Льготное автокредитование: проблемы, цифры, дефицит

В Казахстане запущена новая программа льготного автокредитования. В отличие от аналогичной программы 2015 года, новое льготное автокредитование предлагает хорошие льготы на покупку автомобилей отечественной сборки. Давайте разберемся в проблемах и посмотрим, успешна ли программа.

Старт льготного автокредитования прошел успешно, но были и проблемы

Старт новой программы оказался очень успешным. Уже 13 июля банки-участники объявили, что одобрили заявки на 90 млрд тенге (выдано 11 825 автомобилей), а лимиты исчерпаны из-за высокого спроса.

После снятия карантинных ограничений население Казахстана спешило потратить свои деньги на товары и услуги. Особенно востребованы автомобили, так как они считаются необходимым средством передвижения. Однако важно, чтобы автомобили были надежными и комфортными, а также экономичными.

Большинство машин у казахстанцев старые

Большинство отечественных автовладельцев не могут отнести перечисленные характеристики к своему автомобилю. Большинство автомобилей в Казахстане устарели. На начало июня этого года автомобили с годом выпуска более 20 лет составляли 50,4% зарегистрированных машин. Возраст от 10 до 20 лет имеют 21% автомобилей, от 7 до 10 лет — 14,5%.

Лишь небольшой процент населения владеет новым автомобилем, которому менее трех лет. Спрос на современные автомобили высок, но его трудно удовлетворить, поскольку в последние месяцы стоимость импорта возросла.

Многие местные производители готовы закрыть растущие потребительские аппетиты, увеличив объемы сборки. Однако снижение уровня жизни лишает многих казахстанцев возможности получить коммерческие автокредиты в банках.

Зачем нужна программа льготного автокредитования

Государственная программа льготного автокредитования населения призвана достичь сразу нескольких целей. Она поддерживает отечественных производителей, обновляет автопарк страны, снижает стоимость кредита для потенциальных покупателей новых автомобилей, а также дает возможность банкам фронтировать кредиты, получая комиссию. В рамках майской программы началось кредитование населения на покупку нового автомобиля отечественной сборки по льготной ставке 4% (с комиссией в банках 20%) и без первоначального взноса (в БВУ он обязателен и достигает 20%).

Срок кредитования не превышает семи лет, а максимальная сумма кредита составляет 10 млн тенге. Потенциальный заемщик должен обратиться в дилерский центр, выбрать автомобиль отечественной сборки и внести платеж в один из банков-партнеров.

Разработчики программы говорят, что, несмотря на то, что банки приостановили прием заявок, программа продолжится. Деньги выдаются на основе механизма револьверного кредитования, а это значит, что банки будут продолжать получать платежи от первичных заемщиков. Это позволит банкам продолжать собирать заявки на кредиты в рамках отпущенных лимитов.

Льготное автокредитование вызвало дефицит

Существует дефицит автомобилей местной сборки, о чем свидетельствует выдача заемщикам только 7 852 автомобилей из 11 825 одобренных заявок. Это свидетельствует о дефиците на рынке автомобилей.

По крайней мере с середины прошлого года Ассоциация автомобильного бизнеса Казахстана (АКАБ) информирует о сложной ситуации в автомобильной промышленности. Это связано с нехваткой микрочипов. Кроме того, сбои в логистических цепочках поставок автомобилей и комплектующих по всему миру еще больше усугубили ситуацию. В результате спрос на новые автомобили в Казахстане продолжает опережать предложение.

Иными словами, тема поставки отечественных автомобилей в рамках предложения льготного кредитования населения должна была быть рассмотрена на более раннем этапе разработки программы.

Внутренний спрос на автомобили по-прежнему растет

Внутренний рынок сборки продолжает расти, даже в условиях дефицита автомобилей, связанного с пандемией, и глобальных ограничений поставок. АКАБ отмечает, что это положительная тенденция, хотя все еще существуют некоторые трудности с логистикой и нехваткой электронных компонентов.

Количество отечественных автомобилей, собранных в прошлом году, увеличилось на 20%. Это положительно сказалось на общем объеме продаж легковых автомобилей. Два из трех проданных в стране автомобилей были собраны внутри страны. Доля автомобилей казахстанского производства в продажах новых автомобилей официальными дилерами составила 62,2%.

