Правительство предложило перечень казахстанских сервисов, способных заменить зарубежные агрегаторы такси. Это ответ на обеспокоенность депутатов по поводу доминирования иностранных платформ, сообщает Bizmedia.kz.
Первый вице-премьер Роман Скляр в официальном ответе на депутатский запрос представил список действующих казахстанских цифровых сервисов, которые могут составить альтернативу таким международным компаниям, как Yandex Go и InDrive.
По словам Скляра, на базе Astana Hub развиваются проекты в сфере такси и логистики, которые уже доступны для пользователей по всей стране. В числе таких разработок:
- Sooncar.kz — сервис заказа такси;
- Aparu — приложение для пассажирского и грузового такси, эвакуаторов и доставки;
- Zenpay — ПО для автоматизации работы такси-компаний и частных водителей;
- Jetem App — платформа для заказа такси и доставки;
- Alaman.app (ТОО «K-АПП») — Telegram-проект для курьеров и такси-компаний;
- Elim Taxi — агрегатор заказов через приложение E-Patriot;
- Motor Taxi — сервис поиска такси и частных водителей;
- NomadGo — платформа для вызова такси и грузоперевозок.
Вопрос замены зарубежных агрегаторов стал актуальным после критики депутатов. В мажилисе отметили, что крупные иностранные платформы, такие как Yandex Go, Uber, Glovo и InDrive, получают значительную прибыль в Казахстане, при этом не инвестируя в развитие инфраструктуры страны.
Депутаты подчеркнули, что сотни тысяч казахстанских водителей работают через эти платформы на условиях, которые делают их зависимыми: комиссии агрегаторов начинаются от 16%, а таксопарки могут дополнительно удерживать 2–4%. Это приводит к тому, что большая часть дохода уходит посредникам.
Также указано, что рынок перевозок теряет традиционные элементы: сокращаются междугородние маршруты, исчезают автовокзалы, укрупняются или разоряются таксопарки. В то же время иностранные агрегаторы используют своё технологическое превосходство, оставляя национальные платформы без реальной поддержки и возможностей для конкуренции.
«Нельзя говорить о том, что водители зарабатывают приличные деньги, когда основная часть средств уходит посредникам», — отмечается в депутатском запросе.
Согласно заявлению Скляра, деятельность международных агрегаторов в Казахстане регулируется антимонопольным законодательством. Между Агентством по защите и развитию конкуренции (АЗРК) и ТОО «Яндекс.Такси Корп» заключён антимонопольный комплаенс.
Один из его пунктов предусматривает, что если стоимость поездки превышает базовый тариф более чем в два раза, комиссия с этой «сверхценовой» части не удерживается и полностью передаётся водителю.
Кроме того, готовятся изменения в законодательство, которые позволят водителям работать напрямую, без привязки к таксопаркам. Это должно снизить комиссионные расходы и улучшить условия работы.
Параллельно Astana Hub продолжит поддерживать отечественные стартапы в сфере такси и логистики, предоставляя налоговые льготы, образовательные программы и инфраструктуру для развития.