Дефицит доступных авто зафиксирован в Казахстане

Аналитики изучили автомобильный рынок в Казахстане. Они изучили его историю, выявили существующие тренды и сделали прогноз на следующие 10 лет, сообщает Bizmedia.kz.

Команда Jusan Analytics сообщила, что количество зарегистрированных легковых автомобилей в Казахстане на 1 января 2023 года составляет около 3,9 млн единиц. За последние 20 лет количество автомобилей почти утроилось. Однако большинство зарегистрированных автомобилей были выпущены более 10 лет назад, и они составляют более 70% всех легковых автомобилей.

Автомобили, которые старше 7 лет, но не достигли 10-летнего возраста, представляют вторую по размеру категорию. Это связано с тем, что эта категория, в основном, пополняется за счет импорта и производства.

Автомобильный рынок Казахстана

Как развивался автомобильный рынок в Казахстане? Мы рассмотрели процесс пополнения рынка автомобилей с помощью импорта и производства с 2005 года.

До 2010 года объем производства автомобилей в Казахстане был незначительным, составляя всего 2-3 тысячи автомобилей в год. Большинство авто на рынке были импортированы, особенно в пиковые годы 2006-2007, когда ежегодно ввозилось около 400 тысяч автомобилей, прежде всего, подержанных авто старше 10 лет из Германии и Японии.

В 2008 году запретили ввоз автомобилей с правым рулем, что снизило их количество на рынке. Но затем рынок быстро адаптировался и начали поступать подержанные автомобили из США, преимущественно возрастом от 5 до 7 лет.

С 2010 года, когда Казахстан вступил в Таможенный союз, перестали импортировать автомобили возрастной категории «10 лет и старше», так как таможенные пошлины существенно возросли, а технические регламенты стали более жесткими. С тех пор в Казахстане автомобили старше 10 лет преимущественно появляются на рынке естественным образом, путем старения уже находящихся на территории страны автомобилей.

Особенно заметной была ситуация в 2014-2015 годах, когда из-за изменения стоимости тенге к рублю (с 5,5 тенге за один рубль до 2,3) в Казахстан было завезено большое количество автомобилей как новых, так и бывших в употреблении, по относительно низкой цене из России. В то же время, официальные автосалоны также закупали автомобили из России и продавали их еще на протяжении нескольких лет. В связи с этим, объем продаж автомобилей официальных дилеров превышал фактическое количество автомобилей, импортированных и произведенных в последующие годы.

С 2016 года стало очень затратно ввозить в Казахстан автомобили, которым уже более 3 лет, из-за введения платы за первичную регистрацию и утилизационного сбора. С этого момента автомобильный рынок Казахстана стал основным образом пополняться за счет отечественного производства или ввоза новых автомобилей.

Влияние цен на продажи

Очевидно, что один из важных факторов продаж автомобилей на рынке — их розничная цена. Между 2006 и 2007 годами автомобильный рынок страны пополнялся рекордно высокими объемами — приблизительно 400 тыс. автомобилей в год, со средней ценой в 3-5 тыс. долларов (по текущему курсу 1.3-2.2 млн тенге). Это приблизительно соответствует текущему спросу на автомобили, которые старше 10 лет.

Когда цена автомобиля составляет 15-20 тыс. долларов (6.7-8.9 млн тенге), спрос снижается на половину и годовые продажи составляют около 150-200 тыс. единиц.

В 2016 году рост цен привел к сокращению импорта и производства автомобилей — 79 тыс. автомобилей в год, что гораздо меньше, чем обычно производится. Тем не менее цены на автомобили из-за этого времени практически сравнялись, составляя около 7,5-9,5 млн тенге (16-20 тыс. долларов).

Сколько доступных автомобилей на вторичном рынке?

Из-за низких объемов продаж и высоких цен на новые автомобили в Казахстане, не все жители могут позволить себе их покупку и доступных автомобилей не так много. Это приводит к тому, что на вторичном рынке более 60% сделок относятся к подержанным машинам, которые выпущены более 10 лет назад.

Около 20% всех продаваемых автомобилей не прошли растаможку и имеют номера регистрации других стран, в основном ЕАЭС. Простой анализ этих данных показывает, что в Казахстане таких автомобилей около 500 тысяч.

