Душераздирающее танго казахстанского авторынка

Авторынок 2023 года в Казахстане был рынком перепродаж: были перепроданы новые автомобили, купленные их владельцами в 2021-22 годах. Много машин перепродано за пределы страны. Автопроизводители и дилеры завезли много машин и устроили «аттракцион невиданной щедрости». Больше 198 тыс. машин купили граждане. В 2024 году появились еще автомобили, которые тоже надо продавать, а стоки еще не распроданы, так что аттракцион, видимо, продолжится, анализировал Bizmedia.kz.

Но все это – «брызги шампанского». На «дне бокала» — низкая платежеспособность казахстанцев, ведь только 6-7% их рассматривают новые автомобили к покупке. Страна превращается в международную автосвалку. Машины, с 20-летним сроком выпуска и больше, загрязняют воздух токсичными выхлопами. Кроме того, рынок сильно перестраивается на азиатские, в первую очередь, китайские автомобили и осознаёт их отличия от европейских машин. Постепенно подъем на авторынке сменяется торможением.

Охлаждение авторынка

Падение спроса на автомобили дилеры ощутили уже с конца 2023 года.

«Расформировались все очереди. Машины были доступны во всех дилерских центрах, но стоки мы имели, поэтому все автодилеры и автопроизводители начали предлагать клиентам много привлекательных программ по кредитованию, субсидированию, делали дополнительные опции в подарок и предложили, максимальное количество субсидий и опций для покупки нового автомобиля, которые мы не предлагали очень-очень давно. Это началось осенью 2023 года и продолжается по сей день», — сказала президент Казахстанского автомобильного союза (КАС) Анар Макашева на форуме участников автомобильного рынка Казахстана.

К продаже 198 тыс. автомобилей автодилеры, по ее словам, тоже приложили руку и возможно какую-то часть клиентов, которые бы купили автомобиль в 2024 году, перетянули в 2023 год. Рынок 198 тыс., это — не органический рост, он должен был, наверное, закрыться в районе 165-170 тыс.

Продавались в 2023 году все бренды хорошо. На Toyota была больше очередь, на что-то – меньше, но, «чтобы что-то стояло и не продавалось, такого не было. Все владельцы автомобилей, купленных в 2021-22 году, продали свои машины, потому что цены были очень высокие и очень выгодно было продавать. Рынок сильно взлетел в цене. Toyota Camry, стоила больше, чем мы в своё время продавали её в своем автосалоне», — говорит Макашева.

Поэтому рынок, по ее словам, «вымылся» и клиентам, которые продали свои свежие автомобили, нужно было взамен что-то брать. Весь 2023 год был временем тех, кто продавал свои старые автомобили и покупал не совсем новые автомобили. Плюс, много автомобилей уходило за пределы Казахстана.

Нынешнее падение продаж — не падение

В целом, спрос остается. Рынок в Казахстане еще не насыщен. На 1 марта 2024 года, по данным КАС, приходилось 225 автомобилей/1 тыс. граждан. В развитых странах этот показатель составляет 400-500. Кроме того, после пандемии был отложенный спрос со стороны казахстанцев, ожидавших свои автомобили, который также привел к увеличению продаж в определенные периоды. Эти два фактора, в основном, и сформировали спрос прошлого года.

В 2024 году в Казахстане прогнозируется продажа 160-165 тыс. автомобилей, заявила Макашева. Продажу «160-165 тыс. автомобилей мы прогнозируем на этот год», — сказала Макашева на форуме участников авторынка.

По ее словам, 198 тыс. проданных автомобилей в 2023 году, это — неорганический рост.

«Рынок должен был закрыться, наверное, в районе 160-165 тыс. То падение продаж, которые мы видим сейчас, обусловили целый, наверно, ряд факторов. Точнее, это — не падение. Рынок, просто, встанет в своё русло, как он должен быть, будет органический рост», — добавила Макашева.

Добавим, что на 1 марта 2024 года количество зарегистрированных автотранспортных средств в Казахстане составило, по данным официальной статистики, почти 5,4 млн: из них 88,1% – легковые автомобили, 9,9% – грузовые и 2% – автобусы. То есть, легковых — около 4,8 млн.

