Недавно некоторые СМИ опубликовали информацию, что в Казахстане ограничат ввоз автомобилей. Некоторые посчитали, что это будет запрет, но на самом дела это будут лишь более тщательные проверки. В деталях разобрался корреспондент Bizmedia.kz — новости бизнеса.
В сообщениях говорилось о планируемых ограничениях на ввоз в Казахстан автомобилей из соседних стран, основанные на ответе главы правительства на депутатский запрос. Однако в пресс-службе премьер-министра РК заявили, что речь идет не о запрете, а о другом — более тщательной проверке прибывающих в страну машин.
Теперь же правительство планирует разработать правила, регулирующие импорт автомобилей, чтобы усилить контроль над ними. В частности, планируется ограничить ввоз в страну «проблемных» автомобилей.
Кроме того, в пресс-службе напомнили, что только в 2021 году по результатам сверки с правоохранительными органами других стран было выявлено, что более 35 тысяч автомобилей были ввезены в Казахстан нелегально, с банковскими или юридическими ограничениями. А еще более 600 автомобилей на момент ввоза находились в розыске стран ЕАЭС.
В тоже время, депутаты обещают, что жесткие меры не коснутся автомобилей, зарегистрированных в иностранных государствах, ввезенных и эксплуатируемых в Казахстане без нарушения закона.
Теперь немного статистики.
Больше половины авто в Казахстане — старше 10 лет
Число новых машин в РК выросло на 12 процентов за год. Это почти 14 от общего автопарка страны. В то же время «старичков» на дорогах Казахстана всё ещё очень много: половина автопарка — старше 20 лет, говорится в исследовании Energyprom.kz.
Легковые автомобили возрастом более 10 лет к началу текущего года занимали 63,4% от всего автопарка, против 64,5% годом ранее. Это 2,4 млн авто, на 3,5% меньше, чем год назад.
В то же время доля новых легковых автомобилей (возрастом менее трёх лет) составляла 13,6% против 12% годом ранее. Это 516,8 тыс. «железных коней», плюс 11,7% за год.
В целом количество зарегистрированных легковых автомобилей на дорогах РК за год сократилось на 1,9%, до 3,8 млн авто к началу текущего года.
При этом в текущем году БНС АСПиР РК изменило методологию и данные по легковым автомобилям. В частности, появились данные, что к марту текущего года половина всех легковых автомобилей в РК не просто возрастная, а старше 20 лет (почти 2 млн авто).
Высказывались предположения, что автопарк страны можно обновить при условии значительного снижения сбора за первичную регистрацию автомобиля, а также снижения или отказа от утильсбора.
Однако сбор за первичную регистрацию сегодня напрямую призван не допустить на рынок РК лишь аварийно-опасные устаревшие автомобили, и практически не отражается на покупателях новых авто, которые действительно способны качественно улучшить автопарк страны. Так, сборы за первичную регистрацию для автомобилей возрастом до трёх лет составляют лишь 50 МРП, чуть более 153 тыс. тг.
Более того, регистрация автомобиля возрастом до двух лет и вовсе обойдется лишь в 0,25 МРП — несущественная сумма. А вот для авто старше трёх лет показатель составляет уже 500 МРП. Таким образом этот вид сборов фактически служит своеобразным «фильтром» для старых «железных коней», и только.
Утильсбор тем временем снижен на 50%, новая ставка варьируется в зависимости от объёма двигателя от 230 тыс. до 1,8 млн тг.
Читайте также: