Выручка от платных дорог вырастет из-за введения среднего скоростного режима, превышение которого будет караться штрафами, передает Bizmedia.kz.
Это предусмотрено в проекте закона «О внесении изменений в закон «О дорожном движении» для организации движения транспорта и цифровизации безопасности», и в сопутствующем документе о изменениях в Кодекс об административных правонарушениях.
Мажилис одобрил документы, но остались открытые вопросы. Депутат Ерлан Саиров выразил обеспокоенность по поводу размера штрафов.
«По объему штрафов Казахстан лидирует среди стран СНГ. В России штраф от 3 тыс. тенге, в Беларуси — от 5 тыс., а в Казахстане — от 17 тыс. тенге. Это скорее финансовое наказание, чем профилактика», — отметил Саиров.
Несмотря на текущую сложную ситуацию в стране, замминистра внутренних дел Игорь Лепеха сообщил, что штрафы уменьшаться не будут, а в рамках новых законопроектов даже увеличатся.
«Штрафы всегда вызывают дискуссии. Несмотря на меры, количество ДТП в прошлом году выросло, и в первом квартале этого года увеличилось на 70%. Это показывает, что наши меры не работают. В предлагаемых законопроектах сумма штрафов будет расти. Для тех, кто серьезно нарушает ПДД и превышает скорость, штрафы увеличат,» — сказал Игорь Лепеха.
Но есть сомнения в эффективности этих мер. Возможно, стоит искать другие способы решения проблемы, чтобы избежать роста социального напряжения.
По словам Ерлана Саирова, люди, уже уставшие от различных проблем, вряд ли встретят повышение штрафов с энтузиазмом.
Однако решение о штрафах принимает не МВД, а парламент. Павел Казанцев, поддерживая законодательные изменения, также выразил беспокойство о возможной негативной реакции населения.
В Казахстане вводится «средняя скорость» для контроля за скоростным режимом на важных дорогах. Система работает так: фиксируется скорость авто на двух участках трассы и, исходя из времени проезда между ними, определяется, превышал ли водитель скорость. Это позволит выявлять нарушения и накладывать штрафы.
Для контроля скорости нужно установить специальные «арки», но стоимость их установки пока неизвестна, и правительство не предоставило точных данных. Существует риск несправедливых штрафов из-за возможных неисправностей системы.
Депутат Екатерина Смышляева подчеркнула, что штрафы будут в рамках существующих правил, но с новым понятием средней скорости. Она задала вопрос о целесообразности таких мер, указав, что на автобанах «арки» стоят редко и не всегда эффективно фиксируют превышение скорости, позволяя водителям временно снижать скорость при проезде рядом с ними.
Она сказала, что арки и цифровизация могут исключить «человеческий фактор» и взяточничество на дорогах. Но замминистра внутренних дел не согласен.
«Мы не будем отказываться от традиционного контроля. Автопатрули останутся на трассах, продолжат фиксировать скорость. У нас одна дорога имеет более 25 тыс. км. Более 2,5 тыс. полицейских обслуживают загородные дороги в три смены, каждый патруль — от 50 до 100 км. Арки — это дополнительный метод», — говорит Игорь Лепеха.
По его словам, автопатрули используют оборудование, как «Кибер-шериф», «Ekin Patrol G2» для автоматической регистрации скорости. На арках установлено более 40 скоростемеров. Представитель МВД поддержал введение «средней скорости».
«Говорят, зачем он нужен. В Казахстане дороги длинные. Мы стояли на трассе Астана-Боровое 14 дней. Обнаружили, что водители, приближаясь к арке, снижают скорость, а после — увеличивают. За две недели выявили 3 800 таких случаев. Из них в 500 случаях скорость составляла 170-180 км/ч, в 62 – 190 км/ч, в 11 – 200 км/ч. Если учитывать среднюю скорость, водители не будут гонять со скоростью 200 км/ч», – считает Игорь Лепеха.
По словам вице-министра транспорта РК Сатжана Аблалиева, количество платных дорог, где установят арки, будет расти.
«В Казахстане 17 платных дорог общей протяженностью свыше 3 200 км. На них 94 арки, рассчитывающие среднюю скорость. Для существующих дорог не требуются дополнительные средства на оборудование. На других дорогах планируется платная система. Скоро установят около 100 арок для контроля скорости», – говорит вице-министр.
Депутат Самат Мусабаев указывает на возможные заторы.
«Наши дороги готовы к учету средней скорости? Из-за пробок на выходных все шлагбаумы открываются, машины беспрепятственно проезжают. Если ввести ограничения, случатся заторы. Например, автобан Астана-Боровое трехполосный, далее до Кокшетау — двухполосный. Возможно, мы поторопились с введением средней скорости», — говорит мажилисмен.
