Сегодня, под руководством президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, состоялось важное событие — расширенное заседание правительства. Главной целью встречи является оценка достигнутых успехов в социально-экономическом развитии нашей страны за прошедший год и обсуждение ключевых планов и стратегий на будущее. Корреспондент Bizmedia.kz выделил главное.
Начало
Касым-Жомарт Токаев заявил, что в настоящее время проводится обобщение результатов прошлого года и определение приоритетных задач на ближайшую перспективу. Общий рост национальной экономики в предыдущем году составил 5,1%. Значительная заслуга в сохранении положительной динамики развития страны принадлежит предыдущему Правительству, за что я выразил благодарность бывшему Премьер-министру Алихану Смаилову вчера.
Важно также, чтобы макроэкономические показатели обеспечивали опережающий рост реальных доходов граждан. Тем не менее, для совершения качественного рывка в развитии требуются тщательно продуманные и решительные действия.
Президент отметил, что у Правительства и акиматов имеются необходимые инструменты для решения поставленных задач, но часто они используются недостаточно эффективно, что приводит к снижению темпов реформ, что недопустимо.
В ходе обсуждений и согласований между государственными органами инициативы отходят от первоначального плана. Правительство и акимы должны кардинально изменить свой подход к работе, стремясь к результативности, а не углублению бюрократии. Необходим системный подход, который объединит оперативное решение текущих вопросов с долгосрочным видением перспектив экономики.
Сегодня в особенности в экономике необходимо направить усилия на последовательную и динамичную либерализацию. Это единственный способ поднять Казахстан на новый уровень развития. В моем прошлогоднем Послании уже были определены основные направления новой экономической политики. Сегодня я остановлюсь на нескольких ключевых задачах текущего экономического поручения.
Первое. Эффективность бюджетной и налоговой политик
Президент заявил о необходимости радикального повышения эффективности государственной бюджетной и налоговой политики. По его словам, за последние пять лет значительно вырос объем бюджетного дефицита, достигнув 11 триллионов тенге. Это, по мнению главы государства, свидетельствует о продолжающейся потребности в оптимизации бюджетного управления и качественном прогнозировании.
Министерству финансов удалось выполнить прошлогодний план по доходам в основном благодаря налогам текущего периода. Однако была отмечена проблемная практика, когда было приостановлено возвращение НДС на общую сумму в 600 миллиардов тенге, что привело к изъятию рабочего капитала у бизнес-субъектов и вызвало определенные трудности.
Существует проблема в сфере распределения государственного бюджета, так как существующая система не фокусируется на стимулировании экономической активности. В результате финанось лишь текущие нужды, тогда как стратегическое планирование остается без должного внимания. Президент подчеркнул, что перед правительством стоит задача определения ясных приоритетов в расходовании средств, которые должны способствовать максимальному экономическому росту.
Касым-Жомарт Токаев отметил, что вопросы доходной части государственного бюджета являются предметом разработки нового Налогового кодекса. Этот документ должен найти золотую середину: с одной стороны, создать благоприятные условия для инвесторов, с другой — обеспечить необходимый уровень поступлений в бюджет. В связи с этим в бизнес-среде сложилось впечатление, что главная цель кодекса — увеличение налогов.
Предшествующее правительство отвечало на подобные опасения ссылками на предполагаемые дополнительные доходы бюджета, которые должны были компенсировать трансферты из Национального фонда. Однако Касым-Жомарт Токаев признал, что текущий прогресс в разработке нового Налогового кодекса не соответствует его ожиданиям как главе государства.
Президент отметил, что перед страной стоит весьма актуальная задача обеспечения качественного и динамичного развития национальной экономики.
Этот процесс невозможен без внедрения новой системы налогообложения прибыли и имущества, стимулирования реинвестирования полученных доходов в развитие бизнеса, а также изменения налоговых спецрежимов. Поэтому разработка такого стратегически важного документа, как Налоговый кодекс, должна включать в себя не только фискальные аспекты, но также требует участия экономистов и представителей бизнес-сообщества. При этом задача обеспечения бюджета остается важной, и здесь ключевым принципом должно быть: чем стабильнее экономика, тем больше поступлений налогов.
Повышение налоговых ставок не является единственным путем. Необходимо работать над усовершенствованием системы сбора налогов и уменьшением теневой экономики. Даже самая продвинутая налоговая политика оказывается неэффективной, если не уделять внимание правильному администрированию.
