Из начисленной зарплаты удерживают пенсионные взносы, платеж на ОСМС и подоходный налог. Проверить суммы можно по расчетному листку, перечисления в фонды уже смотреть отдельно. Как это сделать, разобралась корреспондентка Bizmedia.kz.

Представим, вам каждый месяц приходит зарплата, вы ее проверяете, «все ок», и закрываете банк. Все вроде бы нормально, но если пришла зарплата, это еще не значит, что и пенсионные вам тоже точно перечислили, за ними надо будет заглянуть отдельно.
Когда проверять
В день начисления зарплаты начните с расчетного листа. Остальное можно будет проверить и позже, потому что у работодателя в любом случае, еще остается время отправить деньги.
Пенсионные взносы и платежи ОСМС работодатель должен отправить не позже 25 числа месяца после выплаты дохода. Например, с зарплаты, которую вы получили в октябре, срок будет в ноябре. Для соцотчислений срок тоже до 25 числа следующего месяца, но считают его от отчетного месяца.
До этого момента то, что взносов еще нет не говорит о просрочке. Разбираясь в примере обычной зарплаты по трудовому договору — если бухгалтерия платит за вас единый платеж, попросите объяснить его отдельно.
Сколько перевели и сколько вы получили
Расчетный листок вам должны выдавать каждый месяц, в нем отображается, сколько начислили, что удержали и сколько осталось к выплате. Подойдет и бумажный и электронный вариант.
Вспомните, были ли в этом месяце переработки, премия, отпуск или больничный. Посмотрите, что из этого вошло в расчет, после этого сверьте итог с переводом на карту, а если получали аванс — прибавьте его к остальной выплате.
Из зарплаты обычно удерживают 10% обязательных пенсионных взносов (ОПВ), 2% взносов на медстраховку (ВОСМС) и подоходный налог (ИПН), для подоходного налога сначала применяют вычеты. Базовый в 2026 году равен 30 МРП, или 129 750 теңге за месяц, эту часть зарплаты налогом не облагают. Если вы еще не подавали заявление на вычет, обратитесь в бухгалтерию, применять его можно у одного работодателя, даже если работ у вас несколько.
Для примера возьмем зарплату 300 000 теңге в месяц. Работник — это налоговый резидент, он подал заявление на вычет 30 МРП, других льгот/удержаний у него нет. Из этих денег 30 000 теңге уйдут на ОПВ, еще 6 000 на ОСМС.
Потом нужно посчитать налог, из 300 000 надо убрать оба взноса и вычет 129 750, выйдет 134 250 теңге. С этой суммы 10% ИПН будут 13 425 теңге, работнику останется 250 575 теңге. Вычет 129 750 теңге из зарплаты не забирают, он именно уменьшает сумму, с которой считают налог.
Также важно понимать, что именно этот пример не подойдет для всех зарплат, если облагаемый доход за год более 36 762 500 теңге, с превышения берут 15% ИПН. До этого порога включительно ставка будет также 10%. ОПВ у одного работодателя считают максимум с 4 250 000 теңге в месяц, а ВОСМС с 1 700 000 теңге. Если что-то в расчетах не сходится, можно спросить у бухгалтера, он может объяснить подробнее.
Пришли ли пенсионные
На eGov можно заказать справку об отчислениях (в ней нет инвестдохода). В другой справке, о начислениях ЕНПФ, он учтен. Обе бесплатные, получить можно за 20 минут.
Также смотрите поступления за тот месяц, который проверяете. Суммарный остаток на счете для этого не подойдет, потому что в накоплениях есть еще доход от инвестирования.
Можно зайти в приложение БЖЗҚ/ЕНПФ, оно есть в App Store и Google Play, вход там по ИИН и паролю или через eGov Mobile, которое также можно скачать в App Store и Google Play. Еще один платеж в ЕНПФ называется ОПВР, его работодатель платит из своих средств. В 2026 году это 3,5%, то есть при зарплате из нашего примера 10 500 теңге, вычитать это их из ваших условных 300 000 теңге нельзя.
