Дефицит доступных авто зафиксирован в Казахстане

Аналитики изучили автомобильный рынок в Казахстане. Они изучили его историю, выявили существующие тренды и сделали прогноз на следующие 10 лет, сообщает Bizmedia.kz.

Команда Jusan Analytics сообщила, что количество зарегистрированных легковых автомобилей в Казахстане на 1 января 2023 года составляет около 3,9 млн единиц. За последние 20 лет количество автомобилей почти утроилось. Однако большинство зарегистрированных автомобилей были выпущены более 10 лет назад, и они составляют более 70% всех легковых автомобилей.

Автомобили, которые старше 7 лет, но не достигли 10-летнего возраста, представляют вторую по размеру категорию. Это связано с тем, что эта категория, в основном, пополняется за счет импорта и производства.

Автомобильный рынок Казахстана

Как развивался автомобильный рынок в Казахстане? Мы рассмотрели процесс пополнения рынка автомобилей с помощью импорта и производства с 2005 года.

До 2010 года объем производства автомобилей в Казахстане был незначительным, составляя всего 2-3 тысячи автомобилей в год. Большинство авто на рынке были импортированы, особенно в пиковые годы 2006-2007, когда ежегодно ввозилось около 400 тысяч автомобилей, прежде всего, подержанных авто старше 10 лет из Германии и Японии.

В 2008 году запретили ввоз автомобилей с правым рулем, что снизило их количество на рынке. Но затем рынок быстро адаптировался и начали поступать подержанные автомобили из США, преимущественно возрастом от 5 до 7 лет.

С 2010 года, когда Казахстан вступил в Таможенный союз, перестали импортировать автомобили возрастной категории «10 лет и старше», так как таможенные пошлины существенно возросли, а технические регламенты стали более жесткими. С тех пор в Казахстане автомобили старше 10 лет преимущественно появляются на рынке естественным образом, путем старения уже находящихся на территории страны автомобилей.

Особенно заметной была ситуация в 2014-2015 годах, когда из-за изменения стоимости тенге к рублю (с 5,5 тенге за один рубль до 2,3) в Казахстан было завезено большое количество автомобилей как новых, так и бывших в употреблении, по относительно низкой цене из России. В то же время, официальные автосалоны также закупали автомобили из России и продавали их еще на протяжении нескольких лет. В связи с этим, объем продаж автомобилей официальных дилеров превышал фактическое количество автомобилей, импортированных и произведенных в последующие годы.

С 2016 года стало очень затратно ввозить в Казахстан автомобили, которым уже более 3 лет, из-за введения платы за первичную регистрацию и утилизационного сбора. С этого момента автомобильный рынок Казахстана стал основным образом пополняться за счет отечественного производства или ввоза новых автомобилей.

Влияние цен на продажи

Очевидно, что один из важных факторов продаж автомобилей на рынке — их розничная цена. Между 2006 и 2007 годами автомобильный рынок страны пополнялся рекордно высокими объемами — приблизительно 400 тыс. автомобилей в год, со средней ценой в 3-5 тыс. долларов (по текущему курсу 1.3-2.2 млн тенге). Это приблизительно соответствует текущему спросу на автомобили, которые старше 10 лет.

Когда цена автомобиля составляет 15-20 тыс. долларов (6.7-8.9 млн тенге), спрос снижается на половину и годовые продажи составляют около 150-200 тыс. единиц.

В 2016 году рост цен привел к сокращению импорта и производства автомобилей — 79 тыс. автомобилей в год, что гораздо меньше, чем обычно производится. Тем не менее цены на автомобили из-за этого времени практически сравнялись, составляя около 7,5-9,5 млн тенге (16-20 тыс. долларов).

Сколько доступных автомобилей на вторичном рынке?

Из-за низких объемов продаж и высоких цен на новые автомобили в Казахстане, не все жители могут позволить себе их покупку и доступных автомобилей не так много. Это приводит к тому, что на вторичном рынке более 60% сделок относятся к подержанным машинам, которые выпущены более 10 лет назад.

Около 20% всех продаваемых автомобилей не прошли растаможку и имеют номера регистрации других стран, в основном ЕАЭС. Простой анализ этих данных показывает, что в Казахстане таких автомобилей около 500 тысяч.

Toyota и Lada занимают лидирующие позиции по количеству нерастаможенных автомобилей на вторичном рынке. Среди авто, выпущенных между 1980-2010 годами, доля Lada составляет 54%, а доля Toyota — 24%. Это означает, что больше половины Lada, доступных на рынке, имеют иностранную регистрацию.

