Как не стать жертвой мошенничества в интернет торговле

С развитием электронной коммерции набирает обороты и мошенничество в данной сфере. Выступая на брифинге Региональной службы коммуникаций представители Департамента торговли и защиты прав потребителей по городу Алматы рассказали как уберечься от интернет-мошенничества, передает Bizmedia.kz.

В Департаменте отметили, что жалобы жителей, жертв киберпреступников, увеличиваются из года в год. С начала года в Департамент поступило свыше 3 500 обращений от граждан, проведены внеплановые проверки по отношению предпринимателей и в соответствии составлены 120 административных протоколов, также потребителям возвращено свыше 90 млн тенге.

«На сегодняшний день, поступают многочисленные жалобы в сфере защиты прав потребителей. Чаще всего, права потребителей нарушаются в сфере электронной торговли. При этом, имеются факты мошенничества со стороны недобросовестных предпринимателей. Вместе с тем, население республики не достаточно осведомлены нормами Закона Республики Казахстан “О защите прав потребителей», что приводит к нарушению их законных прав и интересов предпринимателями”, — рассказал заместитель руководителя Департамента торговли и защиты прав потребителей по городу Алматы Нурлыбек Бимурзаев.

Он добавил, что в целях защиты граждан Министерство торговли и интеграции и территориальные департаменты торговли и защиты прав потребителей в свою очередь, на постоянной основе проводит консультативно-просветительскую работу.

Также, Департаментом города Алматы с участием общественных объединений города, на постоянной основе проводятся дни открытых дверей, приемы граждан для повышения правовой грамотности потребителя в вопросах защиты своих прав и законных интересов.

«Электронная торговля для начинающих предпринимателей имеет огромный потенциал, так как мы живем в веке динамично развивающихся технологий и количество потребителей, пользующихся безналичным расчетом, с каждым днем увеличиваются. В качестве преимуществ, важно отметить: развитие малого и среднего бизнеса, открытие новых инновационных проектов, а также модернизирование уже существующих компаний, сокращение теневого оборота, улучшения правовой и цифровой грамотности населения и предпринимательства», — отметил Н. Бимурзаев.

Но, тем не менее, потребители часто сталкиваются с недобросовестными продавцами: по почте приходит абсолютно не тот товар, который был заказан потребителем, либо качество не соответствует тому, что было заявлено в рекламе либо на интернет-площадке.

Самый распространенный вид мошенничества — это объявления на сайтах и социальных сетях. На интернет-мошенников чаще попадаются покупатели автомобильных аксессуаров, смартфонов и другой техники, телефонов, одежды и обуви, мебели на заказ. Причем шансы нарваться на злоумышленников одинаковы и в соцсетях, и в интернет-магазинах, отмечает спикер.

«Чем привлекают потенциальных жертв мошенники? Прежде всего — необоснованно низкими ценами. При заказе товаров вас попросят внести предоплату, зачастую путем внесения денежных средств на некий виртуальный кошелек посредством терминала экспресс-оплаты. Далее магазин в течение нескольких дней будет придумывать отговорки и обещать вам скорую доставку товара, а потом бесследно исчезнет либо пришлет некачественный товар. Если вы хотите купить товар по предоплате помните, что серьезные интернет-магазины не будут просить вас перечислить деньги на виртуальный кошелек или счет мобильного телефона. Поищите информацию о магазине в сети интернет, посмотрите, как долго он находится на рынке. Если вы имеете дело с сайтом крупной или известной вам компании, убедитесь в правильности написания адреса ресурса в адресной строке вашего браузера», — рекомендует Н. Бимурзаев.

Также, перед покупкой в магазине, необходимо получить информацию о юридическом лице, потребовав данные от администратора и проверить используя общедоступные базы данных налоговых органов и реестр юридических лиц. Важно также узнать адрес, по которому можно направить претензию в случае, если потребитель будет недоволен покупкой.

«Перед онлайн-покупкой изучите отзывы, оставленные другими покупателями, не забывая, однако, о том, что преступники могут оставлять положительные отзывы о себе, используя дополнительные учетные записи. Воспользуйтесь Интернет-поиском. Иногда достаточно ввести в форму поиска телефонный номер или сетевой псевдоним продавца для того, чтобы обнаружить, что эти данные уже использовались в целях хищения денежных средств и обмана покупателей», — подчеркнул спикер.

