Карты казахстанцев блокируют при транзакциях за рубежом

Следователи и службы безопасности (СБ) называют одинаково зловредными два вида преступлений: мошенничество на финансовом рынке и кражу со взломом. Сейчас о жуликах в банковской сфере слышно чаще, чем о кражах со взломом. Затыкаем дыру в одном месте, тут же появляются еще — так борются банки с мошенниками, которые почему-то часто оказываются на шаг впереди. По данным Национального банка, за шесть месяцев работы, на начало февраля 2025 года, Антифрод-центр зарегистрировал 17 802 инцидента. Своевременно было заблокировано около 1,5 млрд тенге: 1,1 млрд тенге — банком-отправителем и 343 млн — банком-получателем. Добровольно возвращены пострадавшим 89 млн тенге. Сколько денег со счетов клиентов все-таки удалось украсть преступникам, не сообщается.

Наличие наручников у клиента тоже может проверяться

Стал проводить оплату менее 2 тыс. евро со своей карты, но неожиданно карту заблокировали и пришло сообщение, что для разблокирования необходимо связаться с банком по ссылке. Связался. Оказался на видеосвязи с менеджером банка.

«После стандартной процедуры подтверждения прав на счёт, менеджер спросил: где я нахожусь, как себя чувствую, знаю ли я компанию, которой собираюсь перевести деньги, задал ещё несколько вопросов, чтобы выявить мое психологическое состояние, попросил ладонью одной руки закрыть пол лица (проверка наличия наручников?), задал несколько тестовых вопросов и сообщил, что банковский счёт разблокируют в течении 5-6 минут», — пишет в Meta журналист и публичная личность Ибраш Нусупбаев, находящийся во Франции.

Забавно было наблюдать, пишет он, за лицами сотрудников транспортной компании. Они были ошарашены уровнем безопасности его счёта.

Хорошо, что я не пользую этот банк. Если роуминга нет, то просто аут, — комментирует кто-то тут же.

Тоже на днях была такая проверка из-за перевода 800 евро в Испанию. Тоже порадовал уровень безопасности счёта, пишет другой комментатор.

В Осло я пыталась бесплатно (как указано) забронить гостиницу в Копенгагене, вдруг приходит счет на оплату. Пытаюсь отменить бронь, букинг меня не понимает. Через пару минут с банка ЦентрКредит приходит сообщение: «С вашей карты попытка списания денег, карта заблокирована». И указана сумма попытки списания. Ого, подумала я и рассчитывалась картой другого банка. Так что, наши банки начеку. Надеюсь, так будет всегда!», — радуется еще один.

Но ему возражают, что вряд ли из-за суммы, а просто из-за того, что транзакция — зарубежная.

При обмене обратных билетов через сайт Turkish Airlines на оплате $100 заблокировали карту, пишет возражающий. Пришлось утром ехать в офис авиакомпании. Пока доехали, льготное время на смену билетов до отправки рейса ушло. Стали покупать новые билеты, оплата картой через терминал перестала работать, отдали за новые билеты весь нал, дозвонились в Казахстан, оказалось, что при попытке оплаты за смену билета на сайте, карту блокнула СБ банка как подозрительный платёж.

Клиент банка в качестве компенсации получил: «Извините, у нас зарубежные транзакции блокируются автоматически»…

Иногда произвольная блокировка счетов мешает. В Камбодже, хотели оплатить обед в кафе, но банк посчитал Камбоджу мошеннической страной и, хотя в списке запрещенных стран ее нет, но так и не дали пользоваться своими деньгами. Хорошо, наличку взяли, а ведь говорили, что эта карта действует везде

За границей человек особенно уязвим

«Распространённая уязвимость — излишняя открытость в соцсетях. Люди часто публикуют фото из аэропорта, билеты, выкладывают снимки паспорта перед вылетом, не скрывая личные данные и этим сами сообщают всему интернету, что их сейчас нет в стране. А когда человек физически находится за границей и вдруг получает тревожное сообщение о банковской активности, он становится особенно уязвим. Эмоции берут верх, включается тревога, и этим моментом тут же пользуются мошенники», — ответил на запрос Bizmedia.kz сопредседатель комитета информационной безопасности Альянса QazTech Евгений Питолин.

Типичные схемы выглядят так:

Все эти схемы используют вашу уязвимость, считает эксперт. Поэтому важно помнить: ни один банк или госорган не имеет права запрашивать коды, ссылки, личные данные через мессенджеры, соцсети или письма.

Если что-то кажется подозрительным — не паникуйте. Позвоните напрямую в банк, проверьте активность по счёту, поставьте лимиты на транзакции, при необходимости, оформите запрет на оформление займов в еGov, рекомендует Питолин.

В банке ЦентрКредит внедрены специальные системы мониторинга

В банке ЦентрКредит ответили на запрос Bizmedia.kz, ответили, что «внедрены специальные мониторинговые системы, которые работают в режиме 24/7 для выявления подозрительных операций».

