В столице принято решение по утверждению новых Правил, которые касаются формирования архитектурного облика города Астаны и его планировки. Все подробности и детали узнал корреспондент Bizmedia.kz.
Эти правила подчеркивают необходимость создания безопасного пространства, устойчивого к различным чрезвычайным ситуациям, будь то природные катаклизмы или техногенные аварии.
Они также предусматривают продуманное расположение различных функциональных зон города, так чтобы между ними была установлена взаимосвязь. Это значит, что объекты социального назначения и инфраструктуры должны располагаться так, чтобы людям было удобно пользоваться ими без необходимости долгих переездов.
Кроме того, при планировании городских пространств необходимо строго придерживаться установленных норм и правил, в том числе и генерального плана развития города. Это включает в себя обеспечение хорошей проветриваемости районов, достаточного количества солнечного света для жилых и общественных зон, а также защиты от излишнего шума.
Планирование города предусматривает активное вовлечение граждан в процесс обсуждения новых проектов и изменений. Важно не только проводить эти обсуждения открыто, но и прислушиваться к мнению жителей, ведь именно они ежедневно используют городское пространство. Реконструкции и проектирование общественных зон должны отражать пожелания и потребности местных жителей.
Вдобавок, стратегия развития Астаны ориентирована на принципы полицентричности. Это значит, что усилия будут направлены на создание компактно застроенных, но вместе с тем самодостаточных районов, которые будут способствовать сбалансированному развитию всего города.
Зоны
В Астане существуют особые зоны, которые подлежат градостроительному регулированию, утверждаемому согласно генеральному плану города. Эти территории определяются на основе множества факторов, включая социальные, градостроительные, экономические, экологические, рекреационные, культурно-исторические и другие аспекты, которые имеют значение для долгосрочного и устойчивого развития городской среды.
В соответствии с правилами застройки в этих специальных зонах учитываются различные требования, к примеру, ограничения касательно плотности застройки и допустимого коэффициента использования земель, минимально и максимально допустимые параметры высоты зданий, которые регулируются существующими государственными стандартами и техническими документами в сфере архитектуры и строительства.
Кроме того, при строительстве уделяется внимание охране зон вокруг объектов культурного наследия, а архитектурный стиль фасадов должен соответствовать определённым критериям и правилам.
В области градостроительства особое внимание уделяется регулированию зон, которые находятся вокруг памятников истории и культуры. Эти территории охраняются с особым пристрастием, чтобы все архитектурные строения и их особенности, имеющие культурное значение, были сохранены или, при необходимости, восстановлены.
Важно, чтобы в этих местах сохранялась первозданная структура истиных зданий и не нарушались их стили, пропорции и общая высотность. Запрещается строить чрезмерно высокие постройки, которые будут выделяться из общей застройки, а также нарушать гармонию архитектурных решений в радиусе 50 метров от памятников.
Вдобавок, для того чтобы зона вокруг города развивалась устойчиво и сформировалась комфортная жилая среда, предусматривается регулирование количества жителей на определённой площади земли. Это количество может варьироваться в зависимости от типа зоны и существующих условий градостроительства.
Плотность населения
В процессе планирования застройки городских территорий необходимо внимательно подходить к расчету плотности населения. Это должно происходить в соответствии с государственными стандартами и нормами в сфере архитектуры и градостроительства.
Рассматриваются такие факторы, как стоимость земельных участков, возможности для создания инженерных и транспортных систем, доступность социальной инфраструктуры, а также наличие объектов культурного и исторического наследия. Важно не превышать предел в 440 человек на гектар при планировании квартальной застройки.
При определении границ застроенной территории следует ориентироваться на официально установленные границы, межквартальные проезды и пешеходные дорожки или натуральные границы. В случае отсутствия таковых, границы устанавливаются на расстоянии трех метров от уже существующих зданий.