Toyota и Lada занимают лидирующие позиции по количеству нерастаможенных автомобилей на вторичном рынке. Среди авто, выпущенных между 1980-2010 годами, доля Lada составляет 54%, а доля Toyota — 24%. Это означает, что больше половины Lada, доступных на рынке, имеют иностранную регистрацию.

Напомним, что процесс легализации иностранных автомобилей, ввезенных на территорию Казахстана до 1 сентября 2022 года, будет проходить до 1 июля 2023 года. Это значит, что при перерегистрации эти 500 тыс. автомобилей станут частью официального автомобильного рынка. Однако на рынке существует нехватка качественных и доступных автомобилей, так как с 2016 года именно этот сегмент рынка перестал регулярно пополняться за счет импорта.

Естественная убыль на рынке

До 2010 года на отечественный автомобильный рынок поступало больше старых, более доступных машин, чем новых. Однако из-за устаревания их количество уменьшалось каждый год, даже при поступлении на рынок новых автомобилей. Это означает, что старые машины выбывают из эксплуатации быстрее, чем раньше. Доступных авто становится меньше. В период с 2014 по 2021 год на рынок поступило примерно 800 тыс. автомобилей, но количество автомобилей на дорогах сократилось на 200 тыс. единиц.

В 2022 году зарегистрировано 3,96 миллиона автомобилей, что почти соответствует пиковому значению 2014 года — 4 миллиона автомобилей. Однако, в целом автомобильный рынок Казахстана остается отрицательным по всем возрастным группам. Выход автомобилей из оборота все еще превышает их пополнение. Большинство выбывших автомобилей принадлежат категории доступных, то есть «старше 10 лет», и их число сократилось на 500 тысяч единиц за период с 2014 по 2021 годы.

Прогноз рынка на 10 лет

Согласно проанализированным данным, будущим тенденциям и прогнозам, через 10 лет рынок будет выглядеть так, как показано на инфографике.

Читайте также:

Финансовые результаты Kaspi: рост прибыли на 23% за 2024 год
18 октября 2024 в 19:18
В общественном транспорте Шымкента перестала работать карта оплаты Tolem
16 октября 2024 в 09:28
Вмешательство прокуратуры ВКО способствовало погашению задолженности по зарплате
18 октября 2024 в 18:49
Утвержден Генеральный план города Экибастуз
15 октября 2024 в 17:25
Период солнечной активности достиг пика — данные NASA
18 октября 2024 в 18:49
В Казахстане для регистрации авто ввели новый обязательный документ
15 октября 2024 в 11:02
В школах Алматы не хватает около 200 психологов
18 октября 2024 в 18:46
Назван средний размер пенсии в Казахстане на 1 октября
16 октября 2024 в 10:45
Осужден первый замдиректора АО «Интергаз Центральная Азия»
18 октября 2024 в 18:27
Дефицит газа ощущается на заправках Костанайской области
17 октября 2024 в 09:14
В Казахстане планируется продлить запрет на вывоз лесоматериалов
18 октября 2024 в 17:54
Прокуратура Павлодарской области успешно сопровождает инвестиционные проекты
16 октября 2024 в 15:53
ЧП на шахте в Карагандинской области
18 октября 2024 в 17:23
В Алматы зафиксировали землетрясение в 2 балла
17 октября 2024 в 08:38
Водителей Казахстана ожидают штрафы за летние шины
18 октября 2024 в 17:22
В Карагандинской области задержаны несколько ОПГ
18 октября 2024 в 09:53
Курс доллара снизился на 2,52 тенге за 18 октября
18 октября 2024 в 17:18
Отец убитого в Талгаре Шерзата Болата записал видеообращение президенту
15 октября 2024 в 11:40
Гражданка Германии задержана в аэропорту Туркестана
18 октября 2024 в 17:04
Зарплаты казахстанцев: министр ответил на важный вопрос
15 октября 2024 в 15:10
Глава КФФ высказался о ситуации со штрафом Станислава Черчесова
18 октября 2024 в 16:55
Внешний долг Казахстана перед другими странами достиг 166,6 млрд долларов
14 октября 2024 в 10:38
Зампрокурора Алматинской области и прокурора Талгарского района освободили от должностей
18 октября 2024 в 16:47
100 миллионов за смягчение приговора Бишимбаеву: суд начался в Астане
17 октября 2024 в 10:54