В Астане продолжается судебный процесс над бывшим министром национальной экономики Казахстана Куандыком Бишимбаевым. Ему предъявлены обвинения в деле, связанном с его женой, Салтанат Нукеновой. Его обвиняют в убийстве с особой жестокостью и истязании.
Бахытжана Байжанова, второго подсудимого, обвиняют в укрывательстве преступления и недонесении о достоверно известном совершенном особо тяжком преступлении.
Приговор Бишимбаеву: присяжные и судья дали 24 года, Байжанову — 4 года
Любой желающий может следить за ходом суда в реальном времени через интернет-трансляцию на YouTube или на сайте Bizmedia.kz. Очередное заседание назначено на 15 апреля и начнется в 9:30 утра по времени Астаны.
Видеотрансляция
Вторая часть
Первая часть
Письменная трансляция
Сегодня один из присяжных заседателей не пришел на судебный процесс. Причина — состояние здоровья. Вместо присяжного заседателя №2 будет присутствовать №11.
Судья заявила:
«В зал судебного заседания не явился присяжный заседатель под номером 2 по состоянию здоровья. Согласно 645 УПК, присяжные заседатели и запасные присяжные заседатели должны постоянно присутствовать при судебном разбирательстве дела.
Если в ходе судебного разбирательства, но до удаления присяжных заседателей и судьи в совещательную комнату для вынесения вердикта, выяснится, что кто-либо из заседателей не может участвовать в заседании, то он заменяется запасным присяжным заседателем в том порядке, в каком билеты запасных присяжных заседателей были извлечены из урны. В этой связи запасного присяжного заседателя №11 прошу пройти на место присяжного заседателя под №2».
Защита Бишимбаева озвучила заявление:
«Я уже 6 раз прошу предоставить нам возможность снять копии с телефонов Нукеновой в части WhatsApp-переписки с Бишимбаевым, а также Айтбека, Ахмединой, Нукеновой Айнуры, Инны Юрьевны — психолога, Наргиз — клиента, Малики — клиента и с другими контактами, в названии которых имеется слово ’клиент’, за период с 1 августа 2022 года по 9 ноября 2023 года. В части фото и видео за период с 1 августа 2022 года по 9 ноября 2023 года. А также телефона Бишимбаева в части WhatsApp-переписки с Нукеновой Салтанат, Ахмединой, Женискуль — домработницей, Нукеновой Айнур, Гульнур Шым — та самая гадалка, Анитой, Инной Юрьевной — психологом, за период с 1 августа 2022 года по 9 ноября 2023 года.
В части фото и видеозаписей за период с 1 августа 2022 года по 9 ноября 2023 года. С телефона Нукеновой Айнур и Айтбека Амангельды в части WhatsApp-переписки с Салтанат Нукеновой и Бишимбаевым с 1 августа 2022 года по 7 ноября 2023 года — это тот период, который вменяется Бишимбаеву как совершение истязания».
В ходе судебного заседания предпринимаются попытки извлечь информацию из смартфона Нукеновой.
Айтбек Амангельды: «Можно попросить не предоставлять защите в руки (телефон потерпевшего прим.ред.), чтобы они не могли ничего удалить в первую очередь? Я видел, как они трогали его самостоятельно».
Уразбахова также подала ходатайство. В период с 20 по 24 марта Салтанат Нукенова отправляла брату фотографии, которые присутствуют в данной переписке, и мы хотели бы приобщить их к материалам уголовного дела, после чего по этим фотографиям будут заданы вопросы подсудимому Бишимбаеву.
Фотографии есть в данной переписке. Данная переписка была приобщена к материалам уголовного дела в качестве вещественного доказательства и исследована сторонами. Мы бы хотели обратиться к присяжным с этими фотографиями и обратить внимание на некоторые из этих фото.
Прокуратура не считает необходимым изучать телефон Нукеновой. Кроме того, WhatsApp на смартфоне устарел и не может быть перезапущен.
Продолжение допроса Бахытжана Байжанова
Бахытжан Байжанов заявил, что 9 ноября 2023 года он был допрошен в качестве свидетеля. Он поделился, что Бишимбаев оказывал на него давление в СИЗО.
Адвокат: Вы говорили, что было давление со стороны Бишимбаева, в следственном изоляторе к вам приходили посторонние, кто они?
