Оценка аналитиков Halyk Finance указывает, что справедливая стоимость акций Air Astana равняется $10.68 за ГДР или 1 202 тенге за акцию, а их рекомендация — приобрести данные акции с перспективой роста на 35%. Об этом сообщает Bizmedia.kz.
В анализе отмечается, что после завершения процесса первичного публичного предложения (IPO) 15 февраля 2024 года, Air Astana смогла привлечь средства в размере 54 256.7 млн тенге ($121.1 тыс). Привлечение капитала происходило одновременно на трех площадках — KASE, AIX и LSE.
В результате этого, доходность существующих акционеров «Самрук-Казына» и BAE Systems уменьшилась с 51% и 49% до 41% и 16.95% соответственно. Следствием проведения IPO стала рыночная оценка Air Astana, составившая 320.9 млрд тенге. В марте 2024 года, после публикации отчета за 2023 год, была проведена корректировка в модели оценки, основанная на представленных финансовых результатах.
Сектор авиаперевозок
Казахстанский сектор авиаперевозок переживает период активного развития, что подтверждается быстрым восстановлением объемов пассажиропотока на мировом уровне после пандемии COVID19.
Согласно прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), мировые показатели должны превзойти допандемийный уровень 2019 года к 2024 году, тогда как в Казахстане этот показатель уже был превышен на 9% в 2021 году.
Такой рост указывает на увеличивающийся интерес казахстанцев к путешествиям. В зависимости от этих трендов, Air Astana, находясь в роли национального перевозчика Казахстана, извлекает выгоду из этого процесса развития.
Менеджмент
С высокой квалификацией и богатым международным опытом в области менеджмента, Air Astana продемонстрировала быстрое и стабильное развитие. Этот авиаперевозчик смог быстро восстановиться после пандемии COVID-19, опередив большинство крупных компаний в авиаиндустрии.
К 2021 году, компания сравняла количество рейсов с уровнем 2019 года и достигла заметного увеличения пассажиропотока на 29% по сравнению с показателями 2019 года. При этом маржа EBITDAR в 2021 году также превзошла показатели 2019 года. Скорректированный EBITDAR, оцениваемый совокупным среднегодовым темпом роста в 11% с 2019 по 2023 год, подтверждает успешное финансовое состояние компании.
После прекращения полетов в Россию и Украину в 2022 году, Air Astana продемонстрировала умелое перераспределение авиапарка на альтернативные маршруты, что повлекло за собой значительное улучшение как операционных, так и финансовых результатов.
Маржинальность
Маржинальность EBITDAR Air Astana на 25% превосходит аналогичные показатели многих ведущих авиакомпаний мира благодаря стратегии эффективного управления затратами. Наличие долгосрочных контрактов с нефтеперерабатывающими заводами и собственная логистика поставок топлива обеспечивают компании одни из самых низких в отрасли показателей затрат на авиатопливо.
Преимущества Air Astana
Компания стремится занять значительную часть рынка не только в Казахстане, но и на рынках других стран Центральной Азии и Кавказа. Она рассматривается как лидер среди казахстанских и региональных авиаперевозчиков благодаря внушительному авиапарку и эффективному управлению.
Кроме того, после завершения реконструкции международного аэропорта в Алматы, пропускная способность международных аэропортов Казахстана предполагается увеличить до одного из самых высоких показателей в регионе — около 25 миллионов человек в год.
Это может придать стране статус международного транспортного хаба и сделать Казахстан важным узлом для транзитных перевозок между Востоком и Западом, укрепив таким образом позиции указанной компании как ключевого игрока на региональном и мировом авиационном рынке.
Не стоит забывать и о потенциальных вызовах, с которыми может столкнуться компания. В частности, её дочерняя лоукостерная компания может встретиться с ценовой конкуренцией в связи с увеличением доли иностранных перевозчиков на казахстанском рынке, особенно со стороны международных низкобюджетных авиакомпаний. Помимо этого, наблюдаемый дефицит авиатоплива в Казахстане может ограничивать рост деятельности компании.