Чаще всего мошенники используют социальную инженерию — ввести в заблуждение, представившись сотрудниками разных организаций, и фишинговые рассылки, согласны с мнением эксперта в пресс-службе.

«Мы регулярно публикуем информацию о самых актуальных мошеннических схемах в наших аккаунтах в соцсетях чтобы наши клиенты были осведомлены и защищены», — отвечают в пресс-службе банка ЦентрКредит.

Еще 4 банка на просьбу прокомментировать Bizmedia.kz борьбу банка с попытками провести незаконные транзакции, ответили, примерно, что «информация не подлежит распространению».

По данным Антифрод-центра Нацбанка, наиболее распространенные виды обмана: телефонное мошенничество — 26% от общего числа инцидентов, лжеинвестирование — 20%, мошенничество в социальных сетях и мессенджерах — 16%.

Теперь финансовые организации вправе приостанавливать, по данным Нацбанка, выполнение операций или блокировать деньги на счете. Это происходит в случае выявления транзакции с признаками мошенничества на основании заявления клиента. Также, блокировка возможна при наличии подтвержденной информации от органов уголовного преследования. Банки могут и самостоятельно приостанавливать операции при обнаружении подозрительных транзакций.

Антифрод-центр Нацбанка не включает и не исключает казахстанцев из баз данных, не блокирует банковские счета и платежные карты, напоминает регулятор.

Формирование баз данных и инцидентов в Антифрод-центре ведется на основе решений банков и правоохранительных органов. Снятие ограничений с лиц, включенных в базу данных Антифрод-центра, проводится банками только на основании соответствующих решений правоохранительных органов. Для этого казахстанцы должны запросить от обслуживающих их банков информацию об ответственном территориальном подразделении правоохранительных органов и обратиться для выяснения причин включения в базы и информации о процедуре снятия ограничений.

Итак, для финансово комфортных поездок за границу:

Продолжая тему:
#Банковские карты #Блокировка #Казахстан
Депо для линии LRT появится в Алматы
21 августа 2025 в 17:09
Новый поворот. На банковском рынке Казахстана – перемены
18 августа 2025 в 10:53
Ұлттық қорды пайдалану тетігі ескірген кезде Үкіметке ес кіреді
21 августа 2025 в 17:08
Рейтинг банков Казахстана по активами и чистой прибыли вместе с новыми KMF и «БиЭнКей»
19 августа 2025 в 16:40
Прокуроры области Ұлытау в собственность государства вернули неиспользуемые земли
21 августа 2025 в 16:59
ДТП в Казахстане: за полгода — 955 погибших
16 июля 2025 в 17:45
«Премиальные» плюшки то БЦК: деньги списали, а помощь потерялась где-то в очереди
21 августа 2025 в 16:59
Спасатели МЧС Казахстана обнаружили фрагменты пропавшего вертолета
26 июля 2025 в 11:53
Өнеркәсіп және құрылыс министрлігі «АвтоЖол +» жеңілдікті автонесиелеу бағдарламасының іске қосылғаны туралы ақпаратты жоққа шығарды
21 августа 2025 в 16:48
Казахстанцам вернут миллиарды за отопление: в каких городах будет возврат
19 августа 2025 в 10:16
Противоречие в Земельном кодексе РК исключено по рекомендации ВАП
21 августа 2025 в 16:41
Подключение от 200 до 220 тысяч тенге: в каких микрорайонах Конаева скоро появится газ
19 августа 2025 в 16:00
Казахстан предложил Китаю снизить импортные пошлины
21 августа 2025 в 16:40
Казахстанцы массово жалуются на интернет от Beeline: платишь больше — получаешь хуже
20 августа 2025 в 17:07
Почти 260 тыс. человек оказана адресная социальная помощь на 1 августа 2025 года
21 августа 2025 в 16:32
Токаев и Зеленский обсудили мирное урегулирование конфликта на Украине
10 августа 2025 в 17:35
Правительственные рабочие группы проверяют подготовку регионов к отопительному сезону
21 августа 2025 в 16:21
Почему мозг человека стареет быстро? Ученые из США нашли причину
20 августа 2025 в 13:28
Указ президента: Высшая аудиторская палата получила судебные полномочия
21 августа 2025 в 16:12
Бизнес жалуется на Market в Halyk Bank: вместо живых денег — обещания
20 августа 2025 в 15:17
Более 434 млрд тенге выплачено казахстанцам в виде пособий по инвалидности и потере кормильца
21 августа 2025 в 16:11
В Казахстан заходит Bolt: у Яндекс Go появился новый конкурент
19 августа 2025 в 17:46
FlyArystan и Almaty Marathon продолжают партнерство в осеннем беговом сезоне
21 августа 2025 в 15:58
Казахстанцы массово снимают деньги с валютных счетов — забрали уже 57 миллиардов
14 августа 2025 в 12:04