Почему чиновники затягивают с новыми ставками по утильсбору

Корреспондент Bizmedia.kz связался с Эдуардом Эдоковым — председателем Независимого автомобильного союза — чтобы узнать его мнение об утильсборе и спросить, почему чиновники затягивают с решением о новых ставках по утилизационному сбору.

Вопрос о сборе за утилизацию машин в последние время вызывает много споров. Многие люди утверждают, что размер сбора слишком велик и что он несправедливо обременяет простых граждан, не принося реальной пользы окружающей среде.

Однако некоторые правительственные чиновники утверждают, что сбор необходим для стимулирования правильной практики утилизации отходов и снижения загрязнения окружающей среды.

Очевидно, что Казахстану нужна справедливая схема утилизации, чтобы помочь людям избавиться от старых автомобилей и освободить место на рынке для новых. Это также уменьшит загрязнение и заторы на наших дорогах. Нужно запустить нормальную схему утилизации, чтобы каждый мог извлечь из нее пользу. Но при этом необходимо учесть и цены, сделать их справедливыми.

— Какое у Вас мнение по поводу утильсбора в Казахстане?

— Утилизационный сбор в Казахстане неоправданно высок, это просто какая-то запредельная сумма! Мне кажется, что кто-то извлекает из этого очень неплохую выгоду. Я изначально считал существующую схему сбора похожей на аферу — с нас берут большие деньги за то, что стоит значительно меньше и, к тому же, никто не гарантирует никакой утилизации.

Скажем, если я импортирую автомобиль из США, то утилизационный сбор может составить порядка 3,5 миллиона тенге, а реальная стоимость утилизации такого автомобиля составляет всего порядка 300-500 тыс. тг или даже меньше. И нет никакого смысла собирать с людей огромные деньги в виде утилизационного сбора, когда он должен составлять только стоимость утилизации. Я думаю, что это просто кому-то очень выгодно — в этом весь смысл.

А недавно возбужденные уголовные дела против руководителей «Оператора РОП» и его дочек показывают, что на самом деле случилось страшное (но обычное для Казахстана) — скорее всего, часть денег было просто разворована.

Сам принцип сбора за утилизацию — он правильный, нужно включать в стоимость автомобиля небольшую сумму, своего рода налог, для утилизации его в будущем, но размер, установленный в Казахстане, просто какой-то нереальный! Например, в Германии утилизационный сбор составляет сумму порядка 100-200 евро, то есть, в пределах 100 тыс. тенге. Согласитесь, разница между 100 тыс. тенге в Германии и 3,5 млн тенге в Казахстане очень существенна!

— Как утильсбор влияет на цены автомобилей?

— Очевидно, что утильсбор негативно влияет на цены, в том числе из-за него, а также из-за такого же нереально огромного сбора за первичную регистрацию, машины сейчас дорогие и продолжают расти в цене. Например, для моего автомобиля (4-литровый внедорожник) утильсбор обходится в 3,5 млн. тенге, при стоимости покупки машины за рубежом в 7-8 миллионов.

— Как Вы думаете, почему до сих пор не ввели новые ставки утильсбора?

— Текущие схемы утилизации, поддерживаемые нашими чиновниками, видимо, кому-то очень выгодны, и снижение размера утилизационного сбора может серьезно ударить по благосостоянию некоторых приближенных к этим финансовым потокам. Поэтому-то все инициативы по пересмотру и значительному снижению размера сбора буквально торпедируются, затягиваются, забалтываются — ну, правда, не могу же быть пчелы (получатели утильсбора) быть против меда (огромных денег)!

Есть те, кому выгодно, чтобы мы платили эти сборы, включая, так называемых, «казахстанских автопроизводителей» и непосредственно самого «Оператора РОП», который собирал и непонятно как использовал огромные деньги.

Затягивать процесс пересмотра размеров утилизационного сбора — это, похоже, прямой интерес чиновников: чем больше времени это занимает, тем больше денег мы платим. Это выгодно и чиновникам, и, так называемому автопрому, который получает и субсидии/преференции от государства, и возврат сумм утилизационного сбора.

— Почему важно сдавать автомобили в утильсбор?

— В развитых странах, когда срок службы автомобиля подходит к концу, и его нельзя отремонтировать или продать, владелец обычно обращается в компанию по утилизации. Компания приезжает, забирает машину и платит владельцу деньги. В нашей стране за будущую утилизацию автомобиля взимаются миллионы тенге, но за сданный автомобиль вам платят около 200-300 тыс. тенге, что существенно ниже рыночных цен.

Покупающие автомобиль платят утилизационный сбор, чтобы их автомобиль был утилизирован, но никто — ни «Оператор РОП» (Жасыл Даму), ни государство не гарантирует, что ваш автомобиль будет утилизирован. Другими словами, с вас взяли деньги за услугу, которая не была оказана и, вероятно, никогда не будет оказана. И это еще один нюанс этой мутной схемы утилизации.