Правительству предстоит разработать прозрачные и четкие правила для получения налоговых льгот. По оценкам Министерства финансов, объем недополученных налогов ежегодно по предоставленным льготам в среднем составляет около 7 триллионов тенге. Поручение о сокращении налоговых преференций на 20% до сих пор не выполнено, и даже подходы к решению этой проблемы не разработаны.
Также важно уделить особое внимание поддержке среднего бизнеса, решить проблемы, связанные с разделением компаний, определить четкие критерии для бизнес-категорий и обеспечить им более легкий доступ к госзаказам и поддержке.
Подчеркивается необходимость снижения бюрократии, включая использование механизма регуляторной гильотины для устранения ненужных правил и процедур и в целом недвусмысленного улучшения условий для бизнеса.
Касым-Жомарт Токаев высказал мнение о том, что еще одним потенциальным резервом является полная цифровизация налогового администрирования. Эта сфера должна лидировать в использовании цифровых решений, включая инструменты искусственного интеллекта. Он подчеркнул, что в данной области много работы.
В Комитете государственных доходов функционируют 14 информационных систем, созданных с 2000 по 2014 год. Многие из них не были введены в широкую эксплуатацию. Планировалось, что эти системы будут заменены новыми в 2021 году, разработанными при поддержке международных финансовых организаций за последние 12 лет.
Однако несмотря на расходы из бюджетов, желаемого результата не достигнуто. Президент поручил провести независимый аудит информационных систем Комитета государственных доходов в области информационных технологий. Также необходимо разработать новую информационную архитектуру Комитета государственных доходов параллельно с подготовкой нового Налогового кодекса.
В целом, подчеркнуто, что требуется радикальная реформа в сфере налогов и бюджета, которая станет составной частью нового социального договора между государством и бизнесом, утверждающего подходы к справедливому распределению национальных доходов. Это является приоритетным направлением работы Правительства, и обновленное налоговое и бюджетное законодательство должно служить устойчивым фундаментом для заявленной президентом новой экономической политики.
Второе. Новый инвестиционный цикл
Президент подчеркнул важность начала нового этапа вкладывания средств в экономику. В данный момент большая часть иностранных инвестиций приходит благодаря повторному инвестированию прибыли от уже существующих предприятий, особенно в сфере добычи полезных ископаемых. Объемы вложений в развитие страны уменьшаются.
Это означает, что экономика страны получает меньше денег, чем необходимо для поддержания роста в будущем. Нам нужно привлекать больше инвестиций, как изнутри страны, так и за ее пределами. Это главная миссия созданного Инвестиционного штаба.
Задача штаба — создать условия, при которых инвестировать в нашу страну будет легко и привлекательно. Это включает в себя укрепление работы организаций, которые способствуют развитию, улучшение координации между иностранными представительствами, центральной властью и местными властями, а также налаживание открытого диалога с представителями бизнеса. Главное задание — быстро и эффективно принимать решения, которые будут способствовать увеличению инвестиций.
Государственные органы не должны тратить время на формальные презентационные мероприятия. Все зарубежные командировки руководителей ведомств должны приносить конкретные результаты, и отчеты по их итогам должны предоставляться перед руководством Правительства, а при необходимости — перед Президентом.
Проблемы с реализацией инвестиционных проектов особенно выражены на местном уровне. Акимы традиционно уделяют внимание получению бюджетных средств вместо привлечения частных инвестиций. Инвесторы, желающие работать в регионах, часто сталкиваются с бездействием и бюрократическими сложностями со стороны местных властей, что либо приводит к срыву сроков запуска проектов, либо к их отсутствию.
Привлечение частных инвестиций должно стать для акимов одним из ключевых направлений. Деятельность всех государственных органов должна быть ориентирована на привлечение большего объема инвестиций и соответствующим образом оцениваться. Речь идет не о бюрократических мероприятиях, а о конкретной реформе, направленной на изменение подходов к работе государственного аппарата.
По итогам первого полугодия будет проведен анализ работы Инвестиционного штаба, а также будет подробно оценена деятельность каждого министра и акима в этом направлении. Ожидается высокая степень ответственности.
Президент Касым-Жомарт Токаев выразил мнение, что ключевым условием для привлечения внимания инвесторов есть разработка детального Национального инфраструктурного плана. Нельзя ограничиваться созданием наброска желаемых проектов и ожидать финансирование из государственного бюджета, так как это свидетельствует о недостатке профессионализма.
Президент поручил Правительству внимательно пересмотреть этот план, определив приоритеты и разработать механизм привлечения частных инвестиций для реализации стратегически значимых проектов. План должен также предусматривать финансовую поддержку, но толькав исключительных случаях.
