Ограничения, наложенные Израилем на палестинский торговый сектор, увеличивают зависимость этих территорий от Тель-Авива, так как они ограничивают возможности торговли с другими партнерами. Доля Израиля в палестинской торговле составляет 72% общего объема, а дефицит двустороннего баланса торговли достигает 28% палестинского ВВП. Об этом сообщает Bizmedia.kz.
Ограничения торговли: Палестина все сильнее зависит от Израиля, предупреждает ООН
Израильское воздействие на торговый сектор Палестины усиливает их зависимость от Тель-Авива, ввиду ограничения возможностей торгового взаимодействия с другими странами. Это подтверждается в докладе, опубликованном на сайте ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) по экономическому положению на палестинских территориях, расчитанному на 2023 год.
«Торговые преграды, поставленные между Палестиной и остальным миром, создают ситуацию, когда Израиль становится ключевым торговым партнером. В 2022 году 72% от общего объема палестинской торговли приходилось на Израиль, вызвав дефицит в торговом балансе до уровня 5,3 миллиарда долларов, что составляет 28% от ВВП Палестины. Такие показатели — максимальные за последнее время,» — указывается в докладе.
Согласно данным ООН, средняя стоимость одной торговой операции для палестинской компании почти в три раза превышает ту же стоимость для израильской компании, а время, затрачиваемое на процесс импорта, для палестинской компании в четыре раза больше, чем для израильской.
«Высокие торговые издержки и лимиты на внутренние инвестиции приводят к хроническому дефициту торгового баланса, при котором доходы от экспорта постоянно покрывают лишь незначительную часть затрат на импорт. В 2022 году экспорт покрывал менее четверти общего объема импорта, а дефицит компенсировался за счет доходов, получаемых палестинцами, работающими в Израиле и поселениях, иностранных грантов и денежных переводов от диаспоры. Торговый сектор будет демонстрировать неустойчивость, с низкими показателями экспорта и высокой зависимостью от импорта до тех пор, пока политические препятствия продолжают увеличивать издержки торговых операций и производства до уровней, серьезно подрывающих конкурентоспособность палестинских производителей», — акцентирует внимание ЮНКТАД.
В свежем докладе отмечается, что в 2022 году импорт товаров и услуг значительно возрос на 26%, достигнув отметки в 10,4 миллиарда долларов в сравнении с 8,3 миллиарда долларов в предыдущем году. С другой стороны, экспорт не смог удержаться на одном уровне с этим ростом, показав лишь скромное увеличение в 6%, с 2,7 миллиарда долларов до 2,9 миллиарда долларов.
«Ожидалось, что после подписания Осло-ских соглашений, небольшая и открытая экономика Палестины преуспеет благодаря интеграции и свободному доступу к более крупному и развитому израильскому рынку, что, как предполагалось, приведет к слиянию двух экономик. Однако, через три десятилетия вместо сближения мы видим обратное — уничтожение и множество ограничений, установленных в период оккупации. Вместо предполагаемой конвергенции экономики двух стран разошлись, и на сегодняшний день ВВП на душу населения в Палестине составляет лишь 8% от ВВП Израиля», — призывает к вниманию ООН.
В 2007 году, после захвата ХАМАСом контроля над Газой, Израиль начал блокаду и ввел торговое эмбарго: импорт товаров, включая топливо, сократился до минимально необходимого уровня, а экспорт товаров из Газы был полностью запрещен. Несмотря на переменчивый характер ограничений в течение последних 16 лет, ситуация в целом осталась без изменений.