Основываясь на информации из статьи консультанта Азиатского банка развития и члена Секретариата Азиатской инициативы по рынкам облигаций Сатору Ямадеры, заместитель директора департамента рынка ценных бумаг Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Адиль Мамажанов подготовил аналитический материал, и речь сейчас будет идти именно о нем, передает Bizmedia.kz.
В целом, азиатская инициатива по развитию облигационного рынка (ABMI) стала наглядным примером того, как страны региона могут сотрудничать ради укрепления финансовой системы.
В сам проект вошли государства, которые также в составе АСЕАН+3, а конкретно страны Юго-Восточной Азии, Китай, Япония и Южная Корея.
Инициатива была официально запущена в 2002 году в Чиангмае (Таиланд) в ответ на экономические потрясения, вызванные финансовым кризисом 1997-1998 годов. Сам кризис показал, что стабильная экономика не может существовать без грамотного и действующего управления внутренними облигационными рынками.
ABMI создана с целью не просто предотвращения краткосрочных финансовых потрясений, но и для создания устойчивой и предсказуемой системы финансирования в будущем.
Развитие этой инициативы шло параллельно с Чиангмайским соглашением, направленным на поддержку валютных рынков через двусторонние и многосторонние механизмы валютного обмена.
Концептуальной основой ABMI стала теория «первородного греха», предложенная Айхенгрином и Хаусманом в 1999 году.
Опираясь на этот подход, страны сталкиваются с серьезными трудностями при выпуске долговых обязательств в своей национальной валюте для международных займов и при выдаче долгосрочных кредитов внутри страны. Чтобы исправить эту ситуацию и нужно создавать надежные и ликвидные внутренние рынки облигаций, что и стало главной задачей ABMI.
Достижения инициативы и оставшиеся вопросы
С момента запуска ABMI получилось добиться больших успехов в укреплении национальных облигационных рынков, привлечении внешних инвесторов и создании благоприятных условий для размещения облигаций.
Важную роль в этом процессе сыграло появление Азиатского облигационного фонда (Asian Bond Fund), запущенного под управлением Совещания руководителей центральных банков Восточной Азии и Тихого океана (EMEAP).
Финансовый кризис 1997 года показал, что краткосрочные займы в иностранной валюте могут стать фактором уязвимости для экономики. В итоге страны региона начали переходить к долгосрочному финансированию в своей валюте, а ABMI стала инструментом для исполнения этой стратегии.
Тем не менее дальнейшее развитие облигационного рынка предполагает глубокие реформы, нацеленные на усиление контроля за финансовыми операциями, не допущение рыночных манипуляций и повышение прозрачности финансового регулирования.
Основные этапы развития ABMI
В момент с 2002 по 2007 год в рамках ABMI были сформированы рабочие группы, сосредоточенные на ключевых аспектах финансового рынка.
А уже после этого, начиная с 2008 года, деятельность была сфокусирована на 4-х направлениях:
1) Развитие выпуска облигаций в национальной валюте – добавление механизмов гарантирования и создание регионального гарантийного фонда.
2) Рост спроса на облигационные бумаги – распространение информации о возможностях инвестирования.
3) Совершенствование законодательства – стандартизация нормативных актов для упрощения сделок с облигациями.
4) Улучшение рыночной инфраструктуры – разработка более эффективных механизмов расчетов между странами.
Казахстан и участие в ABMI
В 2019 году ABMI открыла возможность для новых стран подключиться к работе в формате наблюдателей.
Казахстан, через Агентство по регулированию финансового рынка, Национальный Банк и Минфин, подал заявку на участие в этом формате, что также поможет стране интегрироваться в систему регионального сотрудничества.
Несмотря на то, что решение по заявке Казахстана еще не принято, при поддержке Азиатского банка развития уже готовится Путеводитель по казахстанскому рынку облигаций на английском языке.
Документ будет частью серии публикаций, подготовленных Азиатским банком развития и Форумом по рынку облигаций АСЕАН+3. Руководства помогают инвесторам и финансовым посредникам лучше понять местные рынки облигаций и стимулировать участие в них.
Преимущества для Казахстана
Присоединение к инициативе принесет Казахстану пользу, ускорив развитие финансового сектора.
Опыт стран АСЕАН+3 показал, что повышение макроэкономической стабильности привлекло международные инвестиции и помогло эффективно распределять национальные сбережения.
Казахстан может перенять успешный опыт стран, таких как Малайзия, Тайланд и Республика Корея, в вопросах макроэкономической стабильности и регулирования облигационных рынков.