Токаев подчеркнул, что нужно активизировать процессы по возвращению активов, выведенных из страны нелегально. Он уже обращал внимание на этот вопрос и призвал ответственные структуры усилить свои действия в этом направлении.
Президент подчеркивает важность использования возвращенных средств для финансирования проектов, имеющих значимость для страны. При этом он строго предостерегает от чрезмерной жестокости и произвола со стороны правоохранительных органов, угрожая жестким откликом на любые злоупотребления.
Основная цель — создание благоприятных условий для бизнеса и инвесторов, и не создание давления на предпринимателей. Работа в этом направлении важна для обеспечения социальной справедливости и экономического развития страны, поэтому не допускается дискредитация этих усилий.
Третье. Реформа системы госзакупок, государственно-частного партнерства, регулирования строительной отрасли
Президент подчеркнул, что важными направлениями являются реформы системы государственных закупок, государственно-частного партнерства и регулирования строительной отрасли. Эти изменения должны органично дополнять другие реформы, связанные с привлечением инвестиций и эффективным использованием бюджетных средств.
В настоящее время в Мажилисе находится на рассмотрении законопроект о государственных закупках, который требует доработки. Президент обратился к депутатам Парламента с просьбой уделить ему особое внимание. Необходимо систематизировать деятельность аудиторов.
Основным ориентиром в данном контексте является избежание разночтений в толковании норм закона и требований к поставщикам. Вместе с тем, необходимо ужесточить ответственность поставщиков за срыв сроков и низкое качество выполняемых работ, особенно в строительной сфере.
Новый закон о государственных закупках предназначен для создания условий, способствующих полноценной реализации инфраструктурных проектов с использованием EPC-контрактов. При этом предполагается ускорить подготовительные процедуры для заключения EPC-контрактов, что значительно повысит оперативность акиматов при выполнении приоритетных и срочных проектов.
Текущие законы и процессы, регулирующие эту область, зачастую либо непомерно тяжелы для предпринимателей, либо, наоборот, слишком выгодны для инвесторов, но не приносят соответствующей выгоды государственному сектору. Глава государства выразил мнение о необходимости нахождения золотой середины между потребностями государства и ожиданиями инвесторов.
Кроме того, он указал на то, что в настоящее время государственно-частное партнерство часто представляет собой не что иное, как метод скрытого финансирования частного сектора из государственного бюджета. Прогресс в обновлении и улучшении этой системы продвигается медленно, и значительных улучшений пока что не обнаружено. Глава государства призвал правительство к активным действиям для решения данного вопроса.
Также он посоветовал не заниматься изобретением уже существующих решений, а воспользоваться опытом ведущих мировых специалистов, пригласить к участию международные финансовые институты, которые могут предложить проверенные и эффективные стратегии. Он подчеркнул, что этот вопрос необходимо решить как можно скорее.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев высказал мнение о текущем состоянии строительной отрасли в стране, подчеркивая, что нынешний процесс регулирования не соответствует требованиям времени. По его словам, строительная индустрия играет значимую роль для развития экономики и общества. Тем не менее, методики, применяемые для оценки стоимости строительных проектов, устарели и не соответствуют международным стандартам.
Эта ситуация приводит к тому, что инвесторы сталкиваются с излишней бюрократией, теряют свое время и ресурсы, что в итоге снижает их интерес к ведению бизнеса в Казахстане. В результате, инвесторы предпочитают другие страны, где условия для получения разрешений более лояльные. Президент предложил, чтобы правительство воспользовалось международным опытом и значительно упростило процедуры утверждения проектной и сметной документации для удобства инвесторов.
Токаев также напомнил, что один с половиной года назад он поручил создать новый Градостроительный кодекс, который должен был соответствовать лучшим практикам со всего мира. Однако, поступающая обратная связь от экспертов и представителей бизнеса говорит о том, что проект кодекса не отвечает высоким ожиданиям: он повторяет уже существующие нормы и не включает инновационные решения и подходы. Исходя из этого, глава государства подчеркнул необходимость серьезной доработки проекта кодекса.
Президент подчеркнул важность обсуждения вопроса о возвращении госмонополии на строительные экспертизы. По его словам, на первом месте должна быть безопасность граждан, а значит, контроль за стройками нужно усиливать. В то же время, нужно следить за тем, чтобы интересы общества не оказались затронуты из-за чрезмерного вмешательства государства в конкурентные рыночные процессы.
Проблемы, связанные с долевым строительством, незаконной застройкой и реформой системы обеспечения строительства, по-прежнему остаются острыми. Президент отметил, что народ выражает свое недовольство вследствие отсутствия эффективных мер от власти и положил на Правительство ответственность за принятие необходимых решений в этой области до конца года.
