Бессмысленна ли альтернатива экспорту нефти Казахстана через Россию

В ноябре 2024 года министр энергетики Казахстана Алмасадам Саткалиев заявил, что экспорт по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (Турция, Средиземное море) БТД) может вырасти до 20 млн метрических тонн в год с нынешних 1,5 млн по мере увеличения объема добычи в стране. Точные сроки он не назвал, но заинтриговал…

Bizmedia.kz решил разобраться, но вышел пока лишь на мнение, что экономического смысла у альтернативы нет.

Немного недавней истории. За 2022 год Казахстан поставил на мировые рынки 64,3 млн тонн нефти, из которых около 97% пришлось на трубопроводы, действующие между Казахстаном и Россией. То есть, более 80% поставок шли по КТК, около 13% — по пути Атырау-Самара, а еще 3,6% — по морскому маршруту через порт Актау до Новороссийска, через Махачкалу.

Диверсификация маршрутов экспорта нефти в видении Минэнерго в 2022 году была такой.

Казахстан поставляет нефть на экспорт по нефтепроводам: КТК, Атырау-Самара, Атасу-Алашанькоу, через морпорт Актау и по железной дороге. Ограничений по экспорту нефти нет.

КТК — самый надежный и эффективный маршрут экспорта казахстанской нефти. Технически обеспечен рост объемов перекачки с 67 до 81,5 млн тонн/год, в том числе по казахстанскому участку — с 53,7 до 72,5 млн тонн/год, докладывал парламенту министр Саткалиев. С ЕС и США постоянно идут переговоры по обеспечению несанкционного статуса нефти Казахстана, при транзите через РФ. С июля 2022 года наша нефть позиционируется как Kebco (Kazakhstan export blended crude oil).

Создана рабочая группа (Task force) по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), чтобы довести мощность транспортировки в 2023 году до 6,5 млн, в 2024 — до 7,5 млн и концу 2025 года — до 15 млн тонн.

В 2023 году впервые по коридору ТМТМ перевезена нефть, начато строительство терминала в грузинском порту Поти и, в целом, за год перевезено 2,75 млн тонн груза. Для грузоперевозок по этому маршруту куплено 2 нефтяных танкера, полной грузоподъемностью 8 тыс. тонн.

По данным министра транспорта Марата Карабаева, за 10 месяцев 2024 года по коридору ТМТМ объем перевозок вырос на 68% и составил 3,8 млн тонн. То есть, 7,5 млн уже точно не перебросят.

Поставляя свою нефть через Азербайджан, Казахстан должен делать перевалку несколько раз: доставить в порты Актау или Курык по железной дороге в цистернах, затем загрузить в танкеры, а потом с танкеров в трубопроводы в Сангачале.

Атасу-Алашанькоу

В 2023 году Казахстан снизил экспорт нефти в Китай по трубопроводу Атасу-Алашанькоу на 4% до 1,21 млн тонн. План на 2024 год составляет 1 млн тонн. Причина АО «КазтрансОйл» не называлась.

По маршруту Прииртышск-Атасу-Алашанькоу 10 млн тонн нефти/год в Китай транзитом через Казахстан также поставляет российская Роснефть. Казахстан сохранит стоимость транзита нефти России в Китай на уровне $15/тонна до 31 декабря 2033 года.

Глава Минэнерго РК Саткалиев говорил, что поставки казахстанского сырья в Китай могут увеличиться до 10 млн тонн в год, если Пекин согласится инвестировать в строительство дополнительных трубопроводов.

Казахстан использует часть транзитной нефти для загрузки Павлодарского НХЗ по схеме замещения, направляя такой же объем своего сырья в Китай. Нефть на маршруте Атасу-Алашанькоу реализуется с фиксированной скидкой к североморскому эталону Brent в размере $5,33/барр. на базисе DAP Алашанькоу, по оценке Рейтер.

Магистральный нефтепровод Атасу-Алашанькоу — часть системы магистральных нефтепроводов Казахстан-Китай и принадлежит компании Казахстанско-Китайский Трубопровод (ККТ), являющейся СП Казтрансойла (50%) и China National Oil and Gas Exploration and Development Company Ltd. (50 %). Проектная мощность Атасу-Алашанькоу — 20 млн тонн нефти в год. Так что наши поставки составят 5% от проектной мощности трубы.

Экспорт по БТД может вырасти до 20 млн

В ноябре 2024 года министр энергетики Саткалиев заявил, что экспорт по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) может вырасти до 20 млн метрических тонн в год с нынешних 1,5 млн по мере увеличения объема добычи в стране. Точные сроки он не назвал.