Для ОПВР ведут отдельный условный пенсионный счет, информацию по нему можно запросить в ЕНПФ. Только платят их не за всех, так, например, за работников, родившихся до 1 января 1975 года, таких взносов нет.
Что с медстраховкой
На eGov откройте «Информацию об ОСМС». Ее можно найти в разделе «Здравоохранение», и в «Медицинская помощь».
Войдите на портал, закажите ее и заполните заявку, подписывать нужно с ЭЦП. Справка с данными об ОСМС и суммами платежей появится в истории получения услуг. Платить за нее не нужно, оформляется не больше чем за 15 минут. Так вот, из вашей зарплаты на ОСМС берут 2%, еще 3% доплачивает работодатель, то есть с 300 000 теңге это 6 000 и 9 000 теңге.
В предыдущих материалах мы также упоминали, что даже после остановки взносов право на помощь остается до 3 месяцев. Если до этого за вас платили без перерыва 60 месяцев, срок увеличивается до 6 месяцев, продление такое относится не ко всем категориям и срок это не является бесплатным, подробнее об этом можно прочитать — в нашем материале.
Если бухгалтер говорит, что деньги уже отправили, то учтите, что по данным Фонда, на это уходит до 3 рабочих дней.
Есть ли соцотчисления
Социальные отчисления отправляют в Государственный фонд социального страхования. С этими платежами связаны выплаты при потере работы, беременности и родах.
На eGov справка о СО находится в разделе «Трудоустройство и занятость», затем «Трудовые отношения». Полностью называется «Выдача участнику системы обязательного социального страхования информации о состоянии и движении социальных отчислений». Она бесплатная, получить ее можно за 10 минут.
По трудовому договору СО оплачивает работодатель, из вашей зарплаты их не забирают. В 2026 году общая ставка равна 5%. В примере с 300 000 теңге сначала убираем пенсионные взносы 30 000. От оставшихся 270 000 считаем 5%, получаем 13 500 теңге.
Если за какой-то месяц отчислений нет, покажите этот период бухгалтеру и попросите проверить платеж.
Правильно ли записан ваш ТД
На HR Enbek выберите вход для работника и подтвердите личность, потом в разделе «Трудовые договоры» найдите данных из Единой системы учета трудовых договоров. Сравните их со своим экземпляром, тот ли работодатель, та ли должность, совпадает ли дата начала работы. Но если вы уже уволились, проверьте чтобы договор был закрыт.
Есть и приложение Enbek HR в App Store и Google Play, там можно посмотреть договоры и попросить исправить данные.
За регистрацию договора отвечает работодатель, если вашего договора нет, сначала обратитесь к нему. При отказе можно и написать в трудовую инспекцию, не бойтесь заявлять о своих правах.
Что делать с ошибками
Напишите бухгалтеру, как мы и советовали выше. Например, в листке пенсионные взносы удержаны, а в справке за этот месяц их нет, тогда приложите их оба и попросите проверить сумму, месяц платежа и ваш ИИН.
Если с обязательными взносами и отчислениями вопрос не решился, обращайтесь в органы госдоходов. С жалобами на зарплату или оформление договора обращаются в трудовую инспекцию. Листок с расчетом зарплаты смотрите каждый месяц, а поступления в фонды после срока оплаты. Договор лучше проверить когда устроились на работу, перешли на др. должность или уволились.
Возможные вопросы и ответы на них
- «А если у меня ГПХ?»
Для него другой расчет, СО могут удерживать из дохода исполнителя, а за работника по трудовому договору их платит работодатель. Попросите объяснить удержания по вашему договору.
- «Что делать с вычетом, если работаю в двух местах?»
Подайте заявление только одному работодателю, взносы лучше проверять от каждого отдельно. При высокой зарплате нужны будут данные об ОСМС со второй работы, чтобы бухгалтерия учла уже уплаченные суммы и не вышла за предел.
- «Можно посмотреть платежи с прежней работы?»
Да, выберите в пенсионной справке период, когда там работали, старые договоры можно посмотреть через HR Enbek или Enbek HR.