Он подчеркнул, что неоднократно высказывал необходимость бескомпромиссной борьбы с коррупцией, и в этом направлении были добитысь положительные изменения. Тем не менее, он подчеркнул, что слишком рано расслабляться, и важно продолжить усилия, включая внедрение цифровых технологий.
На данный момент в строительной отрасли уже функционируют несколько информационных систем, и через них необходимо обеспечить полную прозрачность и контроль за целевым использованием средств. Это имеет важное значение, поскольку вывод средств сказывается на качестве строительства и приводит к дополнительным расходам из бюджета. Для эффективного контроля за расходованием бюджетных средств, возможно, ключевым станет внедрение маркировки и отслеживания, или «окрашивания», денег с использованием цифрового тенге.
В настоящее время уже проводятся пилотные проекты по использованию цифровой валюты, которые успешно демонстрируют свою эффективность. Президент поручил Агентству по противодействию коррупции совместно с Правительством и Национальным банком масштабировать такие проекты, в том числе в сфере строительства.
Четвертое. Системные меры для комплексной либерализации экономики
Токаев привел в пример проблемы, возникшие из-за излишнего регулирования цен на топливно-энергетическом рынке, которые привели к дефициту и падению производства отдельных видов нефтепродуктов, но подчеркнул, что Правительство усвоило урок из этой ситуации и в настоящее время работает над ее исправлением.
Он также указал на проблемы на рынке мобильной связи и подчеркнул необходимость повышения качества услуг и снижения уровня государственного доминирования, с целью исключения ненужного регулирования и ограничений. Этот принцип, по его словам, должен быть распространен на все секторы экономики. Токаев выразил решимость бороться с монополиями, несправедливыми условиями доступа к ресурсам и недобросовестными практиками в сфере конкуренции.
Токаев дал поручение правительству пересмотреть список государственного имущества, предназначенного для приватизации, и детально проработать методологию этого процесса, чтобы минимизировать коррупционные риски и сделать отчуждение эффективным и прозрачным для общественности.
Президент подчеркнул важность переосмысления стратегии вывода национальных компаний на IPO с акцентом на повышение эффективности государственных активов.
Решение этой задачи предполагается через внедрение современных методов корпоративного управления, что обеспечит прозрачность деятельности компаний. Правительству поручено определить конкретные крупные объекты, которые в течение ближайших двух лет будут выходить на IPO с значительными долями.
Необходимо провести существенные реформы в квазигосударственном секторе, четко определяя, где участие государства останется, а где будет развиваться конкуренция. Группа компаний Фонда «Самрук-Казына» играет ключевую роль в экономике страны, поэтому начинать реформы следует с этой сферы. Требуются системные меры для фундаментального оздоровления Фонда.
Основная цель заключается в создании экономической стоимости через активное использование инструментов соинвестирования. Президент поручил Правительству в сотрудничестве с АСПИР и Агентством по защите и развитию конкуренции разработать Указ о либерализации экономики в течение месяца. Документ должен акцентировать внимание на трех ключевых направлениях: развитии рыночной конкуренции, эффективной приватизации и реформе квазигосударственного сектора.
Пятое. Новый импульс промышленному развитию страны
Глава нашего государства выразил мнение о необходимости активизации промышленного развития. Основываясь на установленной прошлым годом отдельной индустриальной политике, пора переходить от планов к реальным делам. Создание и развитие министерства, которое бы задавало направление работе отрасли и стимулировало бы инвестиции в высокотехнологичное производство, сегодня является ключевой задачей.
Необходим план действий для поднятия эффективности и внедрения инноваций. Список стратегических проектов уже подготовлен и ожидает дальнейшей проработки, чтобы они способствовали изменению экономической структуры и обеспечивали стабильное развитие страны.
Финансирование выбранных проектов пока не урегулировано; это остается одним из главных вопросов. Государственная поддержка должна быть сконцентрирована на крупных и инновационных проектах, которые послужат основой долгосрочного экономического роста. Это касается как обновления уже существующих производств, так и создания новых отраслей для промышленности нашей страны.
Президент Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что важно усилить взаимодействие правительства с международными инвесторами, глобальными компаниями и казахстанскими предпринимателями. Необходимо понимать, какие отрасли будут ключевыми для экономики страны в будущем и какие предприятия окажут значительное влияние на индустриальное развитие Казахстана. Требуется принимать решения, опережая время и текущие тенденции.