Байжанов: Да, ко мне приходил Бауржан Мусин, 4 раза после отбоя — меня вытащили из камеры, пошел к нему, и рядом стоит Куандык. Получается, он хотел организовать встречу, я сразу развернулся и ушел, администрации сказал, чтобы он больше ко мне не подходил. Я сказал, что я не просил, и мои адвокаты не просили, чтобы он приходил ко мне. Но нет, он после этого 2-3 раза приходил и всегда пытается поставить меня против семьи Салтанат. Я не знаю, кто он. Все говорят — общественник, в следственном изоляторе. Есть камеры, можно посмотреть, в помещении — есть в СИЗО, после вечернего отбоя, после 10.
Также Байжанов заявил: «Все время пытается (показать — прим.ред.), вот, Салтанат сама виновата, была пьяная. Я говорю, Бишимбаву, посмотрите, экспертизу, живого места нет. При чем Бишимбаев? — Потому что он отправляет его ко мне (Бауржан Мусин — прим.ред). Известно, он первый раз когда пришел, сказал Бишимбаев отправил ко мне. Откуда вам стало известно? Сам Бауржан Мусин сказал».
Бишимбаев: «Байжанов, конечно, все исказил: на протяжении всего моего нахождения в СИЗО, он меня шантажирует, не отдавая мои финансовые документы. Моя мама инвестировала, а потерпевший показал, что квартира в ЖК «Сенсата», что Байжанов работал в этой организации, что есть договор инвестирования, по которому моя мама должна получить имущество от застройщика. В свое время Байжанов занимался этим проектом, и я ему поручал, когда потерпевший обращался за скидкой, Байжанову просто этот вопрос отрегулировать. С момента моего заключения эти документы остались у Байжанова, и моя семья не может получить ни имущество, ни какие-либо имущественные права на подписанный договор».
Судья: Нет необходимости вдаваться в суть финансового документа, который к делу не относится.
Адвокат потерпевшей стороны Вранчев: После дачи показаний 1 или 3 апреля, «Сенсата» опубликовала посты в соцсетях, отрекаясь и показывая, что семья Бишимбаева не имеет отношения к их деятельности.
Бишимбаев: «Я говорил Байжанову, что если он нормально отработает — занимаясь контролем расходов по данному проекту, он получит в виде бонуса квартиру по себестоимости. В течение пяти месяцев он меня шантажирует, и просит меня не говорить о том, что он регулярно заходил в этот VIP-зал. Почему эпизод с нашатырем вы у него уточнили? Дело в том, что он этот нашатырь заносил в VIP-зал и уносил его. Я вообще не знаю, как им пользоваться. Он там находился 5 минут, а я 5 месяцев требовал документы. Он говорит, что вернет их, когда я исключу из показаний, что нашатырь он заносил, что находился в VIP-зале 10 минут, он прекрасно видел, что Нукенов спит и храпит. Он здесь себя представляет как деревенского парня, но на самом деле это время требует с меня эту квартиру, не отдает мне финансовые документы и шантажирует, говоря, что если вы дадите иные показания, я вам не верну эти финансовые документы».
Судья: К подсудимому Байжанову есть вопросы?
Газымжанов: У меня вопрос к Бишимбаеву в продолжение.
Судья: Вопрос к Байжанову.
Газымжанов: Я к Бишимбаеву не закончил.
Судья: Дайте возможность другим участникам процесса задать вопросы Байжанову.
Газымжанов: Уважаемый суд, я вынужден выразить ваши действия опять возражением. Вы защиту просто блокируете, не даете подсудимому высказаться, не даете нам задать вопросы. Мы чувствуем, что это однобокий процесс, у нас суд превращается в судилище. Все против одного Бишимбаева.
Прокурор: Я хочу высказать возражение на действия адвоката.
Газымжанов: Я еще не закончил.
Прокурор: Адвокат, мы вас поняли.
Судья: Суд считает необходимым обсудить вопрос о вынесении частного постановления в отношении защитника Газымжанова из-за неоднократного неуважения к суду на протяжении судебного заседания, по этой причине суд удаляется в совещательную комнату.
Трансляция судебного заседания была возобновлена, в ходе которой судья огласила решение в отношении Газымжанова. Данный документ будет направлен в президиум коллегии адвокатов города для дальнейшего рассмотрения и определения необходимых мер.
Кроме того, решение будет отправлено в республиканскую коллегию адвокатов для ознакомления. Содержание постановления остается неизвестным, поскольку трансляция судебного заседания была прервана в момент, когда судья зачитывала документ.