По году выпуска в общем числе зарегистрированных легковых автомобилей преобладает транспорт годом выпуска свыше 20 лет – 45,1%, от 10 до 20 лет – 23,6% автопарка, от 7 до 10 лет – 12,9%, от 3 до 7 лет – 12,1% и лишь 6,2% автотранспортных средств имеют год выпуска менее 3 лет.

Электрокары чинить – себе дороже

В феврале 2024 года, по сравнению с февралем 2023 года, число электрокаров выросло в Казахстане, по данным официальной статистики, в 6,7 раз, до 8,9 тыс.: 5,1 тыс. из них было в Алматы, 1,1 тыс. – в столице.

В 2019-2020 годах импорт электромобилей составлял, по данным Макашевой, примерно по 1 тыс. машин. В 2023 году 8,5 тыс. электромобилей было поставлено в Казахстан. И тоже, если посмотреть статистику регистрации и статистику тех электромобилей, которые в парке, видно, что эти машины в парке Казахстана не остались. Они приехали в Казахстан, растаможились в Казахстане и уехали на другие рынки. То есть, видно, что много людей перепродавали автомобили.

Но по электромобилям банки и МФО закладывают другую модель оценки предмета залога, чем в обычных машинах. Так, ежемесячный платёж по кредиту Jet Finance (ТОО «Mogo Kazakhstan») за китайский электрокар ZEEKR, при первоначальном взносе 7 млн тенге и сроке кредитования 84 месяца, стоимости автомобиля в 14 млн тенге или $31 тыс., составит 326, 22 тыс. тенге. При этом, как указано на сайте, расчётное время доставки электромобиля 45 дней.

Таким образом, переплата будет почти в 4 раза, за кредит в 7 млн тенге, клиент выплатит за 84 мес. почти 28 млн тенге.

Кредит на электрокар, это – не тривиальная задача, говорят эксперты. Например, на рынке США, самом развитом в мире в части страхования, в части капитала, это — просто катастрофа: за последние два полтора года полис страхования подорожал на 30%, потому что растет доля электромобилей, у которых абсолютно другая стоимость восстановительного ремонта.

Рынок подержанных машин

Казахстанцы меньше рассматривают для покупки немецкие, европейские и российские автомобили и больше — автомобилии из Японии, Китая и Кореи, заявил CEO Kolesa Group Дмитрий Ботанов.

«Не сильно изменилось количество автомобилей, зарегистрированных в Казахстане, не сильно меняется доля производителей, автомобили которых продаются через Казахстан. Наблюдается значительное снижение, год к году, доли немецких и, в целом, европейских автомобилей, небольшой рост автомобилей из Японии, Китая и Кореи и небольшое убывание доли российских автомобилей», — сказал Ботанов, выступая на форуме участников автомобильного рынка Казахстана.

По его словам, в общем, рынок ведёт себя достаточно здраво. Не проявляются факторы критической привязанности покупателей к новым проектам. То есть, покупатели, допустим, Audi, привыкают к этому бренду и меньше рассматривают автомобили других брендов. Одновременно, люди, ищущие Toyota, Honda, рассматривают автомобили из Китая.

«Около 70% людей, ищущих машины, ищут их по цене до Т5 млн. В основном казахстанцы интересуются дешёвыми автомобилями», — сказал Ботанов.

По его словам, ключевой фактор при выборе нового автомобиля — цена. Цена доминирует в несколько раз над всеми другими параметрами, которые рассматривают человек при покупке автомобиля.

«Люди рассматривают более дорогие, новые автомобили, не бывшие в употреблении, потому что там — более лояльные программы кредитования», — добавил он.

Автомобили по цене до Т10 млн рассматривают, по его данным, уже только 50% людей. До категории, в которую собираются новые автомобили, добираются порядка 30-35% людей и всего 6-7% людей рассматривают эти автомобили к покупке.

Это тенденция, с учётом инфляции, практически не меняется последние годы. Смещение на пару-тройку процентов, год к году, в сторону более дорогих автомобилей, включая новые автомобили, есть, но глобально, всё, что определяет интерес к автомобилям на рынке, это -денежные возможности, заключил Ботанов.