Еще один критический момент – это обновление существующих производств, прежде всего металлургических заводов, которые в настоящее время не находятся в лучшем состоянии из-за недостатка инвестиций в их модернизацию и расширение. Это приводит к потере ценности товаров и сокращению хороших рабочих мест.
Президент подчеркнул важность и строгость контроля за техническим состоянием предприятий. Он выделил проблематичную ситуацию, когда инвесторы извлекали прибыль, не обращая внимания на вопросы модернизации, экологии и безопасности труда на предприятиях.
В рамках выполнения моего поручения Карагандинский комбинат был передан национальному инвестору, при условии проведения им комплексной модернизации предприятия.
Для обеспечения бесперебойной работы комбината и предотвращения аварийных ситуаций необходимо в кратчайшие сроки восстановить шахты, улучшить промышленную безопасность и обновить материально-техническую базу. Вместе с тем требуются значительные инвестиции в создание новых производств и производство товаров с высокой добавленной стоимостью.
Необходимо наладить выпуск высокотехнологичных марок стали, предназначенных для автомобильной промышленности и других отраслей. В течение следующих пяти лет предприятие должно существенно увеличить объем производства и вернуть свой статус одного из лидеров металлургии в СНГ.
У страны есть возможности для создания новых передовых производств, особенно в свете деятельности крупных нефтегазовых и горно-металлургических компаний, которые, осваивая недра, могут внедрять технологические новшества и изменять структуру национальной экономики.
Важными направлениями для развития могут стать производство дорожной и строительной техники, оборудования для энергетической сферы, мелиоративных систем, а также готовых изделий из металлов – это лишь неполный перечень перспективных отраслей. Отсутствие создания таких производств в Казахстане может привести к хроническому зависимому импорту оборудования. В связи с этим крайне важно, чтобы индустриальная политика была гармонизирована с планами модернизации инфраструктуры и развития минерально-сырьевого комплекса.
Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что Казахстан уже добился определенных успехов в производстве автомобилей. Теперь важно двигаться дальше и повышать сложность производственных процессов. Аналогичные усилия необходимы и в других перспективных сферах промышленности.
Президент выразил мнение о том, что после удовлетворения внутренних потребностей страны, следующим шагом для бизнеса должен стать выход на мировые рынки, что станет доказательством их конкурентоспособности.
Для роста промышленности крайне важен доступ к долгосрочному финансированию. Использование активов Национального пенсионного фонда может стать одним из решений этой задачи, при условии, что сохранность пенсионных накоплений будет гарантирована. Важно тщательный выбор проектов, которые помогут диверсификации и развитию экономики.
Президент подчеркнул важность того, чтобы использование пенсионных накоплений в экономике происходило с соблюдением рыночных принципов. Он выразил мнение, что доверие граждан, вкладывающих деньги в пенсионные фонды, является наивысшей ценностью и следует по возможности поддерживать интересы вкладчиков, в том числе через государственные гарантии по проектам, финансируемым за счет средств пенсионных фондов.
Также президент ратовал за отказ от создания лишних посредников в виде квазигосударственных организаций и предложил более активно включать в процесс коммерческие банки, которые обладают необходимым опытом и ресурсами. Он указал на необходимость роли банков в поддержке развития те секторов экономики, которые производят товары и услуги.
В заключение президент подчеркнул необходимость сотрудничества Правительства и Национального банка для достижения общих целей, и поделился видением обязательств Национального банка по управлению инфляцией и способствованию экономическому росту.
Шестое. Развитие агропромышленного комплекса и использование водных ресурсов
Глава государства подчеркнул необходимость развития агропромышленного комплекса и эффективного использования водных ресурсов.
Известны проблемы, которые препятствуют развитию агропромышленного комплекса, и наиболее острая из них — хроническая недофинансированность отрасли. Недостаток инвестиций приводит к износу сельскохозяйственной техники, снижению урожайности и низкой производительности труда. Поэтому целесообразно увеличить финансирование сельского хозяйства вдвое, привлекая средства не только из бюджета, но и из других источников, включая банки второго уровня.
Необходимо увеличить объем льготного кредитования для посевных и уборочных работ до полутора триллионов тенге, а для инвестиционных проектов — до 800 миллиардов тенге. Также важно расширить объем льготного лизинга сельскохозяйственной техники до 450 миллиардов тенге ежегодно, что позволит увеличить темпы обновления сельскохозяйственной техники до 10% в год. Принятые меры предполагается, согласно расчетам, удвоят объем валовой продукции сельского хозяйства.
