Насколько доступно качественное образование казахстанцам?

В Институте экономических исследований оценили какой доступ к качественному образованию имеют жители регионов Казахстана, сообщает Bizmedia.kz.

В рамках Индекса социального прогресса (SPI) подробнее необходимо рассмотреть показатель «Общий доступ к высококачественному образованию». Этот показатель основан на опросе, в котором участникам задаются вопросы о доступности качественного начального образования и оценке его достаточности для полного участия выпускников в общественной жизни как взрослых граждан. Оценка производится по шкале от 0 до 4, где 0 — низкое значение, а 4 — высокое значение. Информация для анализа по этому показателю берется из Проекта «Отличия демократии» (V-Dem Institute).

В Индексе социального прогресса 2022 года Казахстан занял 62-е место с показателем 2.66 среди 169 стран. Казахстан уступает Беларуси (53-е место) и Армении (60-е место) среди стран Евразийского экономического союза, но опережает Россию (68-е место) и Кыргызстан (85-е место). Лидерами в области доступа к высококачественному образованию являются Норвегия, Япония, Исландия, Швейцария и Мальта.

Согласно национальным данным, Казахстан показывает низкие результаты по качеству образования в Индексе социального прогресса, что подтверждается исследованием «Качество жизни населения», проведенным БНС АСПР РК в 2023 году. В этом исследовании также отмечается низкий уровень удовлетворенности населения качеством образования на всех уровнях. Важно отметить, что в Индексе социального прогресса вопрос о качестве образования не раскрывается полностью, и каждый респондент определяет понятие «качества» по-своему.

В общем, опрос показал следующие результаты в отношении удовлетворенности качеством образования:

Однако процент недовольных качеством образования оказался невелик — всего около 1,5%. Большинство опрошенных указали, что они частично удовлетворены качеством образования (33,3% опрошенных) или не смогли дать однозначный ответ (17,4% опрошенных). Стоит отметить, что по сравнению с данными 2022 года мы наблюдаем улучшение в удовлетворенности качеством образования. Особенно высокая удовлетворенность отмечается в отношении высшего и послевузовского образования, которым довольны 42,1% опрошенных (в 2023 году — 44,9%).

Что касается доступности образовательных услуг, здесь мы видим более высокий уровень удовлетворенности. Так, 59,7% опрошенных довольны доступностью среднего образования, 50,7% — дошкольного образования, 47,8% — среднего профессионального образования, и 41,9% — высшего и послевузовского образования.

На протяжении многих лет в Казахстане проводится анализ качества обучения — мониторинг учебных достижений учащихся. Главная цель этого анализа заключается в помощи школам с низкими результатами.

Согласно оценке, проведенной Министерством просвещения в 2023 году, средний балл учеников 4-х классов по всей республике составил 16,87 из 30 возможных. Лучшие результаты были достигнуты в Карагандинской области, где средний балл составил 19,31, в то время как в Атырауской области этот показатель был самым низким — 14,47 баллов. Таким образом, дети в начальной школе показывают очень низкие результаты.

В целом, оценка показала, что учащиеся испытывают трудности при выполнении сложных задач, требующих глубокого понимания, и эта проблема является «хронической». Кроме того, наблюдается разница в успеваемости между различными регионами и между городскими и сельскими районами внутри регионов. Даже студенты 9 классов показали низкие результаты, с средним баллом по всей республике 36,8 из 75 возможных.

Например, в Карагандинской области, которая показала лучшие результаты среди 4 классов, средний балл учеников 9 классов составил 40,28, в то время как в Атырауской области этот показатель составил 31,96. Это подтверждает, что проблемы в обучении, возникающие в начальной школе, не исчезают со временем, а только усугубляются и переносятся в старшие классы.

В целом, вопрос повышения качества образования в Казахстане требует решительных реформ, и результаты SPI, опроса БНС АСПР и ежегодного мониторинга успеваемости студентов должны служить основой для выявления и решения актуальных проблем.

Запускается новый авиарейс Шымкент — Каир
24 февраля 2025 в 18:39
Важное заявление сделала полиция Астаны
22 февраля 2025 в 14:10
Цены на СЗПТ постепенно снижаются
24 февраля 2025 в 18:20
Казахстанские банки в феврале поднимают ставки по депозитам
20 февраля 2025 в 17:00
CFO Summit 2025: «Казахстанская мечта» — когда финансы становятся крыльями
24 февраля 2025 в 18:11
Выдачу кредитов на отечественные автомобили казахстанцам упростили
20 февраля 2025 в 12:50
Өткен жылы шағын және орта бизнес өкілдерінің несиеге деген сұранысы өсіп, тұтынушылық несиеге деген сұраныс төмендеді
24 февраля 2025 в 18:05
Назван курс валют в обменниках крупнейших городов Казахстана
23 февраля 2025 в 12:36
Университеты Казахстана готовятся к внедрению онлайн-обучения
24 февраля 2025 в 17:43
Покупатели в Kaspi Магазине теперь могут получать бонусы от продавца
20 февраля 2025 в 15:16
Мемаудит Ұлттық қордан бөлінетін қаражаттың жұмсалуын қадағалай бастайды
24 февраля 2025 в 17:31
Штрафы за ИИ могут появиться в Казахстане
19 февраля 2025 в 11:02
Полуфинал Лиги чемпионов УЕФА по футзалу: стал известен соперник «Кайрата»
24 февраля 2025 в 17:29
Бензин АИ-92 подорожал еще на 2 тенге
24 февраля 2025 в 11:28
Теперь три района ВКО живут в «собственном часовом поясе»
24 февраля 2025 в 17:14
Halyk Bank вводит комиссию за размен банкнот и монет
24 февраля 2025 в 09:21
В Казахстане запущена программа по защите детей от онлайн-насилия
24 февраля 2025 в 16:43
В Казахстане вырастут зарплаты, пенсии и АСП
21 февраля 2025 в 16:08
Март 2025: как казахстанцы будут отдыхать
24 февраля 2025 в 16:42
Как изменятся цены на поезда в Казахстане
19 февраля 2025 в 17:10
Прокуратура Костанайской области пресекла работу нелегальных заводов
24 февраля 2025 в 16:19
Умут Шаяхметова о КПН: Должно быть справедливое для всех регулирование
20 февраля 2025 в 13:15
В Миннауки хотят начать готовить вопросы для ЕНТ с помощью ИИ
24 февраля 2025 в 15:48
Закиева раскритиковала содержание детей в школе-интернате в Алматинской области
23 февраля 2025 в 09:17