«Имеется заинтересованность в развитии и постепенном увеличении объемов поставок казахстанской нефти в этом направлении (через Джейхан — Bizmedia.kz) как с нашей стороны, так и со стороны азербайджанских партнеров», — добавил Саткалиев на правчасе в мажилисе.

Напомним, в 2023 году Казахстан закупал танкеры, чтобы обеспечивать поставки за рубеж в обход КТК. Как отмечал вице-премьер Ерлан Аккенженов, страна изучает альтернативы для экспорта нефти, но самым прибыльным является маршрут по трубопроводу КТК, и другим видам логистики «трудно конкурировать» с ним.

Рассматриваются возможности нефтепровода Баку-Супса. Пропускная способность — 5 млн тонн в год, возможные объемы поставок — до 3 млн тонн в год. Использование этого маршрута находится на стадии проработки и обсуждения, говорил Саткалиев.

Напомним, трубопровод Баку-Супса с выходом к Черному морю может дополнить инфраструктуру БТД для экспорта казахстанской нефти. По словам министра торговли и интеграции РК Серика Жумангарина, с таким предложением выступал Азербайджан.

Доводы Азербайджана основывались на том, что до заполнения БТД казахстанской нефтью, нужно привести ее состав в соответствие с более качественной азербайджанской. То есть, на территории Казахстана из состава нефти должна быть выведена лишняя сера, что несет дополнительные расходы. При этом, в нефти с Кашагана, присутствует не только сера, но и большой объем водорода. Поэтому казахстанскую нефть для грузоотправителей было бы выгоднее поставлять по отдельно выделенному трубопроводу и один из лучших вариантов — трубопровод Баку-Супса.

Азербайджан предлагал Казахстану перекачать по трубе Баку-Супса, от терминала Сангачал близ Баку на Каспии до грузинского порта Супса на Черном море, в 2023 году 5 млн тонн нефти, сообщал Reuters. Это могла быть нефть Кашагана. Прокачка нефти по нему была весной 2022 года остановлена. Вся азербайджанская нефть экспортируется по БТД.

Заинтересованность в росте перекачки через БТД азербайджанская сторона, пока, не подтвердила.

Отмечу, что в такой же дискуссии 2022 года, многие эксперты говорили о том, что Азербайджан не хочет смешивать свою нефть Azeri Light, которая торгуются к Brent с премией с казахстанской дисконтной нефтью. В нынешнем всплеске этой же дискуссии акцент чаще переносится с экономики на политику — Казахстан де выбирает Азербайджан, а не Россию.

Через полторы недели после заявления Саткалиева, АО «КазТрансОйл» сообщило, что в январе-ноябре 2024 года через морской порт Актау для БДТ отгрузило 1,342 млн тонн казахстанской нефти, на 47% больше аналогичного периода 2023 года. В декабре нефть для перекачки по БДТ будет отгружаться по заказам грузоотправителей по графику, который предполагает перевалку 122 тыс. тонн нефти из порта Актау. Таким образом, нефти должно быть отгружено 1,464 млн тонн, даже немного меньше названных министром 1,5 млн тонн.

По словам министра, в этом году Казахстан экспортирует 68,8 млн тонн нефти, в том числе 55,4 млн тонн по трубопроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), который идет из Атырауской области в российский черноморский порт Новороссийск. Также 8,6 млн тонн будет отправлено по трубопроводу Атырау-Самара, тоже через территорию России, 3,6 млн тонн — по Каспийскому морю и 1,1 млн тонн — по трубопроводу в Китай, в порт Актау — 3,6 млн тонн, по ж/д — 0,05 млн тонн.

Казахстанский экспорт составляет более 1% мировых поставок.

А вот через магистральный нефтепровод «Узень—Атырау—Самара», далее по системе нефтепроводов ПАО «Транснефть», в пункт сдачи нефти «Адамова застава» для дальнейшей поставки в Германию АО «КазТрансОйл» в январе-ноябре 2024 года направило, по его данным, 1,358 млн тонн нефти, что на 61% больше аналогичного периода 2023 года. В декабре 2024 года по этому маршруту компания планирует отправить 130 тыс. тонн нефти. На польском участке нефтепровода Транснефти была недавно авария, но перекачки нашей нефти она, по данным обслуживающей участок компании, не коснулась.

Резюмируя: Казахстан постепенно наращивают отгрузки по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан и в Германию (опять же по российской трубе), но объёмы перекачиваемой нефти очень малы по сравнению с объёмами, проходящими через трубопровод консорциума КТК.

В морпорту Курык строятся новые терминалы и для их обслуживания закуплен сухогруз.

На морском терминале «Саржа» в порту Курык два новых терминала и два причала уже эксплуатируются заявлял генеральный директор ТОО «Semurg Invest» Нуржан Марабаев.