Что касается обеспеченности жильем, то для определения оптимальной плотности населения и планирования нового жилищного строительства в городе, предполагается предоставление не менее 18 до 25 квадратных метров жилой площади на одного человека, исходя из класса жилья.
Для того чтобы увеличить плотность застройки на 20%, необходимо убедиться в выполнении ряда ключевых условий. Во-первых, на территории должны быть предусмотрены встроенные или пристроенные детские сады и дошкольные образовательные учреждения.
Во-вторых, важно обеспечить доступность образовательных учреждений начального и среднего уровней в пределах короткой пешей прогулки. Также, каждому жителю должно приходиться не менее десяти квадратных метров придомовой территории, включая места для отдыха, парковки, а также зоны для благоустройства и озеленения.
Далее, плотность застройки должна определяться с учетом государственных правил в сферах архитектуры, градостроительства, и строительства. Это предполагает, что в районе должна быть обеспечена хорошая транспортная доступность и наличие удобных парковочных решений, таких как подземные или многоуровневые парковки.
Очень важно также наличие зеленых зон для отдыха, которые должны быть доступны в пределах короткой прогулки, и подходящей инженерной инфраструктуры для строительства и дальнейшего бесперебойного использования объекта. Важно также следование нормам, касающимся санитарии и эпидемиологического благополучия, а также нормам гражданской защиты.
И последнее, важно, чтобы объекты, предназначенные для повседневного обслуживания, были размещены не дальше, чем в 500 метрах от зоны застройки.
Величина разрывов между домами
Для обеспечения комфортных условий проживания и соблюдения норм приватности, важно соблюдать определённые нормативы при проектировании и постройке многоквартирных жилых домов линейного типа.
Так, минимальное расстояние между длинными сторонами зданий должно быть следующим: для домов высотой в четыре-пять этажей — не менее двадцати метров. Если здание насчитывает шесть до двенадцати этажей, то расстояние должно быть не меньше тридцати метров. Для строений от тринадцати до шестнадцати этажей минимальный разрыв увеличивается до сорока восьми метров, а для зданий, превышающих по высоте семнадцать этажей, — не менее пятидесяти метров.
При этом, расстояние между короткой и длинной сторонами зданий линейного типа также подлежит нормированию. Для домов в четыре-пять этажей этот показатель должен составлять не менее двенадцати метров, для зданий высотой в шесть-двенадцать этажей — не меньше пятнадцати метров. Если здание имеет от тринадцати до шестнадцати этажей, минимальное расстояние устанавливается в двадцать четыре метра, а для сооружений, выше семнадцати этажей, необходимо соблюдать дистанцию не менее сорока пяти метров.
Безопасность и ограничения
Важно помнить, что при проектировании градостроительных объектов существуют конкретные ограничения, направленные на создание безопасной и комфортной среды. К примеру, нельзя возводить сквозные здания высокого этажа вдоль улиц, предназначенных для пешеходов, а также на маршрутах, используемых для эвакуации жителей из жилых районов.
Также стоит избегать размещения образовательных учреждений, включая детские сады и школы, на этажах выше двенадцатого в зданиях, высота которых превышает ограничения, а равно как и над местами для парковки автомобилей.
Особое внимание следует уделить тому, чтобы расстояние между строящимися объектами — будь то жилые дома или общественные здания — было не меньше установленного минимума, что необходимо для обеспечения достаточного количества естественного света и соблюдения требований пожарной безопасности.
До начала строительства необходимо тщательно анализировать условия территории, особенно учитывая изменения уровня грунтовых вод, чтобы предотвратить возможные риски для здоровья и безопасности людей.
В создании современного городского пространства важно обеспечить, чтобы каждая квартира получала достаточное количество солнечного света в течение дня, для чего при размещении высотных зданий следует соблюдать определенные нормы и требования, в том числе учитывать рекомендуемое минимальное расстояние между зданиями, особенно если они расположены на одной линии.
