1 июля азербайджанское издание Minval опубликовало объяснительную записку капитана ПВО Российской Федерации Дмитрия Паладичука. Согласно представленным материалам, именно он отдал приказ открыть огонь по пассажирскому самолету авиакомпании Azerbaijan Airlines (AZAL), который был сбит 25 декабря 2024 года при заходе на посадку в Грозный, сообщает Bizmedia.kz.
Как сообщается в публикации, в редакцию издания поступило «анонимное письмо с сенсационными материалами», в числе которых были видео- и аудиозаписи, сделанные в момент удара, а также собственно объяснительная записка российского офицера.
В документе, опубликованном Minval, самолет Embraer 190 не упоминается напрямую. Вместо этого Паладичук указывает на обнаружение «потенциальной цели», неразличимой визуально из-за сильного тумана. Он передал параметры объекта — высоту и скорость — на войсковой командный пункт 51-й дивизии. После этого, по его словам, получил по телефону команду уничтожить цель, и затем отдал приказ на пуск ракеты. Первая ракета не поразила цель, тогда капитан приказал произвести повторный выстрел.
Издание The Insider провело собственную проверку, в ходе которой установило, что Дмитрий Паладичук действительно проходил службу в подразделениях российской ПВО, включая 14-ю армию ВВС и ПВО в Новосибирске. Журналисты также связались с офицером.
«Паладичук подтвердил, что писал объяснительную «командующему армии», «после стрельбы по самолету», так как «потребовали», и подтвердил особенности своего почерка, например, характерное написание буквы «ё». Кроме того, голос Паладичука идентичен голосу на видео, опубликованном азербайджанскими СМИ», — сообщает The Insider.
Напомним, что 25 декабря 2024 года пассажирский лайнер Embraer 190, выполнявший рейс из Баку в Грозный, потерпел крушение вблизи города Актау, на западе Казахстана. На борту находились 67 человек, включая пятерых членов экипажа. В результате трагедии погибло 38 человек, еще 29 выжили.
Согласно предварительным выводам расследования, самолет получил «сквозные повреждения» в результате «проникновения внешних объектов». По версии следствия, Embraer 190 мог быть поражен российской ракетой, запущенной в условиях боевой тревоги ПВО — в тот день в регионе фиксировались атаки украинских беспилотников, и системы противовоздушной обороны были приведены в повышенную боеготовность.