Почему чиновники затягивают с новыми ставками по утильсбору

Корреспондент Bizmedia.kz связался с Эдуардом Эдоковым — председателем Независимого автомобильного союза — чтобы узнать его мнение об утильсборе и спросить, почему чиновники затягивают с решением о новых ставках по утилизационному сбору.

Вопрос о сборе за утилизацию машин в последние время вызывает много споров. Многие люди утверждают, что размер сбора слишком велик и что он несправедливо обременяет простых граждан, не принося реальной пользы окружающей среде.

Однако некоторые правительственные чиновники утверждают, что сбор необходим для стимулирования правильной практики утилизации отходов и снижения загрязнения окружающей среды.

Очевидно, что Казахстану нужна справедливая схема утилизации, чтобы помочь людям избавиться от старых автомобилей и освободить место на рынке для новых. Это также уменьшит загрязнение и заторы на наших дорогах. Нужно запустить нормальную схему утилизации, чтобы каждый мог извлечь из нее пользу. Но при этом необходимо учесть и цены, сделать их справедливыми.

— Какое у Вас мнение по поводу утильсбора в Казахстане?

— Утилизационный сбор в Казахстане неоправданно высок, это просто какая-то запредельная сумма! Мне кажется, что кто-то извлекает из этого очень неплохую выгоду. Я изначально считал существующую схему сбора похожей на аферу — с нас берут большие деньги за то, что стоит значительно меньше и, к тому же, никто не гарантирует никакой утилизации.

Скажем, если я импортирую автомобиль из США, то утилизационный сбор может составить порядка 3,5 миллиона тенге, а реальная стоимость утилизации такого автомобиля составляет всего порядка 300-500 тыс. тг или даже меньше. И нет никакого смысла собирать с людей огромные деньги в виде утилизационного сбора, когда он должен составлять только стоимость утилизации. Я думаю, что это просто кому-то очень выгодно — в этом весь смысл.

А недавно возбужденные уголовные дела против руководителей «Оператора РОП» и его дочек показывают, что на самом деле случилось страшное (но обычное для Казахстана) — скорее всего, часть денег было просто разворована.

Сам принцип сбора за утилизацию — он правильный, нужно включать в стоимость автомобиля небольшую сумму, своего рода налог, для утилизации его в будущем, но размер, установленный в Казахстане, просто какой-то нереальный! Например, в Германии утилизационный сбор составляет сумму порядка 100-200 евро, то есть, в пределах 100 тыс. тенге. Согласитесь, разница между 100 тыс. тенге в Германии и 3,5 млн тенге в Казахстане очень существенна!

— Как утильсбор влияет на цены автомобилей?

— Очевидно, что утильсбор негативно влияет на цены, в том числе из-за него, а также из-за такого же нереально огромного сбора за первичную регистрацию, машины сейчас дорогие и продолжают расти в цене. Например, для моего автомобиля (4-литровый внедорожник) утильсбор обходится в 3,5 млн. тенге, при стоимости покупки машины за рубежом в 7-8 миллионов.

— Как Вы думаете, почему до сих пор не ввели новые ставки утильсбора?

— Текущие схемы утилизации, поддерживаемые нашими чиновниками, видимо, кому-то очень выгодны, и снижение размера утилизационного сбора может серьезно ударить по благосостоянию некоторых приближенных к этим финансовым потокам. Поэтому-то все инициативы по пересмотру и значительному снижению размера сбора буквально торпедируются, затягиваются, забалтываются — ну, правда, не могу же быть пчелы (получатели утильсбора) быть против меда (огромных денег)!

Есть те, кому выгодно, чтобы мы платили эти сборы, включая, так называемых, «казахстанских автопроизводителей» и непосредственно самого «Оператора РОП», который собирал и непонятно как использовал огромные деньги.

Затягивать процесс пересмотра размеров утилизационного сбора — это, похоже, прямой интерес чиновников: чем больше времени это занимает, тем больше денег мы платим. Это выгодно и чиновникам, и, так называемому автопрому, который получает и субсидии/преференции от государства, и возврат сумм утилизационного сбора.

— Почему важно сдавать автомобили в утильсбор?

— В развитых странах, когда срок службы автомобиля подходит к концу, и его нельзя отремонтировать или продать, владелец обычно обращается в компанию по утилизации. Компания приезжает, забирает машину и платит владельцу деньги. В нашей стране за будущую утилизацию автомобиля взимаются миллионы тенге, но за сданный автомобиль вам платят около 200-300 тыс. тенге, что существенно ниже рыночных цен.

Покупающие автомобиль платят утилизационный сбор, чтобы их автомобиль был утилизирован, но никто — ни «Оператор РОП» (Жасыл Даму), ни государство не гарантирует, что ваш автомобиль будет утилизирован. Другими словами, с вас взяли деньги за услугу, которая не была оказана и, вероятно, никогда не будет оказана. И это еще один нюанс этой мутной схемы утилизации.

