Юристы рассказали, как будет работать новый Закон РК «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе»

В июле текущего года Президент Токаев подписал закон «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе». Даже в процессе разработки этот документ вызвал критику — множество экспертов и юристов сходятся во мнении, что законопроект имеет недоработки, которые могут негативно сказаться на его будущей практической реализации. Начиная с 10 сентября 2023 года, данный закон вступит в силу.

Юристы Masa Media и «Право знать» рассмотрели, как новый закон регулирует деятельность блогеров и может ли он послужить основанием для блокировки социальных сетей в Казахстане.

Новые определения, введенные новым законом

Данный документ вводит следующие официальные определения:

  1. Инфлюенсер (блогер) – это пользователь онлайн-платформы, который размещает на ней информацию, предназначенную для неопределенного круга лиц, с целью осуществления предпринимательской деятельности.
  2. Онлайн-платформа – это ресурс, программное обеспечение или сервис обмена сообщениями, функционирующий в сети интернет.
  3. Таргетированная онлайн-реклама – это реклама, направленная на конкретные целевые группы пользователей, определенные на основе их предпочтений, и направленная на увеличение числа пользователей, которые её увидят.
  4. Профайлинг – это алгоритмы, определяющие интересы пользователей.
  5. Пользователь – это физическое или юридическое лицо, зарегистрированное на платформе и предоставившее свои персональные данные.
  6. Онлайн-реклама – это реклама, созданная, размещенная, распространенная и хранимая пользователями платформы или их владельцами.

Требования к онлайн-платформам

Одним из важных изменений стало появление языковых требований к онлайн-платформам. Теперь они обязаны переводить интерфейс и пользовательское соглашение на казахский язык. Модерация контента также должна проводиться на казахском языке.

Также платформы, которые имеют более ста тысяч казахстанских пользователей в среднем в месяц, обязаны:

  1. Назначить своего представителя в Казахстане, который будет взаимодействовать с госорганами.
  2. Принимать меры против распространения незаконного контента.
  3. Рассматривать запросы уполномоченных органов в течение 24 часов.
  4. Уведомлять правоохранительные органы о незаконном контенте.
  5. Обеспечивать безопасность несовершеннолетних.
  6. Предоставлять запрошенные уполномоченными органами данные о пользователях.
  7. Приостанавливать действие аккаунтов, размещающих незаконный контент или информацию, считающуюся «кибербуллингом» в отношении детей.
  8. Давать мотивированные ответы пользователям, обратившимся с жалобами, в течение 20 дней.
  9. Публиковать годовые отчеты о выявленных рисках и модерации контента.

Права и обязанности казахстанских пользователей

Пользователям предоставляются следующие права:

  1. Взаимодействовать с контентом любыми законными способами.
  2. Свободно выражать свою точку зрения в рамках законов.
  3. Защищать свои права, свободы и законные интересы в судебном порядке.
  4. Создавать аккаунты и сообщества.
  5. Обращаться к владельцам платформ с требованиями по соблюдению их законных интересов.
  6. Отказываться от продуктов платформ, если они не соответствуют их убеждениям.
  7. Ограничивать отображение нежелательного контента.
  8. Размещать фотографии и видео без согласия изображенных лиц в случаях, предусмотренных законом.

Пользователи обязаны:

  1. Соблюдать законодательство.
  2. Проверять достоверность размещаемого контента.
  3. Не распространять и удалять ложную информацию и незаконный контент.
  4. При сборе добровольных пожертвований соблюдать требования по противодействию легализации доходов, полученных незаконным путем.

Все эти права и обязанности также распространяются на блогеров, которые также должны соблюдать законодательство, связанное с предпринимательской деятельностью.


Регулирование онлайн-рекламы

Закон устанавливает следующие требования к онлайн-рекламе:

  1. Реклама должна быть легко узнаваемой для пользователей, содержать маркировку и соответствовать требованиям Закона о рекламе в Казахстане.
  2. Таргетированная реклама должна:
    • Содержать обозначения, указывающие на её рекламный характер.
    • Указывать аккаунт пользователя, который её разместил.
    • Исключать профайлинг на основе расовой или национальной принадлежности, политических взглядов и личных данных о состоянии здоровья.
    • Распространяться только среди совершеннолетних пользователей.
  3. Спонсорский контент должен:
    • Содержать обозначения, указывающие на спонсорство.
    • Распространять мнения, аудио, фото и видео третьих лиц только с их согласия.
    • Быть подлинным и проверяемым в случаях, когда речь идет о рекомендациях, отзывах и подтверждающих документах.
    • Не содержать дискредитации других лиц, их товаров, работ и услуг.

