Неадекватные ставки, нет утилизации: Дворецкий выступил на общественных слушаниях по утильсбору

Председатель Ассоциации «Республиканский Союз Промышленников Вторичной Металлургии» Владимир Дворецкий выступил на общественных слушаниях по утильсбору. Об этом сообщает Bizmedia.kz.

«Монополия изнутри не разрушается. Поэтому было бы удивительно, если бы кто-то из госорганов сказал: «А я поддерживаю отмену утильсбора, отмену первичной регистрации».

Я знал, что будет протокольное совещание, поэтому я подготовил короткое выступление, которое сейчас быстро озвучу, а затем прокомментирую конкретные позиции, так как от сторонников петиции я здесь один.

Итак, все мы видим, что в обществе существует огромный запрос на строительство новой, справедливой и успешной страны. Причём люди уже не просто ждут, а реально участвуют. Давно ни для кого не секрет, что первый президент пошёл по пути личного и семейного обогащения. Поэтому всё остальное — парламент, суды, правительство — было антуражем для этой истинной цели. Разумеется, ни о какой конкуренции, начиная с должности президента, не могло быть и речи.

Народ верил, очень долго верил, поэтому сейчас многие требуют суда как над системой, так и над первым президентом. Если действующий президент посчитает, что для первого президента можно смягчить наказание за украденные у народа деньги и время, то у него есть право на помилование. Но осудить и помиловать — это лучше, чем декларировать и ничего не делать. Начинать надо именно отсюда. Тогда любой мегапроект будет понятен, если рассматривать его под этим углом», — заявил он.

Дворецкий отметил, что в нынешнем случае РОП, утильсбор, автопром — это единый мегапроект.

«Его цели и логика те же: выгода семьи и небольшого обслуживающего окружения. Президент Касым-Жомарт Кемелевич Токаев признал проблему и своим решением заменил РОП на «Жасыл Даму», вдвое снизил ставки утильсбора. Должен был начаться и по сути начался мучительный процесс выстраивания правильной системы утилизации и производств, связанных с ней, в том числе отечественного автопрома, если это целесообразно. Почему мучительный? Потому что в проекте изначально заложена ненормативная выгода, борьба за которую по сути продолжается.

Когда появляются аргументы о диванных экспертах, популистах, критиканах, хочу напомнить: ключевое решение принял президент. Существующий автопром вырос из торговли и по сути на этом уровне и остался. Суть петиции — это отмена утильсбора и первичной регистрации.

Причины: неадекватные ставки, в десятки раз превышающие реальные затраты; отсутствие фактического производства по утилизации; наличие естественных процессов утилизации, никак не связанных с этим проектом и полностью проигнорированных правительством; неконкурентные преимущества, противоречащие нашим обязательствам по ВТО и создающие барьеры на рынке свободных инвестиций.

Поскольку правительство связывает это со стимулированием автопрома, существует полный туман в соглашениях о промсборке, несмотря на решение суда. Речь идёт о триллионах денег, собранных народом», — сказал Владимир Дворецкий.

По его словам, Санжар Бакаев представил профессионально подготовленное экспертное заключение, в работе над которым участвовали десятки неформальных и независимых экспертов.

«Реакция ноль. Один пример из этого заключения: физическое лицо покупает машину за границей за 7 миллионов тенге, платит пошлину, НДС, утильсбор, первичную регистрацию, и в итоге машина обходится ему в 15 миллионов. Теперь автопром покупает наш комплект за те же 7 миллионов, не платит пошлину, НДС, утильсбор, первичную регистрацию, и всё равно выходит на те же 15 миллионов.

О какой конкуренции идет речь? О каком конкурентном преимуществе идет речь? Теперь я могу предположить такую простую вещь. Вот смотрите, дельта в 7 миллионов — это примерно 15 тысяч долларов. Из этих 15 тысяч долларов, например, 3 тысячи долларов условно остаются где-то за границей. Условный какой-то посредник, и при 100 тысячах марш-комплектов эти 3 тысячи долларов превращаются в 300 миллионов долларов. Вполне я могу такое предположить.