«Проект (строительства многофункционального морского терминала (ММТ) «Саржа» — Bizmedia.kz) предусматривает строительство шести терминалов, которые к 2030 году позволят увеличить пропускную способность ТМТМ на 12 млн тонн, в том числе, 5 млн тонн сухих грузов и более 7 млн тонн наливных. Из шести запланированных терминалов, два терминала уже эксплуатируются. Из девяти причалов два уже построено, третий планируем завершить в 2025 году», — сказал Марабаев на недавнем заседании правительства.

По его словам, построены внутрипортовые железнодорожные пути — 16 км из 43 км по проекту.

С ноября 2023 по ноябрь 2024 года через мортерминал «Саржа» перевалено более 96 тыс. тонн грузов, в том числе, металлы, удобрения, зерно, по маршрутам ТМТМ и Север-Юг.

Для успешного строительства ММТ «Саржа» требуется, по словам Марабаева, скорейшее включение проекта СЭЗ «Морпорт Актау» и завершение углубления акватории, прилегающей к причалам ММТ Саржа до конца 2024 года.

Напомним, проект, проект строительства ММТ «Саржа» придает импульс развитию и расширению порта Курык и расположен на его территории. Инвестор проекта — компания «Semurg Invest». Реализация проекта включает строительство терминала генеральных грузов, наливных грузов, универсального терминала и транспортно-логистического центра и производственного комплекса общей мощностью порядка 10 млн тонн. Срок завершения проекта — 2026 год.

ТОО «Semurg Invest», по словам ее гендиректора, включена и в решение стратегической задачи развития морского флота. «Подписано соглашение на приобретение сухогруза на 7,4 тыс. тонн. Судно уже мобилизовано и прибыло в Астрахань через Волгодонской канал. Ожидается прибытие в порт Курык 20 декабря. Судно планируется поставить на регулярную линию между портом Курык и портами Азербайджана. Один сухогруз такого типа может переваливать до 240 тыс. тонн экспортных грузов в год». В планах компании — увеличить торговый флот до шести судов.

Также, подписано соглашение с международными компаниями по совместному развитию зернового и универсального терминалов: с компанией Glencore по перевалке металлов в Центральную Азию, в направлении Чёрного моря (и в 2023 году с эмиратской компанией Abu Dhabi Ports — Bizmedia.kz) по перевалке зелёного аммиака по завершению строительства на их участках, отметил Нуржан Марабаев.

Альтернативы нет

— Каковы шансы Казахстана в несколько раз расширить перекачку через БТД?

— Альтернативы КТК, российскому маршруту, не существует. Все такие заявления я не понимаю по нескольким причинам, считает член Общественного совета министерства энергетики РК, основатель телеграмм-канала «Байдильдинов. Нефть» Олжас Байдильдинов.

Акционерами КТК являются те же иностранные компании, которые добывают нефть в Казахстане, в основном, «три кита» — Тенгиз, Карачаганак, Кашаган. Они сами себе не враги и, если бы они не хотели переваливать нефть, они бы не профинансировали программу устранения узких мест — (ПУУМ) и не модернизировали КТК. Сейчас он способен переваливать 82 млн тонн в год. Из них большая часть рассчитана на Казахстан и рассчитана, в том числе, на расширение мощности тенгизского месторождения. 80% экспорта нефти из Казахстана идёт по системе КТК и 90% в этом объёме это — нефть «трёх китов».

Второе, нужно понимать, что БТД, это — тоже консорциум. Тоже иностранные компании владеют долями, но по БТД закачивается азербайджанская нефть. Её качество существенно лучше казахстанского, потому что казахстанский сорт, это — всё-таки смесь разных нефтей. В принципе, в мире она (нефть РК — Bizmedia.kz) не очень-то и котируется по сравнению, например, с эталонным Brent.

Азербайджанская Azeri Light торгуются, как правило, дороже, чем Brent на $1-2 и смешивать свой хороший сорт для них — это значит уронить качество своей нефти, своего эталонного сорта. На это они не пойдут и есть определённые пропорции, в которых казахстанскую нефть добавлять можно, но не более того. Либо, они бы попросили существенную доплату за транспортировку, а БТД и так дорогой, где-то в 2,5 раза дороже чем маршрут транспортировки по КТК.

Кроме того, нужно понимать, что эпоха большой нефти в Казахстане закончилась. После тридцатых годов мы вступим в фазу неуклонного снижения добычи. Нефти к 2040 году у нас в принципе не будет. Порядка 70% того объёма, который есть сейчас. Поэтому строительство или расширение любой транспортной инфраструктуры включая, например, морскую, не имеет никакого экономического смысла, потому что за этот период не отобьётся проектирование. Какие-то вещи, связанные с поставкой, те же, например, суда для перевалки через Каспий, потребуют времени, минимум 2-3 года, может быть 5 лет, а у нас уже будут иссякающие потоки экспорта нефти, поэтому никакого экономического смысла в этом нет.

