Прямые выборы акимов районов и городов областного значения введут в Казахстане с 2025 года. Об этом заявил Президент страны в своем недавнем Послании. Как новая политическая практика изменит модель местного самоуправления? Чему она научит избирателей – рядовых казахстанцев? Будут ли вновь избранные акимы более внимательно относиться к исполнению предвыборных обещаний?
Эти вопросы мы задали политологу Рустему Мустафину, заместителю директора Центра политических исследований Института философии, политологии и религиоведения.
Новые правила, новые акимы
Впервые выборы акимов районов и городов областного значения прошли в Казахстане осенью прошлого года. По новым правилам избрали 45 акимов.
«После всестороннего изучения итогов выборов и анализа работы избранных акимов было принято принципиальное решение об окончательном переходе со следующего года на новую систему. В дальнейшем акимы районов и городов областного значения станут избираться только через прямые выборы, которые будут проводиться по мере истечения полномочий (то есть сроков ротации) действующих акимов. Это очередной важный шаг в деле трансформации политической системы», — заявил в послании Касым-Жомарт Токаев.
Введение прямых выборов акимов откроет новые перспективы для местного самоуправления, считает политолог Рустем Мустафин.
«Данный процесс необходимо рассматривать не просто в контексте демократических преобразований, но и структурных изменений в распределении власти, а это уже порождает дилемму. С одной стороны, наибольшая свобода и эффективность достигается тогда, когда решения принимаются на локальном уровне, поскольку люди лучше осведомлены о своих потребностях. Этот принцип лежит в основе идеи прямого управления в локальных сообществах. Система местного самоуправления, по сути, должна основываться на принципах субсидиарности, что подразумевает передачу максимально возможных полномочий на нижний уровень управления, при этом обеспечивая соответствующими ресурсами», — отметил он.
Теоретически можно говорить о том, что прямые выборы акимов создают условия для повышения подотчетности перед населением и прозрачности в принятии решений.
«Важно понимать, что на практике, без передачи финансовых полномочий и фискальной автономии все реформы будут носить лишь поверхностный характер. Если этого не произойдет, местные органы власти останутся зависимыми от центрального бюджета, и результатом станет ограниченная автономия, которая вряд ли сможет серьезно изменить ситуацию на местах. С другой стороны, слишком большая децентрализация может ослабить центральную власть, если местные органы власти будут слишком независимыми. В этом и заключается основной камень преткновения», — добавил эксперт.
По его мнению, прямые выборы акимов могут потенциально повысить уровень политической вовлеченности граждан, однако, как показывает практика, одних лишь выборов недостаточно.
«Без адекватного политического просвещения и создания условий для открытых дебатов и обсуждений выборы могут стать всего лишь механизмом, который легитимирует власть, но не будут способствовать реальному участию граждан в политических процессах. Соответственно, необходимо создать инфраструктуру для политического просвещения, но которая будет пользоваться доверием у граждан. Такими площадками, в идеале, должны выступать политические партии. К тому же, рано или поздно наступит время, когда придется отказаться от мероприятий «по указке», где представители власти, например акимы, встречаются с так называемыми статистами (формируемыми из числа работников бюджетных организаций) с заготовленными вопросами, репликами и комментариями», — сказал Рустем Мустафин.
Он отметил, что именно местное самоуправление, основанное на участии и вовлечении граждан, создает условия для формирования не только электоральной, но и общей политической культуры.
«Важно учесть, что прямые выборы акимов сформируют у граждан осознание важности их голоса и ответственности за местное управление лишь в том случае, если выбранные акимы будут эффективны и показывать конкретный измеримый, наблюдаемый и проживаемый результат», — поделился эксперт.
Мандат равно ответственность
Он добавил, что прямые выборы предполагают увеличение ответственности акимов перед избирателями.
