Когда судно Maersk Tanjong 2 декабря покинуло Таиланд и отправилось к Суэцкому каналу, чтобы достигнуть Восточного побережья США, оно перевозило грузы для таких розничных сетей и брендов одежды, как Walmart (NYSE: WMT), H&M (ST: HMb), Adidas (OTC: ADDYY) и ASOS (LON: ASOS), как свидетельствуют данные о импорте и перевозках, передает Bizmedia.kz.
17 декабря оно изменило курс на юг, чтобы обойти мыс Доброй Надежды в Африке, после того, как Maersk временно прекратил отправку судов через Суэцкий канал из-за нападений пиратов, вызвавших задержки, дополнительные расходы и неопределенность на мировых рынках потребительских товаров и розницы.
Это изменение маршрута добавило тысячи миль и пять дней к пути судна Tanjong в штат Вирджиния, США. По данным LSEG, обход Африки увеличивает расходы на топливо на около 1 миллион долларов на пути в Северную Европу. На борту «Танджонга» и еще трех контейнеровозов, которые сменили маршрут, находились самые разные грузы — от свежих креветок до дорогих кроссовок и пластиковых трубок.
Reuters удалось определить содержимое контейнеров, сопоставив данные о импорте в США, предоставленные S&P Global Market Intelligence’s Panjiva, со списком перенаправленных судов, предоставленным платформой отслеживания ShipsGo.
Эти данные предоставляют обзор широкого ассортимента товаров, которые перевозятся в сотнях тысяч контейнеров на более чем 500 судах, оказавшихся в кризисной ситуации, не показывающей признаков ослабления.
Боевики Хути, поддерживаемые Ираном и контролирующие большую часть Йемена, начиная с 19 ноября, непрерывно запускают дроны и ракеты по западным коммерческим судам в Красном море, выражая протест в отношении военных операций Израиля в Газе.
Эти атаки последовали за серией ударов, которые затронули идею безперебойной глобальной торговли, включая рост протекционизма, пандемию COVID и климатическую засуху, оказавшую влияние на Панамский канал. Последнее событие может ускорить переход к более коротким цепочкам поставок, которые часто называются «ближним шорингом», сообщили Reuters пять руководителей и отраслевых консультантов.
В ответ на перспективу длительного кризиса, некоторые компании уже принимают меры, комбинируя авиа-, железнодорожные и морские перевозки, заказывая товары заранее и используя заводы, находящиеся ближе к их местоположению, сообщили пять источников.
Два эксперта по судоходству отметили, что такие изменения могут оказать долгосрочное влияние на то, насколько компании будут полагаться на 154-летний Суэцкий канал, который в 2021 году был полностью заблокирован и привел к потере торговли на 9 миллиардов долларов в день, по оценкам Maersk.
Walmart, крупнейшая в мире розничная компания, которая поставляла товары, включая одежду, в Танджонг, сообщила Reuters, что корректирует свою цепочку поставок, «чтобы помочь справиться с недавними изменениями в маршрутах доставки», и сосредоточена на «поддержании доступности запасов». Компания отказалась предоставить дополнительную информацию о корректировках.
До нападений хакеров, онлайн-ритейлер модной одежды ASOS закупал больше товаров в Великобритании и Марокко, чтобы сократить время доставки, как ответ на вопросы о задержках. Компания отмечает, что сотни товаров ASOS, доставляемых из Азии на судне Tanjong, скорее всего не являются самыми модными и актуальными.
По словам компании, продолжение атак может повлиять на решения ASOS о закупках в долгосрочной перспективе, увеличив сроки доставки.
По последним данным, по меньшей мере 523 контейнеровоза были отозваны из Красного моря судоходными линиями, что привело к почти 60-процентному снижению контейнерного трафика на этом водном пути. Задержки достигают более семи недель.
Быстро развивающаяся и низкорентабельная швейная промышленность особенно пострадала от задержек в Красном море, поскольку весенние коллекции должны быть на складах в это время года, а летняя одежда — в ближайшем будущем.
Питер Сэнд, главный аналитик платформы Xeneta, занимающейся сравнительным анализом ставок воздушных и морских перевозок, говорит, что в связи с кризисом компании, производящие одежду все чаще доставляют весенние коллекции по воздуху, а не по морю.
В ответ на вопросы о судне Tanjong и других судах, компания Maersk заявила, что «находится в тесном диалоге со своими клиентами по поводу ситуации в Красном море».
Шведская компания H&M, поставляющая одежду на судне Tanjong, отметила, что пока не предвидит «значительных сбоев» в своей цепочке поставок, но «внимательно следит за ситуацией». Adidas отказался от комментариев.