Помимо этого, эти инициативы способствуют повышению уровня внесения минеральных удобрений хотя бы до 50% от научно обоснованной потребности. Важно отметить, что десять центнеров зерновых с гектара не являются удовлетворительным показателем для страны, что свидетельствует о неэффективности агрохимии, несмотря на производство качественных удобрений на казахстанских предприятиях.
Предстоит правительству уделить особое внимание переходу от сырьевой ориентации агропромышленного комплекса к развитию переработки сельскохозяйственной продукции. Необходимо значительно увеличить количество заинтересованных в сельском хозяйстве и обеспечивать всестороннюю поддержку аграриям, занимающимся диверсификацией посевов и повышением урожайности.
Производится предложение пересмотреть применение единого земельного налога, учитывая множество нерешенных вопросов. Главное условие – налог должен упрощать администрирование и учитывать эффективность использования земель.
Все меры государственной поддержки должны предоставляться по принципу «одного окна», а услуги соответствующих финансовых институтов рекомендуется объединить. Усиление потенциала Аграрно-кредитной корпорации и передача ей функций акиматов по субсидированию сельского хозяйства с целью объединения услуг льготного кредитования и субсидирования субъектов агропромышленного комплекса в рамках цифровой платформы также представляются необходимыми шагами.
Глава государства подчеркнул, что аграрный сектор требует глубоких изменений. Это должно помочь фермерам работать продуктивнее, с применением инноваций, умной эксплуатацией земель и ресурсов, а также с более эффективной системой поддержки от государства.
Он отметил, что успех в сельском хозяйстве тесно связан с доступностью воды для полива. Например, прошлый год был сложным для фермеров из Жамбылской области из-за нехватки воды, и в этом году ситуация может повториться.
Новое Министерство по водным ресурсам еще не дало ожидаемых плодов. В то время как другие страны активно справляются с проблемой воды, у нас только начинают принимать меры. Недавно была утверждена стратегия улучшения управления водными ресурсами, но обсуждения заняли много времени. К тому же, только малая часть земель в стране использует современные методы экономии воды.
Он отмечает отсутствие адекватных мер по уменьшению выращивания культур, требующих большого количества воды, переключению на сельскохозяйственные культуры, лучше приспособленные к засушливым условиям, и внедрению методов, позволяющих экономить воду. Есть критическая необходимость в проведении решительных шагов для исправления данной проблемы.
В первую очередь, важно обеспечить широкое использование технологий, экономящих воду. Предстоит запустить общенациональную кампанию для усиления культуры использования воды, поскольку в настоящее время вода используется нецелесообразно. Мы должны активно брать пример со своих соседних стран, не считая это позорным. Вопрос обеспечения нашей страны водой является вопросом крайней важности, потому что это связано с национальной безопасностью.
И проблемы водоснабжения, а также рационального использования воды должны быть в центре внимания во всех отраслевых стратегиях и политиках, будь то промышленность, сельское хозяйство или коммунальные услуги.
Седьмое. Модернизация коммунально-энергетического сектора
Касым-Жомарт Токаев отметил необходимость ускорения модернизации коммунально-энергетического сектора, который отвечает за бесперебойное функционирование всех систем обеспечения жизнеобеспечения населенных пунктов. Эта задача является одной из ключевых функций Правительства и акиматов. Тем не менее, каждый отопительный сезон выявляет повторяющиеся проблемы.
При этом государственные органы не извлекают уроков из системных ошибок и просчетов, которые привели к текущему состоянию отрасли. Проект по строительству парогазовой установки на Алматинской ТЭЦ-2 затягивается. Энергоблок Экибастузской ГРЭС-1 не может быть восстановлен более десяти лет (с 2012 года). Также имеются проблемы с реализацией проекта расширения и реконструкции Экибастузской ГРЭС-2.
Президент подчеркнул, что в текущем году Правительству необходимо завершить модернизацию 19 теплоисточников, находящихся в красной зоне риска, и обеспечить ввод более 700 мегаватт дополнительной генерации. Недопустимо допускать дальнейшие переносы сроков.
В общем, он отметил, что страна сталкивается с дефицитом мощностей по производству и передаче электроэнергии, тепла и воды. Это является следствием различных просчетов, включая отказ от завершения строительства Балхашской ТЭС, недостаточной прозрачности в работе субъектов естественных монополий, а также искусственного сдерживания тарифов. Глубокая реформа отрасли, включающая несколько системных изменений, становится неотложной.
Президент высказал предложение внедрить систему онлайн-учета ресурсов и передачи данных. Повышение тарифов должно сопровождаться адресным субсидированием потребителей, и этот процесс требуется максимально упростить и автоматизировать. Правительству поручено разработать подробный комплекс мер для восстановления и развития коммунально-энергетической инфраструктуры страны.