И тогда становится понятным выступление некоторых чиновников, которые говорят: «Я до конца буду стоять именно на этой модели автопрома». Поэтому нужна проверка Антикором, и она была начата. Вот нас, в том числе и меня, привлекли к этой проверке. Мы ездили по всем этим заводам. Почему нас привлекли? Потому что мы были экспертами по РОПу, и все, что мы говорили еще в 2015 году, подтвердилось в суде», — подчеркнул он.

Он напомнил, что есть руководитель той рабочей группы.

«Мы попросили пригласить его сюда. Руководитель той группы антикора, которая вела проверку предприятий автопрома, и дело доходило уже до возбуждения реальных уголовных дел. Его, насколько я понял, здесь нет. Поэтому мое предложение такое: полностью отменить утильсбор, первичную регистрацию, антикору разобраться с триллионами потраченных народных денег, и только потом глубоко и системно с участием независимых экспертов с чистого листа рассмотреть проблемы экологии, утилизации и, возможно, автопрома в случае его целесообразности.

Разобраться с источниками финансирования, встречными обязательствами, ответственностью и механизмами контроля. В заключение я хотел бы обратить внимание премьер-министра на не менее важное обстоятельство — механизм принятия ключевых решений в экономике. Вот типа удвоения ВВП, когда уполномоченные органы ошибаются минимум в полтора раза. Никогда они не будут успешными без реального участия профессиональных независимых экспертов», — заявил Дворецкий.

Затем он привел пример.

«Правительство в течение восьми лет запрещает и ограничивает экспорт лома и отходов черных металлов при его профиците. Причем три года из них без всякого нормативного акта по звонку министра КТЖ закрывает границу. Ущерб на сегодняшний день составляет 1 триллион тенге дохода наших граждан. Выгода — 100 миллиардов тенге прибыли олигархов. Схема похожая на автопром.

Мы предлагаем, как говорит президент, поддерживать предприятия, которые за два или несколько лет могут удвоить и утроить производство. Наша отрасль способна за 1-1,5 года удвоить производство, но мы не можем этого добиться. Поэтому я обращаюсь к премьеру принять меня на 10 минут, и наша отрасль увеличит производство в два раза. Это главное, что я хотел сказать.

Процесс принятия решений — это ключевое.

Теперь, пока мы сидели, шла прямая трансляция. Мне прислали конкретные замечания по цифрам, и я их озвучу. Например, Минсельхоз говорит, что роста цен не было, что цены на хлеб и картошку стабильные, не меняются, а цены на сельхозтехнику не отличаются от зарубежных. Он не учел заключения, где обосновано статистикой за все годы с 2014 до текущего момента показана связь между ростом цен на технику и ростом стоимости производства продуктов питания на примере масла сливочного и муки пшеничной, есть соответствующие графики.

В итоге множество наших автохозяйств и агрохозяйств работают в убыток. Средний рост цен, опять же, подтвержден графиками. Возразите этому?

А вот разделы ситуации с ценами на сельхозтехнику. То же самое, приводятся примеры. Вот модельный ряд комбайнов. Комбайны, вот белорусский завод и так далее, и так далее. И приводятся конкретные цены. Вот, например, комбайн реализуется агромаш-холдингом за 94 миллиона тенге, освобожден от НДС. При этом в России стоимость данного комбайна 61,9 миллиона. Вот такая огромная разница. Теперь дальше.

Здесь много таких замечаний. Суть очень простая. По каждой позиции нужно говорить отдельно, а не в целом. Нельзя просто прийти, в общем сказать «я против утильсбора», и про первичную регистрацию вообще никто слова не сказал, и на этом закрывать тему. Нельзя так делать. Нельзя.

Кто-то хочет со мной поспорить? Вот вы хотите прервать меня или что-то другое? Выйдите сюда и скажите цифры, докажите. А вот так сбоку что-то говорить — это любой сможет, тем более, когда это делается хором.

Я за свои слова отвечаю. Я не вижу будущего этой модели автопрома. Я считаю, что НДС достиг потолка, и нужно привлечь сюда всех инвесторов, кто хочет прийти. Может, и Маск (Илон Маск — прим.ред.) сюда придет. Он захочет торговать на экспорт через Казахстан, но ему нужны понятные правила. Был опрос инвесторов, и практически 100% независимых западных инвесторов сказали, что их не устраивают такие подходы, которые есть в стране: мутные правила, несоблюдение норм, какие-то ненормативные действия.