Прокурор: Айжан, когда вы пытались вывести Салтанат из ресторана, вы поддерживали ее с одной стороны, а с другой — Бишимбаев, при этом она была накрыта пледом. Этот момент непонятен — зачем использовать плед, если она была в плаще?
Байжанов: Под плащом не было другой одежды.
Прокурор: Но плащ покрывал тело?
Байжанов: Не знаю, Куандык попросил меня принести плед. Я два пледа принес, снаружи подождал минуты две-три, потом он попросил меня зайти и помочь.
Прокурор: То есть, она была в плаще, и сверху накрыли пледом?
Байжанов: Да.
Прокурор: А нижняя часть тела?
Байжанов: Пледом была полностью накрыта, включая ноги. Сверху плаща был надет плед.
Прокурор: Когда вы зашли, она была в таком виде?
Байжанов: Да.
Уразбахова: Сообщите, вы слышали показания Бишимбаев. Он неоднократно говорит, что был на работе с утра до вечера, хотя вы говорите, что вы директор Bau.
Уразбахова: Ходил ли Бишимбаев с утра до вечера?
Байжанов: С утра до вечера он не ходил, но в день заезжал пару раз, проводил совещания с сотрудниками, но не каждый день, в неделю два, максимум три раза.
Уразбахова: Когда в первый раз пришел, она сидела с опущенной головой вниз, и после этого вы принесли два пледа. Если она сидела, почему вы решили, что она спит?
Байжанов: Я слышал храп у сидящего человека… Я подумал, что она спит в пьяном виде, мне до этого сказали, что они были пьяные, я думал, что она не только пьяная, но и уставшая… Сидя спала.
Уразбахова: Вы поняли, что она спит, по ее дыханию? Салтанат, когда вы пришли, уже сидела?
Байжанов: Сидела.
Уразбахова: Кто ей помог?
Байжанов: Не видел.
Уразбахова: При этом она спала?
Байжанов: Да, я слышал ее храп.
Уразбахова: Гульзаде, вы сказали удалить запись. На русском или на казахском?
Байжанов: На русском.
Уразбахова: Гульзаде, вы сказали «удалить запись гастроцентра» и дальше не говорили «выключить камеры»?
Байжанов: Нет.
Бишимбаев сказал: «Я убил человека». Он сказал эту фразу?
Байжанов: Сказал.
Уразбахова Шторы были открыты?
Байжанов: Да, шторы были открыты.
Что было после 14:30: вторая часть
В процессе судебного заседания, где рассматриваются дела Байжанова и Бишимбаева, ведется активный допрос обвиняемых. Защитник Назкен Кусаинов задает вопросы. Однако судья Айжан Кульбаева предупредила, что любые вопросы, которые кажутся подсказывающими или повторяющимися, будут отклонены.
Кроме того, Куанды Бишимбаев заявил, что финансирование услуг адвоката Ынтыкбаева, который представляет интересы Байжанова в суде, осуществляется его бывшей супругой Назым.
Бахытжан Байжанов: «Он (Бишимбаев) — убийца!».
«Я всю правду сказал, за правду готов сидеть. Я уже пять месяцев сижу», — позже добавил Байжанов.
Байжанов: Он убийца.
Кусаинова: Кто?
Байжанов: Бишимбаев.
Кусаинова Бишимбаеву: Байжанов утверждал, что вы говорили: «Я убил человека. Как я буду детям в глаза смотреть? Хочу умереть». Что вы имели в виду?
Бишимбаев: Я был весь в слезах, рыдал, но я таких слов не говорил. Это было в вопросительной форме, отражение моего внутреннего ужасного состояния. Вообще, Байжанов там не присутствовал, он стоял рядом с ВИП-персонами у докторов, его там не было, а при нем таких слов я не произносил. А Аблаю я говорил в вопросительной форме, в форме трагедии.
(Ранее Аблай в своих показаниях утверждал, что вместе с Байжановым забирали нож у Бишимбаева — прим. ред.).
Кусаинова: После отбоя в СИЗО вас выводили?
Бишимбаев: Меня ни разу не выводили после отбоя, это запрещено. Меня вызвала другая правозащитница, женщина, я был с ней в отдельном кабинете, и других арестованных и подследственных не было. И Байжанова вывели на встречу с правозащитником. Мне не о чем просить Байжанова, чтобы он что-то менял в показаниях.
Кусаинова: А вы просили Мусина о встрече с Байжановым?
Бишимбаев: Никогда не просил.
