Китайские автомобили продолжают набирать популярность среди казахстанцев, однако растёт и число жалоб на их качество, сообщает Bizmedia.kz.
Как уточняет пресс-служба Комитета по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции, по итогам 2024 года в КЗПП МТИ РК и его региональные департаменты поступило 57 обращений, связанных с «железными конями» из Поднебесной. Это почти каждая десятая жалоба от общего числа обращений по автомобилям, которых, за прошедший год, зарегистрировано 144.
Среди главных нареканий автовладельцев — дефекты двигателей и коробок передач, проблемы с системой охлаждения и электроникой, несоответствие заявленным характеристикам. По данным КЗПП, некоторые автомобили приходилось возвращать продавцам. В других ситуациях, благодаря вмешательству департаментов, покупатели добивались ремонта или замены неисправных узлов за счёт автосалонов.
Практически во всех уголках страны департаменты торговли и защиты прав потребителей оказались вовлечены в борьбу за права автовладельцев. В городах Астана и Алматы зарегистрировано больше всего обращений (6 и 9 соответственно), где департаменты не только участвовали в судебных разбирательствах, но и содействовали досудебному урегулированию, помогая с расторжением договоров, возвратом средств либо обменом авто. В областях Абай, Жамбылской и Кызылординской жалоб официально не поступало, хотя потребители продолжают получать консультации при возникновении вопросов. В Акмолинской области (2 обращения) речь шла о крупных суммах — до 9,99 млн тенге и замене двигателей; в Алматинской области (3 жалобы) часто фигурировала распространенная марка китайского автопрома, где один автомобиль обменяли, а по двум другим вернули деньги. В Актюбинской области (1 жалоба) по решению суда выплатили свыше 16 млн тенге, неустойку и моральный ущерб, а в Атырауской (5 жалоб) и Восточно-Казахстанской (4 жалобы) специалисты провели разъяснительную работу, внеплановые проверки, издали предписания и постановления; в одном случае вернули 7,04 млн тенге по соглашению сторон. В области Жетісу (3 жалобы) помогли автовладельцам часть проблем уладив консультациями, другая часть — в процессе разрешения. Западно-Казахстанская область (4 жалобы) запомнилась возвращёнными 7,1 млн тенге, а в Карагандинской (3 жалобы), специалисты активно помогали с составлением претензий. Костанайская область (7 жалоб) отличилась самым широким списком марок, при этом основную помощь сотрудники ДТЗПП оказывали в части претензий и экспертизы. В Мангистауской области (1 жалоба) претензию удовлетворили, а в Павлодарской (4 жалобы), помимо консультаций, по одному из обращений суд обязал выплатить 11 млн тенге. В Туркестанской (2 жалобы) часть проблем решили мирно после письменных обращений, а в Северо-Казахстанской (2 жалобы) один автомобиль отремонтировали, а по второму авто – материалы направлены в суд. В области Ұлытау (2 жалобы) всё обошлось без суда — помогла грамотно составленная досудебная претензия, тогда как в городе Шымкент (5 жалоб) в большинстве случаев удалось вернуть деньги, но одно дело всё ещё рассматривают в суде.
Несмотря на волну критики, китайские машины привлекают казахстанцев доступной ценой, разнообразным модельным рядом и активно развивающейся сетью дилерских центров. Многие модели оснащены современными технологиями, что также стимулирует спрос.
Сотрудники Комитета и его территориальных департаментов призывают автовладельцев быть более внимательными при выборе автомобиля, тщательно изучать информацию о производителе и модели авто, обращать внимание на отзывы других автовладельцев.
При возникновении проблем с качеством автомобиля сначала напишите письменную претензию дилеру или продавцу: в большинстве случаев это помогает урегулировать конфликт без суда.
Если продавец не отвечает в течении 10 рабочих дней или отказывается от сотрудничества, территориальные департаменты КЗПП готовы проконсультировать, помочь грамотно оформить иск и, при необходимости, представлять интересы граждан в суде в качестве третьей стороны.
Покупка авто — серьёзное вложение. И если машина не соответствует ожиданиям, закон стоит на стороне водителя. Ведь защита своих прав — дело каждого гражданина. Чем больше автовладельцев знает закон и вовремя обращается за помощью, тем выше шанс получить качественный автомобиль и избежать лишних расходов на ремонт.
Подать обращение можно через систему «Е-otinish» либо обратившись в региональный департамент КЗПП. Номера горячих линий по вопросам защиты прав потребителей в регионах можно на сайте КЗПП МТИ РК.