Вот такая ситуация. Поэтому я считаю, что нужно отменить эти подходы и сделать всё то, что я сказал«, — закончил он.

Затем Владимиру Дворецкому задали вопрос:

«На прошлом заседании в Костанае у меня возник вопрос к Заирову Берику. Раз вы за него, у вас цифры постоянно меняются. Конкретное замечание по 15 миллионам, которые вы озвучили за машину, якобы люди пригонят. В прошлый раз у вас была цифра 7 миллионов, в противовес 10 миллионам, якобы за местный автопром. Мне просто интересно, за какую машину вы, если проводите анализ, давайте разберемся. 15 миллионов за какую машину имеете в виду?».

Далее произошел следующий диалог между участником общественного слушания и Дворецким:

Дворецкий ответил: «Вот смотрите, у вас есть заключение Санжара Бакаева?».

Участник общественного слушания: «Нет, у меня нет».

Дворецкий: «Ну вот возьмите его. Я могу его вам скинуть, и вы посмотрите. Я сказал вам конкретно, это модельная схема. Модельная, понимаете? Если вы хотите оспорить 15 копеек, это не работает. Я сказал, 7 миллионов.

Участник общественного слушания: «Четко можно, пожалуйста, вопрос, какую модель вы имеете в виду?».

Дворецкий: «Я сказал, что это модельная. Я взял Санжаровскую аналитику, несколько раз внимательно ее прочитал. Мне хватает мозгов и моего образования, чтобы в ней разобраться. Она очень тяжелая и сложная. Вы ее не читали, вы хотите о чем-то спорить. Вы ее прочтите сначала, а потом говорите».

Участник общественного слушания: «7 миллионов, когда Берик Зайцев приводил машину. Давайте приведем конкретно Chevrolet Onix, который в Америке стоит 6900 миллионов тенге, она сюда никогда не придет за 7 миллионов. Поэтому я считаю, ваши цифры не имеют основания быть правдоподобными. Это я вам конкретно заявляю». Какую марку модели вы приводите в пример? Вот давайте конкретно.

Дворецкий: «Я сказал, что это усредненная марка, которая сложилась на основании экспертного заключения, представленное Санжаром Бакаевым».

Участник общественного слушания: «Хорошо, другой вопрос. Она новая?».

Дворецкий: «Которое готовили десятки независимых экспертов, в том числе в сельском хозяйстве, в автопроме и так далее. Откройте ее».

Участник общественного слушания: «Хорошо, машина двух лет или после трех лет?»

Дворецкий: «Это после двух лет, да».

Участник общественного слушания: «Ну тогда как вы можете сравнивать казахстанский автопром, который не является после трех лет?».

Дворецкий: «Что из этого?».

Участник общественного слушания: «Вы приводите первичные регистрации, когда стоимость увеличивается уже от миллиона восемьсот сорока шести, вы сравниваете новый автомобиль и говорите за старый. Давайте за новый тогда общаться. У вас цена уже должна быть в миллион».

Дворецкий: «Но что изменится?».

Участник общественного слушания: «Изменится в том, что вы лукавите в цифрах».

Дворецкий: «Я не лукавлю в цифрах».

Участник общественного слушания: «Я вам не верю. Вот я как потребитель обучен, я вам не верю».

На этом диалог закончился. Далее вопрос Дворецкому задала член ОЮЛ «Союз промышленных инвесторов Казахстана» Динара Аманжеловна.

«Здесь был вопрос. На прошлых совещаниях вы неоднократно говорили, что стоимость трактора Ловол в Кыргызстане дороже, чем в Казахстане. Сегодня была приведена таблица, где был дан конкретный анализ стоимости трактора LOVOL в Кыргызстане и Казахстане. Более того, Санжар мне обещал направить данную информацию в присутствии всех коллег на прошлом совещании. Информация не была предоставлена.

