В обращении к премьер-министру Алихану Смаилову сенатор Султанбек Макежанов выразил свою тревогу относительно текущего состояния национальной автомобильной промышленности, сообщает корреспондент Bizmedia.kz.
Сенатор указал на несоответствие между значительными суммами, инвестированными в программу льготного автокредитования – около 190 миллиардов тенге с 2015 по 2022 годы – и уменьшением количества проданных машин. Если в 2016 году 79% автомобилей продавалось с использованием льготного кредита, то к 2017 году эта цифра резко сократилась до 9%, колеблясь в последствии между 4 и 15%.
Сенатор подчеркнул, что, несмотря на увеличение выпуска автомобилей с 12 тысяч до 100 тысяч машин в 2022 году благодаря налоговым льготам, преференциям и защитным мерам против импорта, задача поддержки отечественной комплектующей промышленности остаётся нерешённой. По его словам, казахстанские производители автомобилей склонны отказываться от батарей, шин и других деталей, производимых внутри страны.
Оптимизация программы льготного автокредитования остается открытым вопросом, поскольку ее текущие результаты не соответствуют заявленным целям: увеличению количества автомобилей у населения и обновлению автопарка. Отчетность Бюро национальной статистики на первое октября 2023 года показывает, что количество легковых автомобилей в личной собственности на душу населения составляет 186 на 1000 человек. Для сравнения, в России этот показатель равен 318, в Беларуси – 323.
«Введение правительством меры по первичной регистрации импортируемых автомобилей, завязанной на возраст транспортного средства, было предпринято с целью дискредитации ввоза устаревших авто. Ожидалось, что это ударит по импорту старых автомобилей, но на деле это привело к росту стоимости автомобилей в целом», — подчеркивает сенатор.
Введенный экологический налог также играет заметную роль в увеличении стоимости автотранспорта. В начале прошлого года было отмечено, что более половины зарегистрированных автомобилей (51%) имеют возраст свыше 20 лет, 21% составляют автомобили от 10 до 20 лет, и только 8% составляют машины не старше трех лет.
Сенатор Султанбек Макежанов подчеркнул, что текущий объем льготных автокредитов, предоставляемых через банки второго уровня, не отвечает спросу населения, о чем красноречиво свидетельствует мгновенное исчерпание лимитов кредитов на платформе autonesie.kz – в течение 18 секунд.