Некоторые «люди из прошлого» использовали преимущества Национального фонда (Нацфонд). Они делали это, пользуясь лазейками в правовом регулировании. Это создало проблемы для Нацфонда, Казахстана и нас, простого народа, сообщает Bizmedia.kz.
Финансовый аналитик Юрий Масанов по просьбе Azattyq Rýhy изучил отчет Счетного комитета по итогам 2021 года. Особое внимание привлекли расходы Национального фонда, то есть то, как наши средства были потрачены правительством в прошлые годы.
Нацфонд может истощиться
Национальный фонд рискует остаться без денег, поскольку с 2015 года оттуда вытаскивают больше, чем направляют, говорится в отчете Счетного комитета.
По состоянию на 2021 год в Национальный фонд поступило 62,4 триллиона тенге, из которых было использовано 34,4 триллиона. Остаток средств составляет 28 триллионов тенге. Не секрет, что Кабинет Министров часто использует Национальный фонд в качестве дополнительного источника дохода, когда налоговых поступлений недостаточно для покрытия расходов. До сих пор Национальный банк закрывал глаза на эту практику, но не исключено, что в будущем ситуация с «Новым Казахстаном» может измениться. Но это пока неточно.
У Нацфонда не было плана по тратам
В отчете Счетного комитета отмечается, что нет четкого плана использования средств Национального фонда, деньги распылялись по различным секторам экономики без какой-либо конкретной направленности.
Средства Национального фонда не используются для решения проблем, на которые они были изначально выделены, а вместо этого идут на косвенные административные расходы для конечных получателей средств Национального фонда.
Истощение резервов вызвано недостатками в регулировании использования средств Национального фонда, например, нечеткими или гибкими формулировками в законах и постановлениях. Эт привело к нецелевому использованию средств Национального фонда, и его резервы в конечном итоге скоро будут исчерпаны.
Деньги тратились на вещи, которые не имеют отношения к народу
Государство выделило большую сумму денег для поддержки банков, из которых акционеры успешно вывели деньги. Всего с 2008 по 2016 год государство выделило 476,1 млрд тенге на выкуп ценных бумаг четырех банков. В 2017 году в рамках программы по повышению финансовой устойчивости банковского сектора была оказана помощь пяти банкам на сумму 653,7 млрд тенге. Согласно программе, эти средства должны быть возвращены в Национальный фонд с прибылью. Однако, как обычно, необходимо будет проконтролировать этот вопрос. Деньги, возможно, так и не вернутся.
Помощь БТА и Казкому
Правительство предоставило деньги БТА и Казкому через Фонд национального благосостояния и Фонд проблемных кредитов. Это помогло двум компаниям стабилизировать свои финансы.
"Да и денег там в итоге было побольше. В свое время для помощи БТА и Казкому, насколько я помню, выделяли деньги из Национального фонда - сначала через ФНБ, а потом через Фонд проблемных кредитов", - говорит Масанов.
В бюджете 2017 года ФПК был выделен бюджет в размере 2,1 триллиона тенге, но большая часть этих средств была перечислена из Национального фонда.
Помощь «КазМунайГаз» и КТЖ
В 2015-2016 годах «КазМунайГаз» и КТЖ получили помощь из Национального фонда и ЕНПФ для погашения своих внешних долгов — 4 млрд и 50 млрд соответственно. Несмотря на девальвацию валюты и сложные внешние условия, у будущих поколений еще могут возникнуть вопросы по этому поводу.
Спонсирвание EXPO-2017
Национальный фонд спонсировал несколько масштабных проектов, которые должны были помочь имиджу Казахстана за рубежом. Например, 76,1 млрд тенге было выделено несколькими траншами с 2014 по 2016 год на строительство жилья и различных развлечений в виде кампуса или торгового центра в рамках EXPO-2017.
Финансирование «Нурлы жол»
Государственная программа «Нурлы жол» также финансировалась за счет средств Национального фонда. В 2015 году он составил более 770 млрд тенге, а в 2016 году — более 800 млрд тенге. Эти деньги были направлены на финансирование различных проектов, направленных на улучшение инфраструктуры и якобы экономики страны.
Эксперт отмечает, что хотя некоторые аспекты государственной программы очевидны (например, поддержка экспорта), ситуация с другими аспектами не столь однозначна. Например, некоторые междугородние магистрали не были завершены в срок. Автор также упоминает, что откаты не были отменены, что, по его мнению, является негативным моментом.
2012
С 2012 года правительство Казахстана берет деньги из Национального фонда без какого-либо четкого плана или цели. Это привело к росту расходов, а также к игнорированию ранее объявленных планов по сокращению трансфертов из Фонда.
2019
В 2019 кабинет министров дошел до того, что с удовольствием объявлял о новых программах социальной и экономической поддержки, не задумываясь о том, как их финансировать.
Счетный комитет отметил, что произошло увеличение как гарантированных и целевых трансфертов, так и незапланированных трансфертов из Национального фонда. Это привело к незапланированному расходованию средств.
2015-2016
Цифры показывают, что нам необходимо проверить расходы Национального фонда и почему они были странными. В 2015 году баланс между поступлениями и изъятиями составил -70,2%. В 2016 году он составил -172,6%. Это показывает, что нам в «Новом Казахстане» нужно быть внимательными к тому, как расходуется Национальный фонд.
Девальвация тенге по отношению к иностранным валютам и необходимость поддержки бизнеса в 2015 году были понятны. Однако в 2016 и последующих годах фонд неуклонно истощался, в результате чего он утратил свою сберегательную функцию.
2015-2019
В период с 2015 по 2019 год произошло много ненужных и интересных трат, часть из которых потенциально могла бы пойти в карманы людей.
2020-2021
Но к тратам в 2020 и 2021 годах вопросов нет. Они в основном были вызваны различными факторами, такими как пандемия COVID-19, резкое падение цен на сырьевые товары и реальный военный конфликт между Россией и Украиной.
Нужна проверка использования денег предыдущих премьер-министров — Масимова и Сагинтаева
Национальный фонд — это очень удобный и хороший способ траты денег. То, с какой легкостью деньги были взяты и потрачены на тушение пожаров в экономике и обществе, требует особого внимания. Хорошо бы, по мнению Масанова, провести аудит использования денег командами предыдущих премьер-министров — Масимова и Сагинтаева. По мнению аналитика, там были многие интересные расходы, которые никак не помогли ни этому, ни будущим поколениям. Если найти эти расходы, можно восстановить справедливость.
Изъятие средств из Нацфонда — крупная схема
В статье высказывается предположение, что изъятие средств из Национального фонда олигархией могло быть частью более крупной схемы, которая продолжалась до 2019 года. Власти должны тщательно изучить все расходы Национального фонда за этот период времени, чтобы определить, имела ли место какая-либо незаконная деятельность. Cравнение нашего Национального фонда с аналогичным фондом Норвегии подчеркивает важность таких исследований.
Деньги из Нацфонда — неоправданные проекты
В нашей стране зачастую трудно получить отчет по деньгам налогоплательщиков, поскольку они вкладываются в различные проекты, которые могут иметь или не иметь реального эффекта. Однако мы должны быть уверены, что эти деньги используются с пользой и что будущие поколения не будут платить по счетам за проекты, которые не оправдали себя.
Читайте также: