Новый налоговый кодекс, ориентированный на оптимизацию налоговой системы, был предложен Миннацэкономики, как сообщает источник Bizmedia.kz.
В обсуждаемом документе затрагиваются ключевые аспекты налоговой политики, в том числе:
- введение изменчивых налоговых тарифов для различных отраслей;
- ускорение перехода к прогрессивной системе налогообложения;
- пересмотр специализированных налоговых схем;
- нормализация и уменьшение налоговых преференций не менее чем на 20% и установление прозрачных критериев их получения;
- разработка сервисно-ориентированной модели работы между налоговой службой и налогоплательщиками;
- совершенствование системы управления налогообложением;
- переход к полностью цифровой системе налогового контроля с уменьшением объема налоговой отчетности на 30%;
- реализация политики снижения налоговой нагрузки или полного освобождения от налогов для средств, направляемых на техническое обновление и научные исследования;
- сокращение на 20% числа обязательных платежей и налогов;
- предоставление льгот по налогам и иным платежам иностранным и местным инвесторам на начальном этапе реализации производственных проектов;
- упрощение процесса возврата налога на добавленную стоимость (НДС).
Для улучшения текущего состояния в сфере налогообложения предлагается следующее:
Реализовать метод, основанный на дифференциации, который позволит отдельным категориям налогоплательщиков использовать в кредит дополнительные объемы НДС. Такая возможность актуальна для:
- агентов аграрного сектора и акуакультуры, в том числе для мелких фермерских хозяйств, по части товарооборота, связанного с выпуском продукции собственного производства в области сельского хозяйства и рыбоводства, а также обработки этой продукции;
- организациям, занимающимся обработкой сельскохозяйственной и рыбопродукции, полученной в ходе лова или выращивания (в пределах определенных типов деятельности);
- кооперативам в сельскохозяйственной сфере по двум направлениям:
- относительно товарооборота, касающегося продажи продукции сельского хозяйства и акуакультуры, полученной от собственных усилий или усилий его членов;
- в отношении продукции, произведенной в результате обработки аграрной продукции или продукции рыбоводства, приобретенной у местных производителей или созданной участниками кооператива;
- а также выполнения определенных работ и услуг для членов кооператива, направленных на содействие в осуществлении указанных ими операций.
Предложено варьировать размеры налога на прибыль:
- Для банковской сферы размер налога составит 25%;
- Стандартная ставка установлена на уровне 20%;
- Для аграрных производителей, компаний, предоставляющих финансовый лизинг, и организаций в сфере социали (включая образовательные учреждения, медицинские и здравоохранительные службы), предлагается ставка в 10%.
Это предложение направлено на обеспечение баланса налоговой нагрузки, исходя из доходности бизнеса и общего объема налогообложения. Отдельно учитывается необходимость ведения раздельного учета при одновременной работе в различных секторах экономики, а также возможное противодействие от заинтересованных групп (отраслевые ведомства, налогоплательщики, деловые сообщества) и методы минимизации налогов через использование аффилированных структур.
Для активизации процесса реинвестирования прибылей в развитие и модернизацию бизнеса предложены следующие меры:
- Разработка системы льгот по налогу на прибыль для инвестиций в обновление технологий и проведение научных исследований;
- Возможность для налогоплательщиков классифицировать расходы на ремонт (как текущий, так и капитальный, включая затраты на реконструкцию и модернизацию) либо как увеличение стоимостной оценки активов, либо как одноразовый вычет;
- Установление общего предела амортизации для активов первой и второй групп в размере до 25%;
- Распространение льгот на все категории основных фондов первой, второй и третьей группы, не зависимо от их назначения и использования в Республике Казахстан, при условии их эксплуатации в течение трех лет.
Отдельно по вопросу улучшения использования сельскохозяйственных угодий через пересмотр политики в области земельного налогообложения, предлагается:
- Установить единый налоговый режим для индивидуальных предпринимателей в сельском хозяйстве с реализацией положений, уже предусмотренных в Налоговом кодексе, включая минимальный налог в размере 500 тенге за гектар;
- Применить аналогичный режим для сельскохозяйственных производителей с соблюдением установленных условий налогового кодекса.
