Аналитики Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) сделали обзор рынка кредитования субъектов предпринимательства за январь-сентябрь 2024 года, сообщает Bizmedia.kz.
Согласно цифрам, за указанный период банки выдали бизнесу 13,1 трлн тенге новых займов, это на 21% или 2,3 трлн тенге больше, чем за аналогичный период 2023 года. При этом 97% новых займов бизнесу приходятся на БВУ.
В разрезе субъектов кредитования ускоренный прирост наблюдается в выдаче займов крупному бизнесу (+24%) из-за постепенного снижения стоимости заемных ресурсов для них (-100 б.п.) и более высоких средних размеров заявок (до 10,1 млрд тенге с 7,3 млрд тенге на начало года), реализации инвестиционных проектов и отложенного за 2023 год спроса, позитивной динамики количества заявок на кредиты и более высокой доли их одобрения.
В разрезе отраслей экономики весь прирост у крупного бизнеса приходится на две отрасли — торговлю (+666 млрд тенге) и промышленность (+514 млрд тенге) на фоне позитивной динамики их вклада в ВВП (рост торговли за 9 месяцев 2024 года составил 6,3%, промышленности — 3,0%) и более высокой доли в экономике (36% и 27% соответственно).
Ускорение выдачи новых займов в сегменте малого и среднего бизнеса сложилось ниже (на 21% и 16% соответственно) на фоне неоднозначного изменения стоимости ресурсов (снизилась на 20 б.п. для среднего бизнеса, но возросла на 217 б.п. для малого), снижения числа заявок на кредиты (из-за освоения лимитов по госпрограммам и госзакупкам), ухудшения их финансового состояния и более низкого показателя одобрений.
По результатам статистического анализа Национального банка РК, по итогам января-сентября 2024 года доля устойчивых предприятий среди малого бизнеса опустилась до 16,2% (с 19,5% на начало года), у средних — до 14,9% (с 17,4%).
Динамика спроса на кредиты малого бизнеса продолжает зависеть от финансирования госпрограмм, а конечная стоимость их займов может значительно снижаться за счет субсидий и гарантий ФРП «Даму» в качестве обеспечения.
Из-за значительной доли малого бизнеса в выдаче новых займов (43%) конечная стоимость кредитов для бизнеса может быть заметно ниже статистических показателей, благодаря доступным льготным субсидиям и гарантиям.
Между тем, резкий рост ИПЦ (с 0,4% в сентябре до 0,9% в октябре), высокая амплитуда его изменений (0,4-1,1% в текущем году), значительное увеличение бюджетных расходов и существенный рост цен на регулируемые услуги, а также повышение инфляционных ожиданий (до 8,4% с 8,1% в октябре) и ослабление тенге (на 9,7% с начала года) будут серьёзно препятствовать нормализации денежно-кредитных условий в стране.
Тем не менее, в IV квартале ожидается рост спроса на бизнес-займы в связи с ускорением экономической активности, реализацией инвестиционных проектов, возобновлением финансирования в рамках госпрограмм в отдельных регионах, привлечением финансирования и гарантий от субъектов КГС, а также запуском новых продуктов для бизнеса. Существенных изменений в условиях кредитования не ожидается.
Двузначный рост кредитования продолжился среди всех категорий бизнеса (малый, средний, крупный), а также практически во всех отраслях экономики (исключением стало только строительство, где зафиксировано снижение на 8,6%). Это произошло на фоне улучшения условий по займам, запуска новых продуктов (заложенные и беззалоговые скоринговые продукты для бизнеса), активного проникновения кредитования среди предпринимателей (число субъектов бизнеса, имеющих кредиты, увеличилось до 519,6 тыс. с 444,1 тыс. на начало года), а также регуляторных мер по стимулированию кредитования бизнеса.
Основной прирост кредитов бизнесу приходится на кредиты для пополнения оборотных средств (68% от всей выдачи займов бизнесу) из-за нецелесообразности брать длинные займы и доминирования торговой отрасли в экономике (36%).
Более высокое предпочтение краткосрочных кредитов наблюдается у представителей крупного (87% новых займов на срок до 1 года) и среднего (77% новых кредитов на срок до 1 года) бизнеса, что негативно отражается на портфеле кредитов бизнесу (рост на 7,6% за 9 месяцев 2024 года) и не способствует структурной трансформации экономики.
Переход к долгосрочному финансированию могут обеспечить как стабилизация инфляции и нормализация монетарных условий, так и меры по развитию механизмов гарантирования, синдицированного кредитования, расширение механизма инвестирования средств ЕНПФ в облигации банков, а также предоставление предприятиям права вычитать из налогооблагаемой базы часть расходов на погашение процентов по кредитам на покупку основных средств.