При этом, покупателям всегда необходимо обращать внимание на стоимость товара, если цена значительно ниже рыночной, то этот факт уже должен вызвать подозрение.

«В соответствии со статьей 24 Закона продавец обязан иметь в наличии контрольно-кассовые машины в порядке и случаях, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан, а также обязан размещать в месте нахождения контрольно-кассовых машин информацию на казахском и русском языках. В случае не предоставления фискального чека, потребитель вправе обратится в органы государственных доходов. Следует отметить, что потребитель добровольно выбирает товар и производит покупку, поэтому ответственность по выяснению реквизитов и контактных данных продавца ложится на самого потребителя. Уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей не проводит розыскные мероприятия недобросовестных участников электронной торговли. Розыскные мероприятия интернет-мошенников и по фактам мошенничества и обмана потребителей рассматриваются органами внутренних дел, т.е. полиция», — напомнили в госоргане.

Сотрудниками Департамента торговли и защиты прав потребителей города Алматы по «горячей линии» и при личном приеме граждан осуществляется консультирование потребителей об их дальнейших действиях в адрес продавца, как защитить свои законные интересы и нарушенные права.

Обращение в госорган можно направить посредством Единой информационной платформы приема обращений e-Otinish, портал электронного правительства Egov.kz, или позвонить на телефон горячей линии 8 (727) 392-21-83, также потребители вправе обратиться за помощью и консультацией в общественные объединения по защите прав потребителей города Алматы.

Список общественных объединений по защите прав потребителей по городу Алматы:

Что заставляет нас стареть? Ученые назвали главного виновника
6 июня 2025 в 21:45
На Каспии снова обнаружили десятки мёртвых тюленей
25 мая 2025 в 12:55
Почему мы не можем лечь спать вовремя? Психологи нашли ответ
6 июня 2025 в 19:33
Ночная потливость — не просто симптом: медик предупредил об опасном виде рака
3 июня 2025 в 12:25
В Казахстане будет жарко на выходных
6 июня 2025 в 17:50
ООН даст Казахстану 280 млн долларов. Зачем?
3 июня 2025 в 19:35
Как акимат Астаны помог девочке, потерявшей в ДТП обе ноги
6 июня 2025 в 17:35
Лидер Rammstein Тилль Линдеманн выступит в Алматы
3 июня 2025 в 17:01
Жаңа адамдар раскрыли продажу поддельных справок в столичной клинике
6 июня 2025 в 16:36
Из Караганды запущен прямой международный рейс в Стамбул
4 июня 2025 в 17:04
В Кульсары найдена мёртвой пропавшая девочка
6 июня 2025 в 15:29
В Казахстан на отдых и реабилитацию прибыли дети из Украины
3 июня 2025 в 13:07
Половина возвращённых земель уже передана в пользование
6 июня 2025 в 14:57
Сколько стоит мясо в Казахстане накануне Курбан айта
5 июня 2025 в 10:41
Посевная завершена: как аграрии Казахстана справились с задачей
6 июня 2025 в 13:00
Около 870 миллиардов тенге — в минусе: что случилось с Нацфондом в 2025 году
3 июня 2025 в 18:14
Лидеры со всего мира поздравляют Токаева с праздником Курбан айт
6 июня 2025 в 12:41
Более 4 млрд кубов воды спасают природу Северного Казахстана
6 июня 2025 в 10:37
Казахстан и Великобритания договорились о военном обучении
6 июня 2025 в 11:45
ДУМК предупреждает: перед Курбан Айт активизировались мошенники
4 июня 2025 в 14:22
Поздравление Олжаса Бектенова с Курбан айтом
6 июня 2025 в 09:52
Минфин объяснил лимит в 1 млн тенге на мобильные переводы
3 июня 2025 в 15:57
Касым-Жомарт Токаев поздравил казахстанцев с Курбан айтом
6 июня 2025 в 09:28
Кошка обнюхивает вас? Это значит больше, чем вы думали
30 мая 2025 в 12:12