Предложенные изменения включают увеличение налогов для товаров, считающихся символами роскоши. Предлагаются новые ставки налогов для объектов, чья общая стоимость превышает лимит в 130 тыс. МРП (479 960 000 тенге в 2024 году), особенно для ограниченного числа владельцев дорогостоящих товаров, например, 490 яхт, что в настоящее время облагается максимальным налогом в размере около 190 тыс. тенге (55 МРП).
Предложение включает в себя значительное увеличение налоговых ставок с возможностью использования длины яхты как критерия для налогообложения, по аналогии с практикой в Европейских странах, где яхты длиной свыше 5 метров квалифицируются как роскошные.
На примере Греции, где налог на яхты варьируется от 780 евро (383 тыс. тенге) до 2340 евро (1 149 тыс. тенге), при дополнительном повышении для судов длиной больше 12 метров, предлагается пересмотреть и налогообложение дорогих алкогольных напитков и сигар. Объектами для увеличения акцизов станут, например, ввезенные в страну алкогольные напитки высокой стоимости, включая виски «MACALLAN 50YO» по цене 5 995 968 тенге за 0,70 л, коньяк «Cognac Remy Martin Louis XIII» за 4 225 131 тенге за 3 л и вино «Сhateau Petrus» за 888 929 тенге за 0,75 л, а также сигары высокой стоимости, включая «Cohiba» на 143 100 тенге за 15 штук и «Don Antonio Churchills» на 120 000 тенге за 40 штук.
В документе утверждается, что предложенные изменения налоговой политики помогут достичь более справедливого распределения доходов между разными слоями населения, а также способствовать увеличению государственных доходов и регулированию потребления определенных категорий товаров.
Высказано мнение о том, что снижение внутреннего спроса на дорогостоящие товары и их покупка за рубежом, а также расходы на введение налога на «роскошь» могут не оправдать получаемые от него доходы.
Однако предусмотрена координация налоговых ставок на табачную продукцию в соответствии с условиями Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и постепенное увеличение акцизов на сигареты до 28 евро к 2024 году, что составляет примерно на 20% меньше, чем предполагаемая ставка.
Также предполагается корректировка этой ставки в соответствии с Соглашением ЕАЭС о налоговой политике. Подчеркивается, что предложения по новым налоговым ставкам для сигарет будут рассмотрены и внесены в налоговое законодательство, основываясь на разработанной концепции налоговой политики.
В планах по обновлению системы налогового учета значится переход на полностью цифровые подходы в контроле за налогообложением. Этот шаг предусматривает обширное использование разнообразных информационных потоков для удаленного управления процессами.
Речь идет о сборе и консолидации сведений о плательщиках налогов, получаемых из многочисленных источников, включая государственные органы, финансовые учреждения с учетом банковской конфиденциальности, а также данные из стран как близкого, так и дальнего зарубежья.
До 2025 года запланировано внедрение ряда новых систем – это включает в себя Интегрированную систему управления налогами, единую базу данных и систему KEDEN, при этом особое внимание уделяется технологическому обеспечению для хранения и анализа обширных информационных массивов.
Внедрение профилактических стратегий, направленных на минимизацию нарушений, также находится в числе приоритетов – это предполагает информирование плательщиков с помощью услуг второстепенных банков и собственных каналов связи Министерства финансов.
Более того, планируется на 30% сократить объем необходимой финансово-налоговой отчетности благодаря исключению повторяющихся документов и упрощению процедур для предпринимателей без наемного персонала, ограничив их обязательства лишь осуществлением налоговых платежей через различные электронные платформы, включая мобильные приложения для государственных служб, приложения банков, портал eGov, портал Министерства финансов РК kgd.gov.kz и другие.
В проекте документа представлены инициативы по сокращению налоговой нагрузки, предусматривающие уменьшение общего числа налогов и других обязательных взносов в государственный бюджет минимум на 20%.
Одним из предложений является объединение трех различных платежей, связанных с использованием ресурсов (воды, леса и фауны) в единую ставку, что позволит уменьшить количество размеров ставок на 21%, или на 77 пунктов.
Дополнительно, планируется отмена определенных сборов (примерно 8) и некоторых видов государственных сборов (около 6). Ожидается, что обновленный налоговый кодекс будет введен в действие в октябре 2024 года.
Обсуждение проекта открыто для публики на ресурсе Открытые НПА и продлится до 27 марта.