Председатель Национального банка страны Тимур Сулейменов прокомментировал колебания курса тенге, передает Bizmedia.kz.
По словам главы Нацбанка, сейчас курс тенге формируется на валютном рынке под воздействием спроса и предложения, являясь отражением рыночных процессов в экономике. Он прокомментировал:
«Раньше, когда валютный курс устанавливался государством, это приводило к резким, административным и одномоментным девальвациям. Почему сейчас курс под давлением. Объем фискальных вливаний в экономику растет, объем денежной массы за год вырос на 18 процентов. ВВП и производство товаров не успевает за ростом денежных агрегатов».
Сулейменов отметил, что в этом году предусмотрены значительные расходы, в том числе на инфраструктурные и социальные проекты. В результате заключаются крупные контракты, и для освоения средств производятся закупки импортного оборудования, техники, комплектующих. Ожидается, что это формирует повышенный спрос на иностранную валюту, что оказывает давление на курс тенге.
Среди влияющих на курс тенге факторов он назвал:
мировые цены на нефть и другие экспортные товары, динамика валют основных торговых партнёров, глобальная конъюнктура и другие макроэкономические показатели;
спрос и предложение на валюту со стороны бизнеса, населения и государства, импортные закупки, сезонные колебания (например, туристическая активность, выплаты дивидендов);
операции участников рынка, которые обусловлены не реальными потребностями в валюте, а извлечением выгоды из краткосрочных колебаний курса. Подобные факторы могут значительно усиливать волатильность обменного курса без фундаментальной основы.
«Кто-то говорит, что нам нужно делать интервенции, стабилизировать курс. В этом есть правда, если курс волатилен и нестабилен под воздействием спекулятивных факторов. Если же курс движется вверх или вниз под воздействием рыночных или фундаментальных факторов, интервенции не помогут, а только навредят», — отметил Сулейменов.
Глава Нацбанка подчеркнул, что неоправданные интервенции могут сыграть на руку именно спекулянтам, а не экономике в целом.
«Мы должны с умом распоряжаться национальными резервами. Мы внимательно наблюдаем за ситуацией на бирже и на межбанковском рынке и готовы оперативно реагировать в случае резкой волатильности и спекулятивных операций. В результате прагматичной государственной политики мы накопили 52,2 миллиарда долларов международных резервов, которые позволят нам сгладить спекулятивные колебания», — заключил он.