9 C
Алматы
- Реклама -
ДомойО главном прямо сейчасПочему чиновники затягивают с новыми ставками по утильсбору

Почему чиновники затягивают с новыми ставками по утильсбору

- Реклама -

Корреспондент Bizmedia.kz связался с Эдуардом Эдоковым — председателем Независимого автомобильного союза — чтобы узнать его мнение об утильсборе и спросить, почему чиновники затягивают с решением о новых ставках по утилизационному сбору.

Вопрос о сборе за утилизацию машин в последние время вызывает много споров. Многие люди утверждают, что размер сбора слишком велик и что он несправедливо обременяет простых граждан, не принося реальной пользы окружающей среде.

Эдуард Эдоков.
Эдуард Эдоков. Фото из личного архива.
- Реклама -

Однако некоторые правительственные чиновники утверждают, что сбор необходим для стимулирования правильной практики утилизации отходов и снижения загрязнения окружающей среды.

Очевидно, что Казахстану нужна справедливая схема утилизации, чтобы помочь людям избавиться от старых автомобилей и освободить место на рынке для новых. Это также уменьшит загрязнение и заторы на наших дорогах. Нужно запустить нормальную схему утилизации, чтобы каждый мог извлечь из нее пользу. Но при этом необходимо учесть и цены, сделать их справедливыми.

— Какое у Вас мнение по поводу утильсбора в Казахстане?

— Утилизационный сбор в Казахстане неоправданно высок, это просто какая-то запредельная сумма! Мне кажется, что кто-то извлекает из этого очень неплохую выгоду. Я изначально считал существующую схему сбора похожей на аферу — с нас берут большие деньги за то, что стоит значительно меньше и, к тому же, никто не гарантирует никакой утилизации.

Скажем, если я импортирую автомобиль из США, то утилизационный сбор может составить порядка 3,5 миллиона тенге, а реальная стоимость утилизации такого автомобиля составляет всего порядка 300-500 тыс. тг или даже меньше. И нет никакого смысла собирать с людей огромные деньги в виде утилизационного сбора, когда он должен составлять только стоимость утилизации. Я думаю, что это просто кому-то очень выгодно — в этом весь смысл.

  • «Оператор РОП» собирал утилизационный сбор в течение 6 лет, и за это время они вынули из карманов казахстанцев около 600-700 млрд. тенге (примерно 1,5 миллиарда долларов)! Но в результате мы не увидели серьезных изменений в переработке отходов, ни одного построенного автозавода, да и с экологией тоже ничего не изменилось. По прошествии 6 лет стало очевидно, что утилизационный сбор — это просто схема для зарабатывания денег.
Почему чиновники затягивают с новыми ставками по утильсбору. Bizmedia.kz

А недавно возбужденные уголовные дела против руководителей «Оператора РОП» и его дочек показывают, что на самом деле случилось страшное (но обычное для Казахстана) — скорее всего, часть денег было просто разворована.

Сам принцип сбора за утилизацию — он правильный, нужно включать в стоимость автомобиля небольшую сумму, своего рода налог, для утилизации его в будущем, но размер, установленный в Казахстане, просто какой-то нереальный! Например, в Германии утилизационный сбор составляет сумму порядка 100-200 евро, то есть, в пределах 100 тыс. тенге. Согласитесь, разница между 100 тыс. тенге в Германии и 3,5 млн тенге в Казахстане очень существенна!

— Как утильсбор влияет на цены автомобилей?

— Очевидно, что утильсбор негативно влияет на цены, в том числе из-за него, а также из-за такого же нереально огромного сбора за первичную регистрацию, машины сейчас дорогие и продолжают расти в цене. Например, для моего автомобиля (4-литровый внедорожник) утильсбор обходится в 3,5 млн. тенге, при стоимости покупки машины за рубежом в 7-8 миллионов.

— Как Вы думаете, почему до сих пор не ввели новые ставки утильсбора?

— Текущие схемы утилизации, поддерживаемые нашими чиновниками, видимо, кому-то очень выгодны, и снижение размера утилизационного сбора может серьезно ударить по благосостоянию некоторых приближенных к этим финансовым потокам. Поэтому-то все инициативы по пересмотру и значительному снижению размера сбора буквально торпедируются, затягиваются, забалтываются — ну, правда, не могу же быть пчелы (получатели утильсбора) быть против меда (огромных денег)!