Критика Закона

Эксперт Диана Окремова, директорка ОФ «Правовой медиа-центр», считает, что новый закон фактически представляет собой закон о самоцензуре. Она указывает на то, что документ включает множество обязанностей для пользователей, блогеров и владельцев платформ, но не предоставляет четких инструкций о практической реализации этих обязательств.

Окремова высказывает сомнения в определении «ложной информации», которая подпадает под административную ответственность. Отсутствие четкого описания этого понятия может привести к тому, что практически любая информация в интернете будет подпадать под это определение. Эксперт также считает, что реализация требований, связанных с определением предпринимательской деятельности блогеров, будет затруднительной, и вопросы о контроле и мониторинге остаются нерешенными.

Возможные последствия

Диана Окремова указывает, что фактическое выполнение множества новых обязательств, наложенных на онлайн-платформы, остается под вопросом. Эти платформы будут соблюдать эти требования только в случае, если Казахстан будет для них важным рынком. Однако эксперт высказывает сомнения в готовности казахстанских властей реально блокировать платформы, учитывая, что интернет стал неотъемлемой частью жизни людей и блокировка вызвала бы общественное недовольство.

Положительные стороны Закона

Окремова отмечает, что стремление государства регулировать онлайн-рекламу – это положительная инициатива. Закон также учитывает право на собственное изображение, ранее обладаемое только СМИ, а теперь применяемое ко всем пользователям. Эксперт подчеркивает важность баланса между регулированием и сохранением свободы выражения в онлайн-пространстве.

Читайте также:

Третья победа: женская команда Казахстана по хоккею выиграла очередной матч на Азиатских играх
6 февраля 2025 в 19:43
В России задержаны мошенники, обманувшие казахстанцев на миллионы
2 февраля 2025 в 12:08
Какие банки выбрали предприниматели для вкладов в 2024 году
6 февраля 2025 в 19:33
Тенге прогнозируют сильное обесценивание в 2025 году
31 января 2025 в 10:22
Токаев обсудил сотрудничество с премьер-министром Грузии
6 февраля 2025 в 18:51
Рост цен на бензин и дизель: на заправках Казахстане все спокойно
1 февраля 2025 в 13:15
Казахтелеком прокомментировал снижение рейтинга от S&P
6 февраля 2025 в 18:33
Рост тарифов на связь в Казахстане: объяснение от Beeline
31 января 2025 в 17:25
Как в Казахстане изменилось число детских садов за 5 лет
6 февраля 2025 в 18:12
Топ-10 самых прибыльных банков Казахстана
31 января 2025 в 21:51
Как проверить свой статус ОСМС за минуту
6 февраля 2025 в 17:50
В Казахстане подорожал автогаз: новые цены с 1 февраля
1 февраля 2025 в 10:30
Никогда не сажайте это рядом: назван главный «враг» туи
6 февраля 2025 в 17:49
Приказ подписан. В Казахстане официально отменили госрегулирование цен на бензин
29 января 2025 в 16:53
Когда в Казахстане определят размер ставки НДС
6 февраля 2025 в 16:46
С 1 февраля в Казахстане увеличат максимально допустимые цены на автогаз
30 января 2025 в 18:42
В МНЭ готовы сокращать расходы бюджета
6 февраля 2025 в 16:42
В каких банках Казахстана больше всего просроченных займов
31 января 2025 в 21:51
Повышение ставки НДС: кого не коснется предлагаемая кабмином реформа
6 февраля 2025 в 16:34
НДС в 20% не коснется всех отраслей экономики – Жумангарин
2 февраля 2025 в 11:07
4,5 млрд тенге могут потратить на форум в Астане
6 февраля 2025 в 16:24
Проблемы с деньгами решатся: кому ближайшие дни «улыбнется» финансовая удача
31 января 2025 в 18:50
Цель реформ – благосостояние казахстанцев и укрепление суверенитета: на КИСИ GPS обсудили итоги 3-х лет реформ Токаева
6 февраля 2025 в 16:12
На что тратят деньги из Нацфонда 18-летние казахстанцы
31 января 2025 в 13:41