«Когда аким избирается народом, он получает свой мандат от граждан, что возлагает на него прямую ответственность перед ними. Назначенный же аким получает мандат от того, кто его назначил, что часто приводит к ориентации на интересы центральной власти, а не местного населения. Такая зависимость создает ситуацию, в которой местные руководители, даже если они формально обязаны учитывать интересы населения, фактически чувствуют себя обязанными соблюдать приоритеты центральной власти. Прямые же выборы, с теоретической точки зрения, должны изменить этот порядок. Избранный народом аким будет вынужден отвечать перед своими избирателями за свои действия и решения, поскольку он напрямую зависит от их доверия на следующих выборах», — подчеркнул он.
Обещания и ожидания
Предвыборные обещания будущих управленцев обычно звучат энергично и привлекательно. После успеха на выборах неизбежно наступает время исполнения заверений. А помогут ли новые процессы помочь более детально контролировать предвыборные обещания акимов?
«Важно, чтобы были введены прозрачные, объективные, а самое главное конкретные метрики, по которым можно оценивать эффективность работы акимов. Прозрачность и подотчетность возможны только при наличии четких критериев, например, таких как развитие инфраструктуры, улучшение социальных услуг и экономический рост региона. Без подобных механизмов данные в ходе предвыборных кампаний обещания могут остаться невыполненными, поскольку не будет систематического контроля за их реализацией», — ответил Рустем Мустафин.
Он не исключает, что прямые выборы могут стимулировать внедрение новых механизмов контроля.
«Например, цифровые технологии и электронные платформы предоставляют возможности для более прозрачного и интерактивного управления. Электронные системы позволяют не только отслеживать выполнение обещаний, но и активно участвовать в обсуждении решений на местном уровне. Это значительно повышает степень вовлеченности.
В Казахстане внедряются подобные системы. К ним можно отнести и онлайн-петиции, и возможность обсуждения законопроектов на портале открытых НПА. Вместе с тем, этим системам предстоит еще эволюционировать», — отметил эксперт.
Не только харизма и амбиции
Перспектива вступить в конкурентную борьбу за кресло акима, возможно, явит обществу новые яркие имена будущих управленцев на местах – и с багажом опыта и знаний, и яркими лидерскими амбициями. Но, очевидно, что главным критерием оценки качества работы всегда остается профессионализм.
«Такие личностные качества лидера, как харизма, безусловно, важны, но в рамках местного управления ключевую роль играет способность эффективно решать насущные проблемы местных сообществ.
Харизматичный лидер может привлечь внимание и мобилизовать электорат, но без реальных управленческих навыков и понимания локальных потребностей такой лидер окажется неэффективным. Важно, чтобы будущие акимы не только обладали амбициями, но и были способными стратегически мыслить, управлять ресурсами и находить баланс между различными интересами», — считает Рустем Мустафин.
В свою очередь избиратели ожидают от будущих акимов сочетания профессионализма и открытости.
«В современных условиях это должно дополниться инклюзивностью и способностью учитывать интересы всех групп населения. Это особенно актуально в контексте построения «Справедливого Казахстана». Нельзя отрицать и то, что существует определенная часть граждан, которая ожидает и даже требует от власти полного решения всех их проблем. Происходит перекладывание ответственности и формируются чрезмерно завышенные ожидания. Любое иждивенчество, будь то финансовое, социально-экономическое или политическое, не только не способствуют развитию общества, но и подрывает основы концепта «справедливости». Власть не должна и не может решать все проблемы граждан. Должно быть движение и навстречу. Более того, власть не должна и не может решать все проблемы граждан самостоятельно – успешное управление возможно только в условиях активного участия граждан, которые принимают ответственность за свое сообщество и готовы вносить вклад в его развитие», — поделился он.
Кроме того, казахстанским избирателям важно видеть в своих лидерах способность решать практические задачи – от улучшения инфраструктуры до предоставления социальных услуг, считает эксперт.
«Но этого недостаточно. Часто возникает ситуация, когда представители власти вынуждены поддаваться давлению агрессивно настроенной малой группы граждан, что происходит в ущерб интересам большинства и противоречит принципам справедливости. Лидер должен проявлять смелость и не позволять страхам диктовать его решения. В таких случаях необходим механизм, способный смягчать внешнее давление, и, основанный на соблюдении закона, поддержании порядка и здравом смысле», — сказал собеседник.