Президент также подчеркнул важность строительства заводов по переработке твердых бытовых отходов, привлечение инвесторов для этого процесса и проведение работ по озеленению городов, особенно в крупных населенных пунктах. Он отметил недостаточное удовлетворительное выполнение этих работ. В заключение, Президент выделил электричество, отопление и водоснабжение как базовые блага, важность доступности которых непосредственно влияет на качество жизни граждан. Предложенная реформа призвана этапно решить все проблемы в данной сфере.
Восьмое. Укрепление транспортно-логистического потенциала страны
Президент подчеркнул, что важно активнее работать над улучшением транспортной и логистической инфраструктуры страны. Он говорит, что Казахстан должен стать ключевым транспортным узлом и хабом в Евразийском регионе, и для достижения этой цели было создано специализированное Министерство транспорта. От него ожидаются быстрые и эффективные решения.
К середине 2024 года необходимо разработать и принять план, который поможет решить важнейшие проблемы в железнодорожной сфере, включая модернизацию вагонного парка и устранение недостатка контейнеров. Также важно осуществить планы по расширению железнодорожной сети на 1300 км к 2028 году и полностью цифровизировать отрасль для увеличения ее эффективности и экономии бюджетных средств.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отметил необходимость обращения внимания на текущее состояние автомобильных дорог. Работы по ремонту ключевой автотрассы, соединяющей Астану, Балхаш и Алматы, начатые в 2017 году, до сих пор не завершены. Аналогичная ситуация наблюдается и на других важных трассах, таких как Атырау – Астрахань, Актобе – Кандыагаш, Талдыкорган – Усть-Каменогорск. Президент поручил закончить модернизацию этих дорог в текущем году, учитывая при этом все необходимые аспекты.
Анализ показывает, что иностранные компании часто становятся победителями тендеров на строительство республиканских автодорог. Касым-Жомарт Токаев предложил привлекать к таким проектам местные компании, которые обладают соответствующей квалификацией и техникой, необходимой для проведения работ. Также президент подчеркнул, что строительство должно быть интегрировано с развитием производства дорожной техники в Казахстане, с упором на высокий уровень локализации производства.
Главная задача, как заявил глава государства, – это обеспечение высокого качества дорог, будь то дороги республиканского или местного значения. На текущий момент представляется, что дорожная инфраструктура не соответствует установленным критериям качества.
Девятое. Цифровизация экономики и применение технологий искусственного интеллекта
Президент подчеркнул важность продолжения цифровизации экономики и широкого использования технологий искусственного интеллекта. Значительные успехи были достигнуты в цифровизации государственных и финансовых услуг.
Например, к концу 2023 года доля безналичных платежей достигла 88%, что в сравнении с показателем до 2020 года, который не превышал 50%, свидетельствует о стремительном росте финтеха за всего четыре года в Казахстане. Произошедший прорыв должен послужить примером для других отраслей экономики, и пришло время активно заняться их цифровым преобразованием.
Каждое министерство должно иметь карту цифровой трансформации своей отрасли, аналогичную опыту Сингапура. Эта карта должна предоставить комплексное видение технологий, которые будут массово внедряться в соответствующих сферах в течение следующих пяти лет.
Особое внимание уделяется развитию искусственного интеллекта. По прогнозам экспертов, к 2026 году более 80% предприятий по всему миру будут использовать инструменты искусственного интеллекта, что является значительным ростом по сравнению с текущим уровнем менее 5%.
«Мы уже наблюдаем глобальные трансформации в медицине, образовании и креативных индустриях благодаря развитию искусственного интеллекта. Внедрение и развитие искусственного интеллекта может стать движущей силой экономического прогресса и внедрения инноваций в нашей стране. Для этого необходимо создать базовую институциональную среду», — сказал президент.
Президент подчеркнул значимость данных как основного ресурса для развития искусственного интеллекта. Он указал на необходимость обеспечения доступа к данным и одновременно на важность обеспечения их безопасности, конфиденциальности и качества. Было отмечено, что государственные органы уже создали значительные базы данных, но для прорыва в области искусственного интеллекта необходимы дополнительные обезличенные наборы данных из государственных и коммерческих источников с использованием единых стандартов управления данными.
Глава государства объявил о начале работ по созданию мощного суперкомпьютера, который будет доступен для исследований как ученым, так и коммерческим организациям. Ожидается, что это будет стимулировать использование больших данных в различных сферах.