По-хорошему, когда автомобиль устаревает и не может ездить, нужно чтобы специализированная компания увезла его и разобрала на различные составляющие. Что-то утилизировала (жидкости и то, что не поддается переработке), а что-то отправила в дальнейшую переработку. Например, резину в одну сторону, черные металлы — в другую, цветные металлы — в третью и так далее. Все это выгодный бизнес, который экологически необходим и полезен.

Сейчас ситуация в Казахстане не такая цивилизованная, как могла бы быть. Все, что есть ценного в машине, продается на запчасти, а остальное сдается на металлолом. Я не думаю, что вы когда-нибудь видели брошенные машины, валяющиеся по городу. Может быть, где-то в аулах, но не в городах. В Казахстане, на мой взгляд, нет массового и качественного процесса утилизации.

— Как Вы думаете, увеличится ли в Казахстане количество утилизированных автомобилей?

— Это будет зависеть от того, насколько выгодными будут условия, предлагаемые компаниями по утилизации. Сейчас я не могу ручаться за точные цифры, но в то время, когда запускалась программа утилизации, я приводил сравнение по поводу старого автомобиля. Например, если бы вы разобрали его и продали на запчасти, то смогли бы заработать около 1 000 долларов за шесть месяцев.

Цены на сдаваемый на утилизацию автомобили слишком занижены, что приводит к тому, что мало кто сдает их по этой программе. Если бы цена была более справедливой, было бы больше стимулов для утилизации автомобилей. А собранные с казахстанцев «Оператором РОП» за последние 6 лет 1,5 миллиарда долларов не привели к строительству ни перерабатывающих, ни мусоросжигательных, ни автомобильных заводов.

Эти деньги можно было бы использовать с большей пользой — тот же автозавод, например, простроить! Но, судя по всему, большая часть денег разошлась на непонятные проекты, которые не принесли ощутимой пользы, ни стране, ни нам с вами.

Читайте также:

АЗРК выявило необоснованное повышение цен на лекарства
22 января 2025 в 22:08
Землю у Казахстана на 49 лет арендует США
22 января 2025 в 10:42
Школьники и студенты колледжей Астаны переведены на удаленку из-за морозов
22 января 2025 в 21:32
Уникальные возможности: какие два знака Зодиака после 20 января заработают много денег
18 января 2025 в 17:59
АРРФР: Устойчивость банковского сектора подтверждена результатами регулярного AQR
22 января 2025 в 21:08
Казахстан ведет себя максимально ответственно – политолог о расследовании крушения самолета в Актау
22 января 2025 в 16:16
В Алматы более 80% созданных постоянных рабочих мест приходится на МСБ
22 января 2025 в 20:47
ВАП: Граждане Центральной Азии перевели домой в 7 раз больше заработанных средств, чем заработали
21 января 2025 в 15:14
Трудовые мигранты из Узбекистана предпочитают Казахстан России
22 января 2025 в 20:02
Казахстанцам нужно быть внимательнее: мошенники используют поддельные объявления с QR-кодами
22 января 2025 в 11:12
Рейтинг вузов Казахстана 2025: заявление НПП «Атамекен»
22 января 2025 в 19:15
102 — номер полиции Алматы. Как дозвониться и что делать
25 февраля 2022 в 11:52
Члены Нацкомиссии по делам женщин и семейно-демографической политике обратились к родителям Казахстана
22 января 2025 в 19:08
Kaspi Bank изменил договор обслуживания партнеров
17 января 2025 в 12:37
Прогноз погоды на 23-25 января в Алматы
22 января 2025 в 18:44
Обновленную дорогу на Балхаш обещают открыть до начала туристического сезона
18 января 2025 в 17:37
Казахстан не согласен с прогнозами ВЭФ о возможных вооруженных конфликтах
22 января 2025 в 18:12
На Kaspi Gold возможен перевод с карт других банков по номеру телефона
21 января 2025 в 14:37
FlyArystan получил новый самолет A320 с завода Airbus в Тулузе
22 января 2025 в 18:10
Годовое обслуживание Kaspi Gold: дата оплаты будет в сервисе «Мой Банк»
16 января 2025 в 15:22
Грядки будут усыпаны плодами: назван высокоурожайный сорт томата для теплиц и открытого грунта
22 января 2025 в 17:56
Доллар обвалился на 6 тенге
22 января 2025 в 15:39
Банковский омбудсмен: Задолженность по кредиту — это не проблема банка
22 января 2025 в 17:50
Штраф за «аварийку» в качестве благодарности на дороге не грозит
21 января 2025 в 15:19