармоничное государство, встроенное в контекст современной геополитики», — сказал тогда президент Казахстана Касым- Жомарт Токаев.
Уже в 2020 термин вошел в концепцию государственного управления до 2030 года, став одним из принципов внутренней политики. В Концепции сказано, что государственная политика в общем, и любая реформа, в частности, в первую очередь должны быть направлены на улучшение жизни и благосостояния населения – «Люди прежде всего» — должно стать основополагающим фактором при принятии государственных решений.
Также сказано, что на смену бюрократическому отношению власти к обществу должны прийти проактивность, сервисность и отзывчивость госаппарата. То есть каждый гражданин страны должен точно знать, что его голос в принятии важных государственных решений будет услышан. Главное, воплощение в жизнь принципа «Люди прежде всего» должно планомерно шаг за шагом вывести доверие народа к государству на новый, качественный уровень.
К сожалению, Концепт «Слышащего государства» многие, в том числе и чиновники восприняли не совсем верно. Активисты «из народа», увидели возможность обвинять государство что именно их не слышат, поскольку нет реакции на их требования.
А чиновник почему-то решили, что информационные бури в соцсетях, справедливости ради отметим, не всегда адекватные и тем более аргументированные, это именно то, на что нужно опираться при принятии решений. В результате это привело к тому, что вместо повышения доверия к власти, она начала себя дискредитировать. Достаточно вспомнить решение минобразования в 2023 году о продлении учебного года.
Это вызвало бурю возмущения в соцсетях только потому, что министерство не просчитало возможные последствия, даже не в реакции общества, а в множестве неудобств, которые возникли у школьников и их родителей. И спустя короткое время министерство отыграло обратно. Подобные метания доверия к власти явно не добавили. Поэтому, в первую очередь чиновникам, да и гражданам, необходимо понять, что в эффективной реализации «Слышащего государства», соцсети играют явно не первую роль. Есть другие, более эффективные инструменты.
Закон «Об общественном контроле», который появился в 2024 году, принят с целью повысить подотчетность и прозрачность работы государственных органов.
В законе регламентируются независимые советы общественников и публичные слушания по важным вопросам. Нормы закона открывают широкие возможности для казахстанцев с активной гражданской позицией, позволяя отслеживать работу государственных структур, высказывать предложения и замечания по их деятельности, которые обязательно будут учтены.
Онлайн-приемные местных и центральных властей действуют на постоянной основе, а в региональных и местных бюджетах заложены средства на реализацию предложений жителей территорий.
Кроме того, информационная система «E-Otinish» обеспечивает не только прямую связь с госорганами, но и значительно сократило бюрократизацию госаппарата. Пожаловаться можно как в любую госструктуру, так и на саму госструктуру, причем с полной уверенностью, что это обращение не останется без внимания.
Активно идет работа по масштабированию проекта «Центр приема граждан» пилотный проект которого доказал значимую эффективность такого подхода к диалогу с населением. Не менее эффективно работают встречи акимов и министров с населением, после которых решаются мелкие и крупные проблемы отдельных граждан и территорий.
В прямом эфире идут трансляции заседаний палат парламента, правительства, брифингов. На сайте Открытые НПА законопроекты и проекты приказов, постановлений и других подзаконных актов выкладываются в открытом доступе. И доступны для замечаний и предложений. С весны текущего года, вместо десятка непонятных «сайтов петиций Казахстана» появился один официальный, на котором граждане могут инициировать в том числе и предложения по реформам в самых разных областях жизнедеятельности. И уже есть результаты по одной петиции принято положительное решение, еще по двум идет работа, причем с постоянной отчетностью в СМИ.
Как видим, инструментов диалога с населением у власти достаточно, однако это не значит, что на интернет-пространство не надо обращать внимания. Те же соцсети можно использовать как некий индикатор социальной температуры общества, черпать из них идеи для инициирования реформ меняющих жизнь населения к лучшему без шоковых потрясений. Но главное принимать решения предварительно посоветовавшись с народом и проанализировав возможное влияние на личную, общественную социальную и экономическую жизнь каждого гражданина Казахстана.