Также был сделан акцент на значительном увеличении финансирования науки в последние годы, что открывает новые возможности для министерств по поиску способов использования искусственного интеллекта в отраслях, которые они курируют. При этом была подчеркнута необходимость обеспечения отрасли высококлассными специалистами и необходимость разработки передовых образовательных программ по искусственному интеллекту.
Дополнительно президент предложил создать программу Digital Nomad Residency для привлечения ведущих иностранных экспертов в области ИИ, что сделает страну привлекательной для «цифровых кочевников» со всего мира. По его мнению, своевременное и эффективное развитие цифровых технологий является ключом к успеху во всех сферах.
Десятое. Особое внимание нужно уделить социальной сфере
Касым-Жомарт Токаев подчеркнул необходимость особого внимания к социальной сфере и выразил мнение о том, что реформа в этой области должна фокусироваться на полном пересмотре структуры и механизмов предоставления социальной помощи и поддержки. Ему придается важность повышению эффективности и целевой направленности социальной помощи с целью высвобождения ресурсов для поддержки тех, кто действительно нуждается в этой помощи.
Государственную социальную поддержку получают около четырех с половиной миллионов человек, что составляет почти каждого пятого жителя страны. Однако большинство из них вполне способны трудиться. Присутствие социальной помощи в обществе породило психологию иждивенчества, что не характерно для развитых стран. Касым-Жомарт Токаев призывает оказывать поддержку тем, кто действительно нуждается в ней, вместо тех, кто обладает собственным жильем и дорогими автомобилями.
Необходимо пересмотреть систему так, чтобы адресная социальная помощь определялась на основе показателей расходов, а не доходов, которые часто умышленно занижаются. Важным шагом является завершение начатой трансформации центров занятости, оплачивая их услуги на основе результатов, т.е. за каждого успешно трудоустроенного. Правительству предстоит тщательно рассмотреть возможные варианты и определить новую комплексную модель предоставления социальной помощи населению.
Несмотря на то что мы уже пять лет платим за медицинскую страховку и удваиваем бюджет здоровоохранения, лучше услуги от этого не становятся, а деньги порой тратятся неэффективно. Поэтому правительство должно тщательнее контролировать, как работает система страхования здоровья, чтобы она была понятной для каждого и каждому помогала в трудную минуту.
Глава государства подчеркнул необходимость создания единого пакета медицинской помощи, включающего базовую часть, обеспечиваемую государством, и страховую, формируемую за счет взносов работодателей и граждан. Также он высказал мнение о необходимости усиления ответственности местных исполнительных органов, предлагая внести отчисления в систему медицинского страхования из местных бюджетов для определенных уязвимых категорий населения.
Важным аспектом является развитие медицинской инфраструктуры, однако национальный проект «Модернизация сельского здравоохранения» сталкивается с проблемами в сроках сдачи в эксплуатацию объектов из-за задержек в процессе подготовки проектов и строительных работ, а также из-за завышения стоимости проектов. Глава государства выразил недовольство медленным темпом реализации проектов и поручил Правительству, акимам регионов и Фонду «Самрук-Казына» оперативно решить эти проблемы.
В рамках национального проекта «Комфортная школа» также возникли трудности, включая задержки в разработке технической документации и предоставлении земельных участков. Кроме того, отечественные производители высказывают обеспокоенность недостаточным их вовлечением в строительство новых школ. Глава государства поручил Правительству, акимам регионов и Фонду «Самрук-Казына» решить все проблемы, мешающие реализации национальных проектов в кратчайшие сроки.
Главная задача Правительства — обеспечить равные условия для всех экономических субъектов, активизировать диверсификацию экономики и привлечение иностранных инвестиций. Также подчеркнута необходимость построения полноценного партнерства между Правительством, предпринимателями и инвесторами для придания нового импульса экономике.
Высказана неотложная задача улучшения эффективности и согласованности работы государственного аппарата, с отказом от формализма и бюрократической сложности. Такие практики подрывают доверие к реформам и идеалам построения Справедливого Казахстана, поэтому представлен призыв к проявлению инициативности и самостоятельности в деле улучшения ситуации.
Осознание ценности каждого дня и максимальное использование возможностей становятся ключевыми в условиях глобальной конкурентоспособности. Успех требует единства государства и общества в стремлениях. Как прогрессивное общество, необходимо сосредотачиваться на будущем и дальних перспективах.
Правительство получило значительные полномочия, и важно использовать их в полной мере, оперативно принимая необходимые решения. Обозначенный широкий спектр актуальных вопросов требует немедленной реализации задач. В целом, необходимы кардинальные реформы в каждой сфере экономики.
На этом выступление президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева на расширенном заседании правительства завершилось.