Таким образом, получается, что тренд к обновлению автопарка, это — тренд на замену более старых автомобилей менее старыми. Этот тренд коррелирует с еще одним — в Казахстан сбрасывают, по данным Макашевой, очень старые автомобили из других стран.

«Мы видим нехороший тренд — очень старые автомобили поступают в парк (Казахстана – Bizmedia.kz), очень старые автомобили импортируются. Это значит, что с каких-то других рынков автомобили импортируются, другие рынки освобождают свои страны от старых автомобилей и выталкивают их в другие страны», — сказала Макашева, выступая на форуме участников авторынка Казахстана.

По ее словам, может повторится опыт девяностых, когда страны СНГ вымывали европейские рынки старых автомобилей, азиатские рынки старых машин.

«Мы не хотим, чтобы Казахстан становился свалкой старых машин, поэтому наше сообщество считает, что нужно принимать максимальные меры, чтобы люди могли обновлять свои автомобили, чтобы было больше инструментов, чтобы люди могли покупать всегда новые машины и обеспечить выбытие старых автомобилей из парка», — добавила Макашева.

Казахстанцы в 2023 году стали покупать больше малолитражек, их доля в структуре продаж новых легковых автомобилей выросла, по данным Казавтосоюза, с 44% с начала года до 48-50% к концу года. Это, возможно, — еще одинтренд. За год продали 76 820 ед. новых автомобилей с объемом двигателя до 1,5 л, но в 2024 году доля малолитражек в продажах сначала снизилась до 38% в феврале, а затем выросла в марте до 41%. Здесь лучше дождаться итогов года.

Продолжая тему:
#Автомобили #Автомобиль #Автомобильная промышленность #Анализ #Статистика
В Алматы обсуждают двойное увеличение тарифа на обслуживание домов
22 ноября 2024 в 18:03
Почему в Казахстане отказались от идеи создания Единого социального фонда
21 ноября 2024 в 12:01
Двое казахстанцев выиграли финалы B на этапе Кубка мира по конькобежному спорту
22 ноября 2024 в 16:57
Как перевод времени повлиял на торговлю и экономику Казахстана
19 ноября 2024 в 15:14
Сколько нефти за 10 месяцев 2024 года добыл «КазМунайГаз»
22 ноября 2024 в 16:35
Новый год 2025: сколько дней отдохнут казахстанцы
21 ноября 2024 в 17:45
СМАС удовлетворил иск на получение социальных выплат по случаю потери дохода
22 ноября 2024 в 16:09
Возобновляются поставки нефтепродуктов из России в Казахстан
21 ноября 2024 в 15:07
Авиакомпанию Air Astana признали лучшей в Центральной Азии
22 ноября 2024 в 16:08
Таир Джафарли: В Европе считают, что Казахстан превращается в транзитную державу
20 ноября 2024 в 09:59
Открыта новогодняя распродажа билетов на казахстанские поезда
22 ноября 2024 в 15:47
Когда казахстанцев начнут штрафовать за превышение скорости на загородных трассах
18 ноября 2024 в 16:09
Доллар подорожал на 3 тенге перед выходными
22 ноября 2024 в 15:38
Российский ВТБ банк начал переводы в Казахстан
21 ноября 2024 в 16:55
В области Абай кочегар пострадал при взрыве котла
22 ноября 2024 в 15:32
В Kaspi не назвали причину, почему отказались покупать узбекскую платежную систему Humo
17 ноября 2024 в 15:05
Казахстан одобрил отказ от визовых требований с Сан-Марино
22 ноября 2024 в 15:10
«Казатомпром» начнёт добывать уран на участке «Северное» Будёновского месторождения
18 ноября 2024 в 15:27
Изменены индексы дорог в Казахстане
22 ноября 2024 в 15:09
В Казахстане намерены изменить правила ввоза автомобилей
18 ноября 2024 в 17:31
В Астане 6 тысяч человек вложились в ЖК, которые строятся незаконно
22 ноября 2024 в 15:01
Эксперт МВФ требует снизить роль государства в экономике Казахстана
22 ноября 2024 в 11:27
Из-за технических работ сократилась добыча нефти на Тенгизе
22 ноября 2024 в 14:54
Казахстанцев просят уехать из Украины
20 ноября 2024 в 17:15