— Может ли вырасти объем перекачки в Китай, через Атасу- Алашанькоу?

В направлении Китая мы можем переваливать свою нефть. У нас 20 млн тонн проектная мощность. В настоящее время там около 11-12 млн тонн идёт и то там казахстанской нефти порядка 1-2 млн, а остальное — своп, российские объёмы, которые заходят на Павлодарский нефтехимический завод и Казахстан эти объёмы возмещает.

Но проблема в том, что киты: Тенгиз, Карачаганак, Кашаган, экспортируют они нефть или поставляют на внутренний рынок, 60 млн из 90 млн тонн в 2023 году они экспортировали полностью. Затем, у нас есть внутренняя переработка, порядка 18 млн тонн, по итогам прошлого года и остается всего лишь 12 млн тонн.

Представьте, что эти 12 млн опять-таки направлены, в основном через территорию России, на европейские рынки, где более привлекательные цены и Китай, естественно, при таких объёмах не остаётся. Китайские компании готовы были бы поставлять в Поднебесную, но в настоящее время они загружены социальными обязательствами, выполнения которых требуют правительство Казахстана, и они не могут заполнить свой нефтепровод своей же нефтью, добываемой в Казахстане, потому что они ее поставляют на внутренний рынок Казахстана, потому что другим больше некому, итак, все компании перегружены этими обязательствами.

Более того, наше внутреннее потребление растёт. Если мы расширим Шымкентский НПЗ, либо будет строительство другого НПЗ, для этого также потребуется нефть и опять-таки экспортные возможности будут сокращаться, то есть, в любом случае, трубопровод в Китай будет недозагружен — у нас просто нет нефти для всех этих амбициозных проектов. Казахстан — не Богом избранная страна и наши ресурсы — исчерпаемы, они уже заканчиваются, заключил Олжас Байдильдинов.

Продолжая тему:
#Казахстан #Нефть #Россия #Экспорт
Бахитжан Мальгаждарова: Очень важно, что наш президент общается с простым народом
16 декабря 2024 в 16:57
В Казахстане зафиксирован самый низкий рост промышленного производства среди стран ЕАЭС
12 декабря 2024 в 14:47
Ограничивается движение автотранспорта в Костанайской области
16 декабря 2024 в 16:29
Аким Алматинской области объяснил, почему семье Шерзата Болата не выделили жильё
13 декабря 2024 в 15:35
Объявлено штормовое предупреждение для Астаны и нескольких других регионов
16 декабря 2024 в 16:09
Инспекция рассказала, почему уровень Иртыша увеличился
12 декабря 2024 в 16:58
Задерживаются рейсы в аэропорту Алматы
16 декабря 2024 в 14:17
Дело об убийстве Шерзата Болата: прокуратура раскрыла детали
13 декабря 2024 в 10:42
Уже выпало 73% от месячной нормы осадков в Алматы
16 декабря 2024 в 14:00
Какие автомобили покупали казахстанцы в ноябре
13 декабря 2024 в 12:30
Спасателей вызвали на помощь девочке в Алматы
16 декабря 2024 в 12:42
Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин провели встречу
14 декабря 2024 в 10:51
Аким Алматы возложил цветы к монументу Независимости
16 декабря 2024 в 12:15
Зафиксировано землетрясение в 712 километрах от Алматы
15 декабря 2024 в 11:50
Глава государства направил телеграмму поздравления Королю Бахрейна
16 декабря 2024 в 12:14
Что в Казахстане решили по блокировке TikTok
6 июня 2024 в 12:48
В Талгаре выбрали нового акима
16 декабря 2024 в 11:58
В АФК назвали возможную причину роста доллара
12 декабря 2024 в 15:13
Бессмысленна ли альтернатива экспорту нефти Казахстана через Россию
16 декабря 2024 в 11:36
В Экибастузе соседка по больничной палате украла у пенсионерки 13 миллионов тенге
15 декабря 2024 в 14:25
Биткоин в очередной раз обновил рекорд стоимости
16 декабря 2024 в 11:33
В Казахстане изучат влияние часового пояса на здоровье
15 декабря 2024 в 16:47
Возобновлено движение на трассах в некоторых областях Казахстана
16 декабря 2024 в 11:15
Политолог Данияр Ашимбаев высказался о деле Шерзата Болата
12 декабря 2024 в 15:34