Строительство вне пределах зон регулирования
Когда происходит процесс проектирования и постройки зданий для жилья и других целей на территории города, за пределами зон, где действуют специальные правила градостроительства, важно принимать во внимание определенные аспекты.
Это включает в себя удостоверение, что в районе достаточное количество медицинских учреждений для амбулаторного лечения и поликлинник, а также что жилые и не жилые здания не располагаются слишком близко к основным дорогам города — не менее чем на 6 метров от таких дорог и не менее чем на 3 метра от дорог местного значения.
Также необходимо удостовериться, что в районе достаточно учреждений для детей и дошколят, доступных пешком, исходя из ожидаемого количества жителей (по крайней мере 100 мест для дошкольников на каждую тысячу жителей), и достаточное количество мест в школах для детей (не менее 180 мест на тысячу жителей).
Кроме того, важно обеспечить наличие участкового отделения полиции с расчетом один инспектор на каждые три тысячи жителей, при этом площадь такого отделения не должна быть меньше 45 квадратных метров.
Вид зданий
Документ также утверждает, что внешний вид зданий и сооружений в городе должен гармонировать с общим эстетическим видом города, включая стиль, композицию, размеры и пропорции, создавая приятное визуальное восприятие. Фасады должны соответствовать общему архитектурному и градостроительному стилю, определенному в проектной документации или согласованным на эскизном уровне.
При проектировании и размещении окон и витрин на внешней стороне здания необходимо строго следовать технической документации. Всё должно гармонически сочетаться с общей схемой здания, включая цвета, размеры и расположение по основным горизонтальным и вертикальным линиям. Важно учитывать аспекты симметрии, высоты, ритмическое расположение и пространственное решение, описанные в проекте.
Конструкция и оснащение входных зон должны осуществляться в полном соответствии с утвержденной проектной документацией. Это означает, что при создании входных групп обязательно принимается во внимание их надежность и безопасность.
Для того чтобы поддерживать внешний архитектурный вид зданий, сохранить доступность украшений и минимизировать повреждения фасада, входы украшаются легкими типовыми прозрачными козырьками из стойкого ударопрочного стекла. Эти элементы конструкции крепятся с помощью специальных подвесных или опорных кронштейнов в соответствии с общим архитектурным проектом.
Оформление лоджий и балконов на внешней стороне зданий должно быть тщательно продуманным и гармонировать с общим архитектурным видом, предусмотренным в проектных документах или архитектурном плане фасада.
Независимо от того, на каком этаже расположены балконы или лоджии, их дизайн должен оставаться неизменным на всех уровнях здания и соответствовать первоначально утвержденным проектным документам. Цветовая гамма этих элементов фасада также должна быть в унисон с общей архитектурной концепцией здания, согласно проекту или архитектурной карте фасада.
Касаемо установки кондиционеров на внешних стенах зданий, необходимо размещать их в заранее спроектированных нишах, указанных в архитектурно-планировочной документации. Если такие ниши не предусмотрены, то размещение кондиционеров должно решаться на общем собрании владельцев квартир и коммерческих помещений.
Также подчеркивается важность того, что установка любого технического оборудования на фасадах должна производиться с минимальным визуальным и техническим воздействием на внешний облик и структурную целостность зданий.
Необходимо использовать продуманные, технологически продвинутые методы крепления, которые в максимальной степени берегут архитектурные поверхности. Все конструкции для крепления должны быть стандартными и не портить внешний вид зданий.
Эксплуатация всего инженерного оборудования должна происходить таким образом, чтобы не наносить ущерб внешней эстетике и техническому состоянию фасадов зданий, а также не создавать дискомфорт для жителей и посетителей окружающих территорий.
Что необходимо при формировании архитектурного облика и градостроительного планирования
В процессе разработки архитектурного дизайна и плана застройки важно обеспечить высокий уровень защищенности и комфорта на территории, что включает в себя обустройство эффективного освещения дворовых пространств; создание мест для отдыха и экономической деятельности.