Есть те, кому выгодно, чтобы мы платили эти сборы, включая, так называемых, «казахстанских автопроизводителей» и непосредственно самого «Оператора РОП», который собирал и непонятно как использовал огромные деньги.

Почему чиновники затягивают с новыми ставками по утильсбору. Bizmedia.kz
  • Обсуждение размера утилизационного сбора, организованное для выработки разумных ставок, было превращено в фарс — 90% «обсуждателей» представляли заинтересованные в сохранении текущих ставок структуры, а нам, потребителям, реальным плательщикам этих «оброков», практически не было представлено адекватного права голоса, поэтому величина сбора не снизилась до разумного предела и осталась большой. Если бы утилизационный сбор был меньше — максимум 100 000 тенге, он был бы более разумным.

Затягивать процесс пересмотра размеров утилизационного сбора — это, похоже, прямой интерес чиновников: чем больше времени это занимает, тем больше денег мы платим. Это выгодно и чиновникам, и, так называемому автопрому, который получает и субсидии/преференции от государства, и возврат сумм утилизационного сбора.

— Почему важно сдавать автомобили в утильсбор?

— В развитых странах, когда срок службы автомобиля подходит к концу, и его нельзя отремонтировать или продать, владелец обычно обращается в компанию по утилизации. Компания приезжает, забирает машину и платит владельцу деньги. В нашей стране за будущую утилизацию автомобиля взимаются миллионы тенге, но за сданный автомобиль вам платят около 200-300 тыс. тенге, что существенно ниже рыночных цен.

Покупающие автомобиль платят утилизационный сбор, чтобы их автомобиль был утилизирован, но никто — ни «Оператор РОП» (Жасыл Даму), ни государство не гарантирует, что ваш автомобиль будет утилизирован. Другими словами, с вас взяли деньги за услугу, которая не была оказана и, вероятно, никогда не будет оказана. И это еще один нюанс этой мутной схемы утилизации.

По-хорошему, когда автомобиль устаревает и не может ездить, нужно чтобы специализированная компания увезла его и разобрала на различные составляющие. Что-то утилизировала (жидкости и то, что не поддается переработке), а что-то отправила в дальнейшую переработку. Например, резину в одну сторону, черные металлы — в другую, цветные металлы — в третью и так далее. Все это выгодный бизнес, который экологически необходим и полезен.

  • Но сейчас мы видим совершенно другую картину. В нашей стране значительный объем рынка б/у автозапчастей, много, так называемых авторазборов, где вы можете найди различные запасные части к вашему автомобилю, если нет возможности купить новые. Если у вас есть старый автомобиль, и вы соберетесь сдать его на утилизацию, он может стоить не очень дорого, однако если продать этот же автомобиль на запчасти, можно заработать значительно больше того, что предлагает «Оператор РОП».

Сейчас ситуация в Казахстане не такая цивилизованная, как могла бы быть. Все, что есть ценного в машине, продается на запчасти, а остальное сдается на металлолом. Я не думаю, что вы когда-нибудь видели брошенные машины, валяющиеся по городу. Может быть, где-то в аулах, но не в городах. В Казахстане, на мой взгляд, нет массового и качественного процесса утилизации.

— Как Вы думаете, увеличится ли в Казахстане количество утилизированных автомобилей?

— Это будет зависеть от того, насколько выгодными будут условия, предлагаемые компаниями по утилизации. Сейчас я не могу ручаться за точные цифры, но в то время, когда запускалась программа утилизации, я приводил сравнение по поводу старого автомобиля. Например, если бы вы разобрали его и продали на запчасти, то смогли бы заработать около 1 000 долларов за шесть месяцев.

Почему чиновники затягивают с новыми ставками по утильсбору. Bizmedia.kz
  • Да, это бы потребовало времени и усилий, чтобы запустить несколько объявлений в «Колесах», но ваш автомобиль принес бы ощутимые деньги. Но если же бы вы сдали автомобиль по утилизационной программе, предлагавшейся «Оператором РОП», то получили бы всего 100 долларов. Как говорится — почувствуйте разницу! Соответственно, особой выгоды, чтобы сдавать его в утилизацию нет. Разве что, он вам очень мешает, например, стоит и перекрывает проход к вашему дому.