По-хорошему, когда автомобиль устаревает и не может ездить, нужно чтобы специализированная компания увезла его и разобрала на различные составляющие. Что-то утилизировала (жидкости и то, что не поддается переработке), а что-то отправила в дальнейшую переработку. Например, резину в одну сторону, черные металлы — в другую, цветные металлы — в третью и так далее. Все это выгодный бизнес, который экологически необходим и полезен.

Сейчас ситуация в Казахстане не такая цивилизованная, как могла бы быть. Все, что есть ценного в машине, продается на запчасти, а остальное сдается на металлолом. Я не думаю, что вы когда-нибудь видели брошенные машины, валяющиеся по городу. Может быть, где-то в аулах, но не в городах. В Казахстане, на мой взгляд, нет массового и качественного процесса утилизации.

— Как Вы думаете, увеличится ли в Казахстане количество утилизированных автомобилей?

— Это будет зависеть от того, насколько выгодными будут условия, предлагаемые компаниями по утилизации. Сейчас я не могу ручаться за точные цифры, но в то время, когда запускалась программа утилизации, я приводил сравнение по поводу старого автомобиля. Например, если бы вы разобрали его и продали на запчасти, то смогли бы заработать около 1 000 долларов за шесть месяцев.

Цены на сдаваемый на утилизацию автомобили слишком занижены, что приводит к тому, что мало кто сдает их по этой программе. Если бы цена была более справедливой, было бы больше стимулов для утилизации автомобилей. А собранные с казахстанцев «Оператором РОП» за последние 6 лет 1,5 миллиарда долларов не привели к строительству ни перерабатывающих, ни мусоросжигательных, ни автомобильных заводов.

Эти деньги можно было бы использовать с большей пользой — тот же автозавод, например, простроить! Но, судя по всему, большая часть денег разошлась на непонятные проекты, которые не принесли ощутимой пользы, ни стране, ни нам с вами.

Читайте также:

Курсы валют на 10 мая в обменниках Алматы и Астаны
10 мая 2025 в 13:28
С 11 мая в Казахстане изменятся цены на бензин и дизельное топливо
2 мая 2025 в 22:07
Ауыл шаруашылығына бөлінген 700 млрд теңге ауыл мәселесін қалай шешеді
10 мая 2025 в 13:15
В Алматинской области пропали арестованные авто на миллионы тенге
5 мая 2025 в 11:54
ДЧС предупреждает жителей Алматы и области об аномальной жаре
10 мая 2025 в 13:08
113 ДТП, 42 погибших: власти Казахстана берутся за контроль такси
21 апреля 2025 в 15:13
На страже жизни: гвардейцы спасли девушку с приступом
10 мая 2025 в 12:34
Колледжи будут получать 912 тысяч тенге на каждого студента — вдвое больше, чем раньше
6 мая 2025 в 20:20
Глава государства направил телеграмму соболезнования в связи с кончиной писателя и поэта Темирхана Медетбека
10 мая 2025 в 12:32
Что будет с деньгами и долгами, если банк в Казахстане лишится лицензии
5 мая 2025 в 14:28
382,5 млрд тенге получили аграрии на посевную и уборочную в этом году
10 мая 2025 в 12:04
Только треть мужчин в Казахстане копит в банках: что показывает новое исследование
6 мая 2025 в 19:42
Подозреваемый в мошенничестве экстрадирован в Казахстан из Польши
10 мая 2025 в 11:30
В Алматы кассы переводят на новую цифровую систему
5 мая 2025 в 12:16
Пакистан начал масштабную военную операцию против Индии
10 мая 2025 в 11:09
В Казахстане запущен сайт о ветеранах войны
9 мая 2024 в 21:07
Парень, заблудившийся в горах Алматинской области, спасен
10 мая 2025 в 10:32
Алматы внедряет транспорт будущего: что изменится для горожан
6 мая 2025 в 10:10
АҚШ президенті Дональд Трамп қытай тауарларына салынатын баж салығын 145% -дан 80%-ға дейін төмендетіп, байларға салынатын салықты қайта қарады
10 мая 2025 в 10:11
В Казахстане начато публичное обсуждение законов о банках
9 мая 2025 в 11:13
Дело в рождаемости. Почему человечеству грозит вымирание?
9 мая 2025 в 21:44
В Костанайской области похищено 1,2 млрд тенге при строительстве школы
2 мая 2025 в 20:51
9 причин, почему кариес возвращается снова и снова — даже если вы чистите зубы
9 мая 2025 в 19:37
Алматы озеленяют по-новому: высажены деревья из трех стран
6 мая 2025 в 11:59