Должно быть предусмотрено использование различных видов покрытий для зон в зависимости от их специфических функций, например, асфальтирование, укладка тротуарной плитки или сочетание покрытий, таких как резиново-древесное покрытие, предназначенное для детских игровых площадок.
Кроме того, необходимо установить элементы малых архитектурных форм, которые будут соответствовать общему архитектурному стилю (дизайн-коду) этой территории, обеспечить наличие оборудования, доступного для людей с ограниченными возможностями, такого как скамейки, урны, цветочные горшки, а также игровые комплексы для детей.
Предусмотреть парковочные места, расположенные на безопасном расстоянии не менее 10 метров от жилых домов. Обязательно организовать барьеро-бесплатную пешеходную зону для маломобильных групп населения, включая пандусы, тактильные дорожки и приподнятые пешеходные переходы.
Также освещению подлежат здания, имеющие огромное культурное значение для общества, включая различные места, где люди собираются, чтобы насладиться искусством, например, театры, кинотеатры, концертные залы, музеи, выставочные центры, а также большие транспортные узлы, как аэропорты и вокзалы. В список важных объектов входят также подземные переходы, спортивные комплексы и отели.
Особое внимание уделяется зданиям, которые выполняют важные городские и административные функции, а также тем, которые имеют важное значение для облика города. Это могут быть общественные и жилые здания, расположенные в ключевых точках города, таких как главные улицы и набережные, их пересечения, а также производственные здания и инженерные сооружения вдоль основных дорог.
Особое внимание уделяется зданиям и сооружениям, которые являются частью истории и архитектуры города, включая памятники, монументы, фонтаны и парковые комплексы, с учетом необходимости сохранения их исторического облика.
Когда дело доходит до разработки и строительства инженерных коммуникаций и зданий, это делается с целью последующей передачи этих объектов на учет и обслуживание городским службам. В случаях, когда требуется прокладка коммуникаций, разрешается использовать открытый метод, который предполагает создание специальных коммуникационных туннелей или каналов для этой цели.
Разработка и строительство инженерных коммуникаций, включая дороги для автомобилей, должны осуществляться в строгом соответствии с установленными границами улиц, которые определены в градостроительной документации города. Это может быть общий план города, проекты его детальной планировки или проекты застройки.
Важно также подробно обосновывать и планировать эти проекты на основе защищенных природных территорий, определять параметры элементов планировки, углы наклона продольных и поперечных профилей улиц, включая тротуары и велосипедные дорожки. Это делается с учетом скорости движения и размеров транспортных средств, а также разработки мер, направленных на обеспечение безопасности движения.
В рамках проектирования систем управления дорожным движением, внедрения, восстановления и текущего ремонта дорожных покрытий, а также в процессе обеспечения их надлежащего функционирования в городских условиях необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- На улицах, где число полос для движения не превышает двух в каждом направлении, выбор материала для нанесения дорожной разметки должен базироваться на специализированных расчётах. При этом, ширину линий разметки следует устанавливать равной 12 сантиметрам.
- В районах с высокой интенсивностью трафика, где полос для движения более двух в каждом направлении, на транспортных узлах и улицах, выделенных для движения общественного транспорта, рекомендуется использование износостойких материалов для разметки, таких как двухкомпонентный пластик, наносимый холодным способом. Ширина продольных линий разметки в таких случаях — 15 сантиметров.
Строго запрещается проводить любые строительные и монтажные работы по прокладке инженерных сетей в соответствии с проектами строительства в период отопительного сезона, включая:
- Установку осветительного оборудования и электропроводки, а также другие действия, связанные с земляными работами или открытием дорожного полотна в границах установленных зон;
- Заложение подземных инженерных коммуникаций;
- Проведение работ по реконструкции и капитальному ремонту дорожных покрытий.
Этот документ доступен для общественного обсуждения на интернет-платформе «Открытые НПА» до 13 марта.