Цены на сдаваемый на утилизацию автомобили слишком занижены, что приводит к тому, что мало кто сдает их по этой программе. Если бы цена была более справедливой, было бы больше стимулов для утилизации автомобилей. А собранные с казахстанцев «Оператором РОП» за последние 6 лет 1,5 миллиарда долларов не привели к строительству ни перерабатывающих, ни мусоросжигательных, ни автомобильных заводов.

Эти деньги можно было бы использовать с большей пользой — тот же автозавод, например, простроить! Но, судя по всему, большая часть денег разошлась на непонятные проекты, которые не принесли ощутимой пользы, ни стране, ни нам с вами.

Bizmedia.kz — в ТелеграмИнстаграмФейсбук, GoogleNews и Твитере. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.

Читайте также:

- Реклама -

Свежее

В РК правительство проработало перечень из 66 цифровых инициатив

Казахстан предпринимает шаги по модернизации и совершенствованию цифровых услуг, которые он предлагает своим гражданам и бизнесу.

Продукты дорожают: что делают крупные магазины для сдерживания цен в Казахстане

Около половины казахстанских ритейлеров ищут более доступные товары и продукты на замену подорожавшим категориям

В Минфине РК подсчитали сколько можно получить по проекту «Национальный фонд – детям»

Каждый год половина прибыли, что получает Национальный фонд от инвестиций, будет распределяться среди детей в возрасте 18 лет и моложе.

Qazstat: «В Казахстане цены на важные продукты за 7 дней не изменились»

За прошедшую неделю в Казахстане цены на основные продукты питания, необходимые для повседневной жизни, не претерпели изменений
- Реклама -

Не пропусти

Продукты дорожают: что делают крупные магазины для сдерживания цен в Казахстане

Около половины казахстанских ритейлеров ищут более доступные товары и продукты на замену подорожавшим категориям

В мировом рейтинге по минимальной зарплате у Казахстана 131 доллар, хуже только в Индии, Пакистане и Нигерии

Несколько мировых аналитических порталов опубликовали информацию по минимальной зарплате в различных странах мира по состоянию на январь 2023 года

Могут ли некоторые казахстанские банки ликвидировать в 2023 году

Стабильность банковского сектора играет важную роль в росте и развитии экономики страны

S&P Global Ratings повысило рейтинг «Sinoasia B&R» в ожидании сделки с «Банком ЦентрКредит»

S&P Global Ratings подняло рейтинг «Sinoasia B&R» ожидая его покупки «Банком ЦентрКредит».

Самый популярный автомобиль среди казахстанцев в феврале был Hyundai

В феврале в машиностроительной отрасли республики значительный вклад внесли предприятия по производству легковых и грузовых автомобилей
Август Макаровhttps://bizmedia.kz/
Родился и вырос на севере Казахстана. В 15 лет переехал в крупнейший мегаполис страны - Алматы. С того дня моей целью стало стать не просто журналистом, а одним из лучших. Потому что мои амбиции, как у великих людей. Хочется оставить след после себя. Умею писать обо всём. Но особенно про жизнь, деньги и людей. К своим работам подхожу ответственно - пишу только правду. Можете посмотреть мои материалы на этом сайте. Правда и честность для меня две важнейшие вещи в журналистике. Только благодаря им можно запомниться людям и завоевать доверие.

Верховный муфтий Казахстана призывает снизить цены во время месяца Рамадан

Перед началом месяца Рамадан, который начнется 23 марта, к казахстанцам обратился председатель ДУМК Наурызбай Кажи Таганулы

Депозиты юрлиц в казахстанских банках выросли за год до 14 трлн тенге

Больше всего депозиты юрлиц выросли у Halyk Bank, "Банка ЦентрКредит" и Bank RBK.

Запасы топлива с начала января по 1 марта 2023 года в РК выросли на 35%

На встрече под руководством премьер-министра Алихана Смаилова представители Министерства энергетики, Фонда "Самрук-Казына" и Национальной компании "КазМунайГаз" обсудили прогресс и развитие энергетического сектора Казахстана и распределение топлива
- Реклама -