Вице-министр Министерства национальной экономики, Азамат Амрин выступил на общественных слушаниях по отмене утилизационного сбора, передает Bizmedia.kz.
Разрешите прокомментировать отдельные моменты, которые были указаны в петиции. Первое – это тезис о том, что высокая стоимость автомобилей и сельхозтехники усиливает инфляцию. Как вы знаете, в целом индекс потребительских цен в Казахстане формируется, исходя из 508 наименований товаров. У каждого есть свой вклад и своя доля влияния, — начал Амрин.
Он отметил, что по итогам прошлого года вклад приобретения автомобилей в структуру этого показателя составил 0,26%. Если брать итоги прошлого года, инфляция составила 9,8%, а доля приобретения автомобилей – всего 0,3%. Это еще один довод в пользу того, что вклад в инфляцию незначителен, в том числе и на продукты питания.
Второе – это недополученные за 8 лет сотни миллиардов налогов и таможенных сборов. Хочу отметить, что предоставление налоговых льгот – это нормальная практика, соответствующая экономической политике и международному опыту. В первую очередь, льготы даются на начальном этапе, когда производство только начинается, — уверил Амрин.
Льготы, предоставленные в 2016 году, по его словам, были даны в начале пути, когда производства еще не было. Если бы не было льгот, то и производства, соответственно, не было бы.
Эти потери мы называем условными, в отличие от прямых потерь, когда средства поступают в бюджет и предоставляется освобождение, соответственно идут прямые потери. Условные льготы позволяют появиться производству, начинаются генерироваться доходы, и, соответственно, поступают налоги. По статистике, с 2017 по 2023 год весь автопром и производство сельхозтехники заплатили более 170 миллиардов тенге. Это результат, который отразился в бюджете, — сказал Амрин.
Далее он остановился о результативности мер.
С 2017 по 2023 год доля машиностроительной отрасли в экономике страны увеличилась с 1,2% до 2,4%, а в обрабатывающем секторе – с 10,6% до 19,5%. Объем производства в отрасли вырос в 4,3 раза до 4,3 трлн тенге, из которых на автомобильный сектор приходится более 1,9 трлн тенге, — уверил он.
Важно отметить, что автомобилестроение показывает кратный рост объема производства транспортных средств. В прошлом году было произведено порядка 148 тысяч единиц автомобилей. Коллега уже озвучил объемы роста по сельхозтехнике.
Автопром и сельхозмашиностроение обеспечивают более 8 тысяч постоянных рабочих мест и 18 тысяч в смежных отраслях. Отечественные производители автомобилей, сельхозтехники и комбайнов занимают более 70% доли рынка и доли продаж в Казахстане. Мы, как государство, обязываем производителей переходить на более сложный уровень сборки автомобилей, — отметил Амрин.
То есть, к 2027 году власти планируют увеличивать долю производства автомобилей именно мелкоузловым методом до 50%. Кроме этого, на каждом предприятии за счет производителей внедряется эффективная система подготовки кадров и развития человеческих ресурсов. И это вот те мультипликативные эффекты от государственной поддержки производителей.
Ну и здесь еще, наверное, стоит отметить один вопрос. Вот международный опыт: коллеги тоже на нем останавливались, но здесь я бы немного по-другому хотел сказать. Это вот сегодня рассказали, что делается сейчас. На мой взгляд, надо говорить о том опыте, который был в начале пути. Вот если даже брать тот же корейский автопром, ему сегодня уже 50 лет. То есть, в свое время, когда Южная Корея начала заниматься своим автопромом, именно толчком к масштабному развитию национального автопрома страны являлось прямое вмешательство правительства, — отметил Амрин.
По его словам, в свое время, в 1974 году, правительство Южной Кореи максимально подняло тарифы на ввозные автотранспортные средства, то есть импорт практически был невозможен. И в то же время освободило от пошлин компоненты для производства в стране. Причем компоненты завозились из Японии. Такой опыт был и в Мексике, и в Бразилии, и в Индии. Россия тоже идет по этому пути. Это обусловлено тем, что машиностроительная отрасль дает большой мультипликативный рост и создание рабочих мест.
Я озвучил, что сегодня Корея уже 50 лет как автопром развита, но даже на сегодняшний день в Южной Корее меры государственной поддержки существуют. Поэтому считаю, что на сегодняшний день меры государственной поддержки необходимы для развития отрасли. И если говорить о петиции, то все доводы, которые были озвучены, петиция не поддерживается, — подытожил он.