Председатель Агентства по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) Мадина Абылкасымова рассказала о работе новосозданного антифрод центра и как планируется расширять его деятельность, передает корреспондент Bizmedia.kz.
Мадина Абылкасымова отметила, что создание антифрод центра стало важным шагом.
«Сейчас во всех банках созданы антифрод-подразделения. Но не было обмена информацией между ними и правоохранительными органами. Теперь все эти транзакции обрабатываются, и уже идёт хорошая статистика по предотвращённым операциям. Однако мы считаем необходимым расширение функционала антифрод-центра, сейчас Нацбанком подготовлены соответствующие поправки, и хотели бы в рамках данного законопроекта до второго чтения предусмотреть ряд новых поправок, которые будут выявлять типологии мошеннических операций», — заявила она.
Глава АРРФР отметила, что больше всего сейчас мошеннических операций совершается с использованием методов социальной инженерии, при этом имеется согласие самого заемщика.
«В июне 2024 года были ужесточены требования по биометрии, теперь при каждой выдаче кредита проводится биометрия, и осуществляется двухфакторная идентификация как для банков, так и для МФО. МФО завершат эту работу до конца года. Вместе с тем, даже при наличии биометрии и согласии заемщика, происходят выдачи мошеннических кредитов», — добавила она.
Другой вопрос, над которым работают в АРРФР, это возмещение ущерба пострадавшим.
«Второй большой вопрос, над которым мы работаем, это механизмы возмещения ущерба гражданам, пострадавшим в результате оформления таких мошеннических кредитов. Ранее, в начале этого года, на уровне закона была предусмотрена норма о введении добровольного отказа от выдачи кредитов. Данная норма работает — 700 тысяч человек уже отметили добровольный отказ в Егов. Теперь, если будет выдан кредит при наличии данной отметки, то по решению суда такой кредит будет списан заемщику.
Во-вторых, также предусмотрено списание задолженности, если кредит был оформлен без личного участия заемщика, то есть каким-либо образом был получен доступ к его персональным данным, и он сам не принимал участие в этом процессе. Однако существуют другие типологии мошеннических операций, при которых имеется согласие заемщика, но данные операции могут по своей типологии подпадать под мошенничество. Мы будем внимательно изучать это и рассматривать расширение критериев и оснований для списания мошеннических кредитов с целью защиты прав наших граждан», — заключила Абылкасымова.