АКАБ сообщает, что в первой половине 2022 года дела в казахстанской автомобильной промышленности идут хорошо. В этот период производство увеличилось на 51,6 тыс. автомобилей по сравнению с 39,5 тыс. за аналогичный период 2021 года. Однако продажи новых автомобилей показали спад: за первые пять месяцев этого года казахстанцы купили всего 39,9 тыс. машин. Это на треть меньше, чем за тот же период 2021 года.

АКАБ объясняет это перебоями в поставках и дефицитом некоторых популярных моделей, ранее собиравшихся в России. «Доля автомобилей из России снизилась с 23,2% до 12,9%, а автомобили, локализованные в Казахстане, наоборот, демонстрируют рост до 74,8% от общего объема продаж», — говорится в отчете за май. В январе-июне текущего года экспорт автомобилей казахстанской сборки в Узбекистан, Россию, Беларусь и Кыргызстан вырос на 23% в годовом исчислении до 4,5 тыс. единиц на общую сумму более 53,9 млрд тенге. Если экспорт во втором полугодии останется на текущем уровне, то он будет ниже результатов 2021 года с продажами в 12,1 тыс. единиц.

По прогнозам АКАБ, в ближайшие четыре года производство автомобилей вырастет на 20%, причем этот рост произойдет в основном за счет программы льготного автокредитования. Ранее, в конце апреля, Олжас Сапарбеков, заместитель председателя Комитета промышленного развития МИДР, сообщил, что местные автопроизводители ведут переговоры с партнерами об увеличении квот на поставку комплектующих. Ожидается, что этот рост позволит произвести 109 тысяч автомобилей в 2022 году.

Экспорт машин отечественной сборки

Продажи отечественных автомобилей в Казахстане в 2021 году выросли на 9,5% по сравнению с 2020 годом. Несмотря на то, что внутри страны существует неудовлетворенный спрос на автомобили, экспорт казахстанских автомобилей растет. В 2021 году экспорт автомобилей вырос на 49% до 12 100 единиц. Основными экспортными рынками являются Россия, Узбекистан и Беларусь.

Банки охотно кредитуют людей

Коммерческие автокредиты являются одними из самых конкурентоспособных продуктов, которые БВУ предлагают своим клиентам. Судя по данным Первого кредитного бюро, мы видим, что коммерческое автокредитование восстанавливается после пандемического роста.

По данным ПКБ, общий объем автокредитов, выданных физическим лицам в первом полугодии 2022 года, составил 367,6 млрд тенге. Это больше, чем за аналогичный период 2021 года на 33,4%, или на 92,1 млрд тенге. Последний отчет ПКБ по автокредитованию, датированный июнем прошлого года, показал, что темпы кредитования за первые четыре месяца текущего года увеличились на 11,1%, или на 82,1 млрд тенге.

Из отчета также следует, что рост автокредитования физических лиц с апреля 2020 года по апрель 2021 года составил 36,5% или 218,8 млрд тенге. Темп роста с апреля 2019 года по апрель 2020 года составил 42,3%, или 178,1 млрд тенге.

Средний размер кредита вырос

ПКБ констатирует, что средний размер выдаваемого рынком автокредита значительно вырос за первые шесть месяцев 2022 года, как и за первые четыре месяца 2021 года. Это связано с ростом среднего размера кредита. В январе-июне прошлого года средний размер автокредита составлял около 5,1 млн тенге. Однако во втором полугодии этот показатель увеличился до 6,2 млн тенге. Средний размер кредита в первой половине 2022 года был выше 7,5 млн тенге. Это означает, что за календарный год произошел рост среднего размера выданных автокредитов на 48,5%, по данным ПКБ.

Стоимость кредитов выросла по ряду причин. Цены на автомобили выросли из-за таких причин, как дефицит полупроводников, рост цен на металлы и сбои в цепочке поставок. В результате людям стало сложнее позволить себе новые автомобили, что, в свою очередь, усложняет кредиторам задачу зарабатывать на автокредитах.

По данным Бюро национальной статистики, индекс цен на промышленные товары с января по июнь 2022 года вырос на 37% по сравнению с ростом на 23% с января по июнь 2021 года. Кроме того, поскольку инфляционная спираль начала раскручиваться (годовой показатель вырос с 8,5% в январе до 16,1% в августе), базовая ставка также начала двигаться. В августе Национальный банк сохранил ставку до уровня инфляции в 14,5%.