Прокурор: В сердцах вы крикнули «Он убийца! Он убил человека». Что вы имели в виду?
Байжанов: На тот момент Бишимбаев был другим, а сейчас совсем другой. Он плакал, сказал: «Я убил человека», «Как я буду смотреть в глаза родителям, я умру», раскаивался… Я всю правду сказал, уже 5 месяцев сижу, пусть меня осудят, буду сидеть за правду.
Судья Айжан Кульбаева обращается к Байжанову: Прошу высказать вашу позицию по предъявленному обвинению.
Байжанов: Нет, потому что я не знал, но как только узнал, сразу сообщил. Вину не признаю.
Судья: В части совершения укрывательства?
Байжанов: В укрывательстве нет, потому что, согласно экспертизе, она скончалась между 15.00 и 17.00, а я удалил запись в 13.30, что получается до ее смерти, — утверждает второй обвиняемый.
Куандык Бишимбаев объяснил, что Бахытжан Байжанов имел в виду, когда утверждал, что обвиняемый в убийстве Салтанат Нукеновой использовал угрозы и проклятия в его адрес.
«Этот разговор у нас действительно был, но не в такой форме. Салтанат в период нашего брака я предоставил автомобиль, на котором она ездила. Летом, когда мы расстались, я попросил Байжанова перегнать автомобиль в Алматы. Этот автомобиль был угнан, и Байжанов знает, кем угнан. Он угнан моей бывшей женой. Я ему сказал: «Неужели ты с моей женой сговорился, и вы хотите меня засадить, оболгать и разделить моё имущество?». Квартира, в которой проживают мои родители, записана на Байжанова. Я говорю: «Тебе вообще не стыдно? Я в таком ущемленном положении. Мои родители в таком положении. Ты верующий человек, оразу держишь, намаз читаешь. Это же будет проклятием для тебя, для твоих детей. Что ты занимаешься мародерством по сути?».
Бишимбаев сказал, что Байжанов был рядом с ним в VIP-ложе, когда он пытался помочь Нукеновой прийти в себя, дав ей нашатырный спирт.
«Он зашёл вместе с нашатырём, бинтом, он мне накапал, дал бинт. Он наблюдал, как я подношу нашатырь к носу и рту Салтанат. Тогда же он мне предложил, когда увидел, что она не отреагировала на нашатырь, позвонить в «скорую», — сказал Куандык Бишимбаев.
Судья спросила Бишимбаева, давал ли он в таком случае ранее ложные показания.
«Подсудимый Бишимбаев, одну минуту. Но при допросах, при свободном рассказе говорили, что когда вам принесли нашатырь, вы сначала сами понюхали, потом дали понюхать потерпевшей. Получается, в тот раз вы сказали неправду? Вы сказали, что сами всё сделали. Значит в предыдущих заседаниях вы говорили неправду?» — спросила Айжан Кульбаева.
Бишимбаев: «В части присутствия Байжанова, то, что он занёс нашатырь, что он держал, да я этот факт по-другому изложил в связи с давлением, которое на меня оказывал Байжанов».
Адвокат Газиз Ынтыкбаев: «Такого не было (не заходил в вип-кабину. — Авт.). Он вообще убийца. Я готов даже сидеть за правду».
Адвокат Вранчев подал ходатайство о предоставлении на судебное разбирательство брюк и обуви Салатан Нукеновой для осмотра. Таким образом в ходе судебного заседания были представлены личные вещи Салтанат Нукеновой, включая ее брюки, обувь, сумочку и косметику.
Затем продолжилось исследование материалов дела.
На судебном заседании произошел интересный момент — судья Кульбаева немного подправила адвоката Бишимбаева, Ерлана Газымжанова. Утром он выражал сомнения по поводу некоторых доказательств в деле, а теперь, похоже, изменил свою позицию и начал на эти же доказательства опираться.
Кроме того, Айтбек Амангельды выразил беспокойство по поводу того, что его личная переписка с Салтанат, которая была включена в материалы дела, почему-то оказалась в Интернете, даже на сайтах с пророссийской ориентацией.
Судья объявила перерыв до 16 апреля 2024 года, 9:30.
Информация по делу Бишимбаева
Мы собрали все части главных судебных заседаний по этому делу. Первое, второе, третье, четвертое, пятое, шестое, седьмое, восьмое, девятое — читайте по ссылкам. Все новости, судебные заседания и высказывания по этому делу можно найти по этой ссылке.