Глава Высшей аудиторской палаты Казахстана Алихан Смаилов сегодня выступил в Мажилисе. Он перечислили многие проблемы национальной компании «Қазақстан темір жолы» (КТЖ), а также рассказал о возможном дефолте. Детали узнал корреспондент Bizmedia.kz.
Высшая аудиторская палата считает, что из-за экономических интересов КТЖ нельзя откладывать вопрос о дифференциации тарифов. Сегодня компания не может полностью выполнять свои обязательства и находится в зоне высокого кредитного риска. На начало 2024 года ее долг составил 2,9 триллиона тенге и продолжает расти. 45% этого долга, или 1,3 триллиона тенге, пошли на рефинансирование старых долгов. Нужно установить конкретные сроки оздоровления финансов и техники, а также оптимизировать расходы компании.
При этом текущие методы корпоративного управления и стратегия развития АО «Самрук-Қазына» неспособны предотвратить кризис национальной железнодорожной компании. Ухудшение состояния активов, рост долгов и невозможность их своевременного возврата приведут КТЖ к дефолту без кардинальных изменений в управлении, заявил Алихан Смаилов.
Отсутствие качественной статистики и адекватного прогнозирования приводит к неэффективному использованию бюджетных средств и ограничивает будущий рост экономики. Недостаток комплексных цифровых решений в планировании и управлении движением усугубляет ситуацию. Информационные системы управления железнодорожными перевозками устарели. Они были внедрены в 1980-2000-е годы, — отмечает Смаилов.
В итоге, в ВАП решили, что без серьёзных мер управления национальным перевозчиком, отдельные решения министерства и самой компании не помогут. Правительство и АО «Самрук-Казына» должны решить проблему долгов компании. Нужно направить доходы на восстановление основных активов, включая обновление железнодорожной сети.
Мы считаем важным рассмотреть внешнюю управляющую институцию для развития национальной железнодорожной компании. Нужно ускорить цифровизацию процессов управления железнодорожной инфраструктурой и перевозками. Необходимо устранить избыточные посреднические структуры в организации производственно-технологических процессов и перевозке грузов и пассажиров, — заключил Смаилов.
Весь доклад можете прочитать по ссылке.
Дефолт простыми словами — это когда не выполняются условия займа, то есть не платят вовремя проценты или основной долг.