Проблемы: инфляция и уровень жизни населения

Увеличилась стоимость банковских кредитов и вероятность того, что потенциальные заемщики откажутся от слишком дорогих кредитов. Это означает, что ранее выданные кредиты могут стать просроченными, поскольку инфляция съедает финансовые возможности заемщиков с низким уровнем дохода.

По мере снижения уровня жизни населения растет концентрация автокредитов в мегаполисах. По данным ПКБ, лидером среди регионов по общему объему выданных автокредитов в первом полугодии 2022 года является Алматы — 84,1 млрд тенге (на 22,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года). На втором месте — Нур-Султан (65,6 млрд тенге, рост на 35,2%). Таким образом, на долю этих городов пришлось 40% от общего объема выдачи. Наименьший объем выданных автокредитов приходится на Северо-Казахстанскую область — 4,8 млрд тенге (но это на 55,7% больше, чем за аналогичный период 2021 года).

Микрофинасовые организации продолжают автокредитование

Отчет ПКБ показал, что в последнее время наблюдается тенденция к увеличению роли микрофинансовых организаций (МФО) на рынке автокредитования. В 2020 году МФО выдали 34,1% всех займов на покупку автомобилей. Этот показатель вырос до 41,4% к 2021 году и продолжил расти до 45,6% к первой половине 2022 года. Несмотря на этот рост, качество портфелей МФО остается высоким.

Просроченные автокредиты

По состоянию на 1 июля 2022 года доля кредитов с просрочкой 90+ дней составляла всего 1,5%, в то время как общий показатель по рынку составляет 4,1%. В отчете также говорится, что качество портфеля на рынке немного ухудшилось с начала этого года (на 1 января 2022 года коэффициент неработающих кредитов 90+ составлял 3,7%), но это лучше, чем показатель 2020 года — 5,9%.

Источник: Forbes.kz

Читайте также:

«Смех это эмоция, которую не выдавишь специально». Александр Меркуль: правила жизни
4 ноября 2024 в 19:40
Самый выгодный депозит в Казахстане в 2024 году
25 января 2024 в 09:10
Председатель Комитета противопожарной службы МЧС РК осужден за получение взятки
4 ноября 2024 в 18:32
Погода на 5-7 ноября: в Казахстане ожидаются снег и метели
4 ноября 2024 в 17:45
Казахстанцы будут получать страховые выплаты за ошибки врачей
4 ноября 2024 в 18:07
Как избежать обмана застройщиков при покупке квартиры в новостройке
4 ноября 2024 в 12:44
Прокуратура СКО ведет работу по предотвращению суицидов среди детей
4 ноября 2024 в 17:29
В Казахстан идет похолодание
1 ноября 2024 в 16:18
В МВД Казахстана создан департамент по борьбе с киберпреступностью
4 ноября 2024 в 17:04
Туристы из России — лидеры по тратам в Казахстане
4 ноября 2024 в 15:35
В Казахстане планируют реформу судебной системы
4 ноября 2024 в 17:01
В акимате опровергли скорое переименование города Костанай
22 октября 2024 в 10:16
Крыша торгового дома «Акшын» обрушилась в Семее
4 ноября 2024 в 16:35
«КазАвтоЖол» рассказал, когда введут в эксплуатацию трассу Караганда-Балхаш-Алматы
31 октября 2024 в 16:28
В сети появилось видео похищения трехлетней давности
4 ноября 2024 в 16:08
К чему снится медведь: что произойдет, толкование, сонники
18 мая 2022 в 14:29
Прокуратура Акмолинской области защитила права онкобольных
4 ноября 2024 в 16:01
В Каспий поступило рекордное количество воды через реку Жайык
4 ноября 2024 в 11:15
Добыча нефти на Кашагане полностью восстановлена после ремонтных работ
4 ноября 2024 в 15:52
Kaspi Жұма: стала известна дата проведения в 2024 году
28 октября 2024 в 17:52
Доллар подорожал на 1 тенге на дневных торгах KASE 4 ноября
4 ноября 2024 в 15:37
В Казахстане могут разрешить досрочный выход на пенсию: условия обсуждаются
2 ноября 2024 в 13:38
Добыча нефти КазМунайГаза выросла на 3% благодаря новым месторождениям
4 ноября 2024 в 14:53
Посмотрите на самый большой город в мире
21 июля 2022 в 12:18