Замминистра внутренних дел Игорь Лепеха сообщил, что новый механизм будет вводиться постепенно, чтобы не вызывать недовольства. Сначала его тестируют на нескольких участках, а потом, когда люди привыкнут, распространят на все республиканские трассы. Стоимость нововведения пока не определена.
«Коллеги, вы спрашиваете о стоимости арок. Но это устройство не только фиксирует скорость, но и взимает плату с авто. Важнее спросить, какова ценность человеческой жизни для экономики? Это 70% ВВП на душу. Из-за ДТП экономика теряет триллиона тенге ежегодно. Поэтому расходы на арки — это незначительно», — подытожила Екатерина Смышляева.
Максимальная, средняя и минимальная скорости в Казахстане
Нарушение скоростного режима — частая причина ДТП. Допустимая скорость определяется ПДД. Каковы скоростные лимиты на дорогах в РК и каков штраф за превышение?
В Казахстане за 5 лет произошло 75 тыс. ДТП, пострадало около 100 тыс. человек. По данным Генпрокуратуры РК, четверть аварий связана с превышением скорости. В 2023 году зарегистрировано 15 886 ДТП. Скорость движения по дорогам РК регулируется главой 10 ПДД, учитывая интенсивность движения, особенности ТС и груза, погодные и дорожные условия.
Максимальная скорость в населенных пунктах в 2024 году – не более 60 км/ч, с возможными исключениями до 90 км/ч. В жилых зонах и дворах – не более 20 км/ч. На автомагистралях допустимая скорость различается: легковые авто и мотоциклы – до 140 км/ч, на разделительной полосе – до 110 км/ч, для грузовиков до 3,5 т, междугородних автобусов и микроавтобусов – лимит 110 км/ч, а на разделительной полосе – до 100 км/ч.
Штрафы за превышение скорости зависят от размера превышения и в 2024 году начинаются с 5 МРП (18 460 тенге) за превышение на 10–20 км/ч. Повторное нарушение в течение года после административного взыскания карается штрафом в размере 30 МРП (110 760 тенге). Средняя скорость и ее превышение пока не регламентированы в ПДД и КОАП.
В национальном стандарте РК описано, как рассчитывается средняя скорость движения на контролируемых участках дорог. Средняя скорость — это отношение длины участка к времени, затраченному транспортом на его прохождение. С помощью автоматических фото- и видеокамер, работающих в автоматическом режиме, проводится контроль за соблюдением ПДД, включая скоростной режим. Эти устройства фиксируют факты нарушений.
Планируется, что камеры будут использоваться для контроля средней скорости на загородных трассах. Кроме скорости, дорожные камеры контролируют выезд на встречную полосу, нарушение правил дорожных знаков и разметки, проезд на красный свет и другие нарушения. Время введения штрафов за превышение средней скорости пока не уточняется.
По данным ВОЗ, несмотря на прогресс в обеспечении безопасности дорожного движения, проблема остаётся актуальной на глобальном уровне. В РК внедряются меры для улучшения безопасности дорог, направленные на защиту жизни и здоровья людей. Правила дорожного движения РК чётко устанавливают скоростной режим, его превышение создаёт опасность. Соблюдение правил поможет уменьшить риск ДТП.
Подробнее о средней скорости
«Средняя скорость движения транспортного средства» — это скорость, получаемая делением длины участка дороги общего пользования республиканского значения на время проезда.
«Максимальная скорость движения транспортного средства» – максимально разрешенная скорость по правилам дорожного движения, ее превышение запрещено, кроме исключений, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
Предложения депутатов по изменению статьи 592 КоАП «Превышение установленной скорости движения» включают введение градации: за превышение скорости более чем на 60 км/ч предлагается штраф в размере 40 МРП (147 680 тенге в 2024 г.), а за повторное нарушение в течение года — 60 МРП (221 520 тенге).
Существующие градации штрафов за превышение скорости:
- от 10 до 20 км/ч — 5 МРП;
- от 20 до 40 км/ч — 10 МРП;
- 40 км/ч и более — 20 МРП.
Депутаты считают нововведения важными для дорожной безопасности. Введение «средней скорости» снизит скорость движения на определённых участках дорог за счёт установки специальных измерительных приборов, что поможет уменьшить ДТП из-за превышения скорости.
«Средняя скорость» будет автоматически рассчитываться на загородных и прямых участках дорог, где нет объездов, что исключит риски обжалования. Измерение «средней скорости» уже успешно используется во многих странах и эффективно снижает аварийность.
Специалист по ДТП Михаил Будянский отмечает, что хотя возможность измерения средней скорости существовала, только сейчас это решено регламентировать. Эта мера заставит водителей соблюдать скоростной режим на всём протяжении участка, а не только перед камерами.