50-ДНЕВНАЯ ЗАДЕРЖКА
Пятидневная задержка судна Tanjong, которое причалило в Норфолке, штат Вирджиния, 19 января, была относительно недолгой. Суда, включая Londrina и San Clemente, принадлежащие компании Maersk, начали свой рейс в ноябре и ожидают прибытия в конечные пункты назначения только в середине февраля после более чем 50-дневной задержки, согласно данным ShipsGo.
«Потери в розничной торговле будут различаться в зависимости от отрасли», — сообщил Крис Роджерс (NYSE:ROG), руководитель группы исследований цепочек поставок в S&P Global. Он отметил, что одной из проблем является повреждение продовольственных товаров и сезонных товаров.
Ларс Йенсен, генеральный директор консалтинговой компании Vespucci Maritime, заявил, что грузы, доставленные после Дня святого Валентина, станут «практически бесполезными» для некоторых товаров.
Производитель джинсов Levi Strauss (NYSE:LEVI) сообщил на прошлой неделе во время телефонной конференции, что его операционные, коммерческие и финансовые команды «работают круглосуточно» и что время транзита увеличилось на 10-14 дней. Компания начала перенаправлять часть своей продукции через Западное побережье США на Восточное.
«Если кризис продолжится во второй половине года, есть определенный риск (в отношении расходов)», — заявил финансовый директор Levi’s Хармит Сингх. Однако он добавил, что примерно 70% морских перевозок Levi’s осуществляются по трехлетним контрактам, что обеспечивает защиту компании от повышения цен.
Согласно представителям судоходной отрасли и компаниям, предоставляющим данные, ставки на контейнерные перевозки по важным торговым маршрутам резко возросли в январе. Опубликованные на прошлой неделе данные платформы Xeneta указывают на еще большее повышение ставок на морские перевозки в начале февраля.
Согласно Xeneta, наибольший рост средних краткосрочных ставок произойдет на маршруте Дальний Восток — Восточное побережье США. Стоимость перевозки 2 февраля достигнет до 6 119 долларов за 40-футовый контейнер (FEU), что на 146% больше, чем в середине декабря.
Источник в отрасли, не желающий называть свое имя из-за деликатности вопроса, указал, что ликвидация последствий кризиса в Красном море займет несколько месяцев. Он также предсказал последствия, включая рост цен на авиаперевозки и железнодорожные перевозки.
По его словам, небольшие компании розничной торговли и производства потребительских товаров недооценивают последствия атак в Красном море, сохраняя выжидательную позицию, в то время как крупные компании разрабатывают планы на случай непредвиденных обстоятельств.
«Если перебои в работе продолжатся до середины года, ритейлерам придется прибегнуть к тактическим изменениям — например, к более ранним отгрузкам или использованию альтернативных маршрутов, таких как железнодорожные или автомобильные перевозки», — отметил Роджерс из S&P Global. «Это вопрос времени, который требует немедленного решения».
Источник в компании, импортирующей ингредиенты и сырье, сообщил, что «множество» продуктов пострадало, однако общие проблемы в работе компании пока остаются незначительными.
НАБОР ТОВАРОВ
Помимо спортивных товаров и одежды, судно Tanjong также перевозило инструменты для компании Black & Decker, а также детские бутылочки и простыни из египетского хлопка. Грузы на трех других судах — Basle Express, APL Le Havre и MOL Courage, которые были задержаны недолго, включали холодильники LG, ароматы Givaudan и косметику Estee Lauder (NYSE: EL).
Estee Lauder, LG и Black & Decker не предоставили комментарии по запросу.
По данным, Estee Lauder поставляла косметику, компоненты, упаковку и флаконы. Корейский производитель Hyundai (OTC: HYMTF) Electric импортировал трансформаторы, а Samsung (KS: 005930) — детали холодильников. Hyundai Electric и Samsung не ответили на просьбы о комментарии.
На судах компании Procter & Gamble (NYSE: PG) были грузы, такие как сырьевой полиакрилат натрия, пластиковые трубки и средства для бритья Braun. Компания P&G отказалась комментировать.
Givaudan, крупнейший в мире производитель ароматизаторов и вкусовых добавок, продавал сырье всем крупным производителям продуктов питания и потребительских товаров в мире. Было загружено почти 28 000 килограммов продукции на судно APL Le Havre. Судно прибыло на Восточное побережье США 15 декабря после долгого путешествия вокруг Африки.
Компания Givaudan заявила, что возможные сбои в цепочке поставок вызывают беспокойство, но у нее есть планы по обеспечению непрерывности бизнеса для своих глобальных операций. Компания не прямо упомянула о влиянии нападения на Красное море на свой бизнес.