Проблемой неэффективности скрининговых программ обеспокоена сенатор Айнур Аргынбекова, передает Bizmedia.kz.
На глобальной конференции в октябре 2023 года глава государства отметил, что основными акцентами эффективной системы здравоохранения являются профилактика и раннее выявление заболеваний. Инструментами реализации этих задач служат скрининговые обследования, а исполнителями — организации ПМСП.
В нашей стране скрининги осуществляются в рамках госпрограмм с 2009 года и практически раз в два года меняются как в части самих программ, так и в числе охвата населения. Поэтому не всегда удается оценить их эффективность. Нужно отметить, что при скринингах не выявляется много больных, так как сама суть его — это разделение лиц целевых групп на здоровых и больных.
К примеру, в 2023 году было осмотрено более 7,5 млн человек, выделено 22,5 млрд тенге, а выявляемость составила по артериальной гипертонии 5%, сахарному диабету 0,9%, глаукоме 0,3%. Скрининги на раннее выявление рака в 2023 году прошли более 2,5 млн человек, выявлено 2770 случаев рака, что составляет всего 0,1%, и только половина из них на ранней стадии. Было выделено более 17 млрд тенге.
Безусловно, скрининги — это всегда дорого. В то же время необоснованное их число приводит к колоссальным затратам бюджета и не дает ощутимой пользы. Поэтому необходимо проводить скрининги с доказанной эффективностью, следуя принципу ВОЗ. Скрининговая программа должна соответствовать текущим ресурсам системы здравоохранения страны.
Например, скрининг на раннее выявление колоректального рака, который вышел на второе место по распространенности и смертности, проводится с 2013 года. Однако до сих пор сохраняется дефицит оборудования, а имеющееся требует обновления. В частности, модернизация областей колоноскопами планируется только с 2025 по 2027 годы, тогда как сейчас проводят обследования.
С этого года планируется внедрение новой программы с применением низкодозной компьютерной томографии лёгких для выявления рака лёгких, который является основной причиной смертности в онкологии. Есть ли сейчас в достаточном количестве КТ аппараты и кадры?
Как мы видим, текущая ситуация по реализации скринингов указывает на проблемы здравоохранения: дефицит оборудования, нехватку специалистов, низкий уровень их подготовки, низкие тарифы, отсутствие контроля охвата населения и проблемы приписок. Кроме того, отсутствует возможность у пациента пройти обследование в одном месте. Например, анализ крови на холестерин в одной лаборатории, анализ на онкоцитологию в другой, колоноскопия в третьей.
В этой связи централизация скрининга на базе крупных поликлиник, например, бывших диагностических центров, позволит решить вопрос единого маршрута пациента, предоставляя весь полный пакет услуг в одном месте. Вместе с этим у незастрахованной части населения, это около 3,5 миллионов человек, отсутствует возможность прохождения скрининга, так как он не включен в гарантированный пакет медицинской помощи. Кроме этого, отмечается низкая приверженность населения к скринингам и нежелание работодателей выделять на это время.
В связи с этим Министерству здравоохранения следует рассмотреть вопрос о целесообразности и повышении эффективности текущих скринингов, с учетом имеющихся ресурсов рассмотреть возможность их централизации. Министерству финансов следует рассмотреть возможность выделения средств на модернизацию оборудования. Местным исполнительным органам необходимо взять на особый контроль повышение ответственности работодателей по прохождению скринингов их коллективами, подготовку медицинских кадров и эффективное использование имеющейся инфраструктуры здравоохранения.
Решение данных вопросов позволит эффективно и бережливо относиться к ресурсам страны, как к материальным, так и к здоровью наших граждан.