На первом совещании он также говорил, что привезет трактор LOVOL из Кыргызстана в Казахстан и покажет, как дешевле его доставить. Сегодня данные, которые были озвучены, это официальные данные дилеров Кыргызстана. Откуда вы взяли эту информацию? Непонятно, информация не предоставлена. Сейчас вы говорите о комбайне. У меня аналогичный вопрос. Какая марка комбайна, с какой он жадкой? Более того, на прошлом совещании я комментировала, что в Российской Федерации заводы получают напрямую субсидию и выдают цену комбайна с учетом субсидии, минус 15-25%.

У нас же субсидию получает сельхозтоваропроизводитель, и от конечной цены вы отнимаете 30% субсидию. Вот и вся математика. Поэтому, когда приводите данные, указывайте конкретную марку комбайна, жадку и источник. Если вы берете какие-то данные, то, пожалуйста, приводите источник, откуда вы берете эти цифры, либо не вводите в заблуждение».

Дворецкий ответил: «Смотрите, простая вещь. Более месяца назад в рабочую группу Санжар Бакаев представил аналитику, где все конкретно было написано: модели, модель комбайна, где произведен, условия (есть НДС, нет НДС, есть усилитель сбора, нет усилителя сбора, есть пошлина, есть первичная регистрация) и все это сравнено. Почему вы не прочитали это? Я договорю, я вас не перебивал. Почему вы это не прочитали? Сейчас не открыли это при всех и сказали: «Вот он пишет, модель такая-то в России стоит 60 миллионов, у нас эта модель стоит 90 миллионов». Я вам объясню, почему это вы всем это говорите. Потому что в России одно, у нас другое. И тогда у людей откроются глаза.

Когда вы спорите с Санжаром за глаза, не имея его аналитики, это пустой сбор, просто сотрясение воздуха», — сказал Владимир Дворецкий.

Продолжая тему:
#Владимир Дворецкий #Казахстан #Общественные слушания #Утилизационный сбор #Утильсбор
В области Жетісу Аксуский и Коксуский сахзаводы начали приемку свеклы на переработку
16 сентября 2024 в 22:06
Ограничения на дорогах Алматы 16 сентября
16 сентября 2024 в 09:46
Процесс по делу «Дикой орды» подходит к концу
16 сентября 2024 в 19:43
Шольц попросил Токаева высказаться об Украине и России
16 сентября 2024 в 15:54
1500 делегатов из более 20 стран мира посетят визионерскую конференцию CONNECTED в Астане
16 сентября 2024 в 18:38
В Казахстане может появиться новый сотовый оператор
11 августа 2023 в 17:25
«Лапша на уши»: Халық Қаһары требует сдержать свое слово замакима Атырау Нуржана Ермуханова
16 сентября 2024 в 18:31
Мать и дочь убили в Туркестанской области
14 сентября 2024 в 11:44
Свыше 144 тысяч легковых автомобилей поставили на учет казахстанцы в июле
16 сентября 2024 в 18:04
В Алматы начал работать новый автобусный маршрут №76
8 августа 2024 в 11:38
Стратегическое партнерство: Казахстан и МВФ продолжают сотрудничество
16 сентября 2024 в 17:35
Во время затмения казахстанцы увидят красный край полной Луны
15 сентября 2024 в 17:47
Курс доллара вырос на 1,14 тенге за 16 сентября
16 сентября 2024 в 17:19
Самая дорогая машина в мире в 2023
1 августа 2022 в 11:12
Важный документ подписали Национальный банк и Центральный банк Германии
16 сентября 2024 в 17:09
Самый выгодный депозит в Казахстане в 2024 году
25 января 2024 в 09:10
Президент вернул Жаната Элиманова на пост главы АФМ
16 сентября 2024 в 16:06
Ходят по квартирам, снимают отпечатки: что говорит МВД
27 мая 2024 в 14:12
Развитие энергетического сектора Казахстана: баланс традиционной и возобновляемой энергетики
16 сентября 2024 в 15:40
Стало известно имя нового первого заместителя главы КНБ
16 сентября 2024 в 16:27
Доллар подорожал на 1 тенге на дневных торгах KASE 16 сентября
16 сентября 2024 в 15:37
К чему снится медведь: что произойдет, толкование, сонники
18 мая 2022 в 14:29
Министр промышленности Казахстана прокомментировал ситуацию с Volkswagen
16 сентября 2024 в 15:24
Посмотрите на самый большой город в мире
21 июля 2022 в 12:18