Напомним, что процесс легализации иностранных автомобилей, ввезенных на территорию Казахстана до 1 сентября 2022 года, будет проходить до 1 июля 2023 года. Это значит, что при перерегистрации эти 500 тыс. автомобилей станут частью официального автомобильного рынка. Однако на рынке существует нехватка качественных и доступных автомобилей, так как с 2016 года именно этот сегмент рынка перестал регулярно пополняться за счет импорта.

Естественная убыль на рынке

До 2010 года на отечественный автомобильный рынок поступало больше старых, более доступных машин, чем новых. Однако из-за устаревания их количество уменьшалось каждый год, даже при поступлении на рынок новых автомобилей. Это означает, что старые машины выбывают из эксплуатации быстрее, чем раньше. Доступных авто становится меньше. В период с 2014 по 2021 год на рынок поступило примерно 800 тыс. автомобилей, но количество автомобилей на дорогах сократилось на 200 тыс. единиц.

В 2022 году зарегистрировано 3,96 миллиона автомобилей, что почти соответствует пиковому значению 2014 года — 4 миллиона автомобилей. Однако, в целом автомобильный рынок Казахстана остается отрицательным по всем возрастным группам. Выход автомобилей из оборота все еще превышает их пополнение. Большинство выбывших автомобилей принадлежат категории доступных, то есть «старше 10 лет», и их число сократилось на 500 тысяч единиц за период с 2014 по 2021 годы.

Прогноз рынка на 10 лет

Согласно проанализированным данным, будущим тенденциям и прогнозам, через 10 лет рынок будет выглядеть так, как показано на инфографике.

Читайте также:

Опекунам упростили жизнь: важный документ теперь в пару кликов на eGov
13 мая 2025 в 21:53
Прокуратурой Алматинской области пресечена деятельность по незаконному контракту
12 мая 2025 в 16:54
МФО в банки — проблема для казахстанцев? Финансист заявил о расхождении АРРФР
13 мая 2025 в 21:22
Три дня подряд отдохнут казахстанцы на Курбан айт
12 мая 2025 в 10:19
ЕБРР понизил прогноз роста экономики Казахстана на 2025 год до 4,9% — самый слабый результат в регионе
13 мая 2025 в 20:31
Депозит «AQYL» в Отбасы банке с 12 мая: что нужно знать и важные детали
12 мая 2025 в 15:21
В Астане обсудили, как улучшить Портал социальных услуг
13 мая 2025 в 19:50
Взяточничество на границе: в Костанайской области осудили инспекторов
12 мая 2025 в 11:57
Система «Келешек» стартовала: за сутки открыли 1 000 образовательных вкладов
13 мая 2025 в 18:56
Home Credit Bank с 9 мая повысил ставки по двум депозитам
12 мая 2025 в 11:40
Нурбанк подключил переводы через турецкую систему UPT — доступна отправка в 180 стран
13 мая 2025 в 18:11
В Алматы за апрель зарегистрировано 2 600 нарушений ПДД мопедистами
2 мая 2025 в 17:12
В Семее осудили двух женщин за финансовую пирамиду на 20 миллионов тенге
13 мая 2025 в 17:40
Евразийский банк изменяет ставки в одном из своем депозитов
13 мая 2025 в 09:33
В мусор: почему здоровую еду выбрасывают чаще
13 мая 2025 в 17:10
В Иртыше подняли воду: как это поможет природе и сельчанам
12 мая 2025 в 08:38
Утверждены правила формирования Национального словарного фонда казахского языка
13 мая 2025 в 17:04
Из России экстрадировали казахстанца за поножовщину
12 мая 2025 в 12:37
ОАЭ инвестирует $1,1 млрд в создание аэротрополиса в Астане
13 мая 2025 в 16:12
Дороговизну молодого казахстанского картофеля объяснили в МСХ
13 мая 2025 в 13:41
В приложении eGov Mobile запущен новый сервис Nomad Guard для кибербезопасности граждан
13 мая 2025 в 16:06
ВАП выявило незаконное завышение тарифа на электроэнергию
13 мая 2025 в 10:56
Курс доллара опустился до 510 тенге — что это значит
13 мая 2025 в 15:36
В Абайской области пресекли крупную контрабанду сигарет
12 мая 2025 в 11:50