АРРФР планирует усилить защиту прав заемщиков

Агентство по управлению и развитию финансовых рынков (АРРФР) планирует внести изменения в регулирование банковских услуг с целью укрепления защиты интересов кредиторов и предотвращения злоупотреблений в этой сфере, сообщает Bizmedia.kz.

Как регулятор планирует усилить защиту прав заемщиков?

Согласно предполагаемым изменениям в постановление правления Национального банка от 28 июля 2017 года № 136 «О нормах предоставления банковских услуг и рассмотрения обращений клиентов банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций», планируется включить следующие пункты: размер компенсации и годовая эффективная ставка компенсации будут определяться в зависимости от верхней и нижней границы каждого типа банковского кредита и депозита; реклама банковских кредитов будет содержать информацию о последствиях невыполнения обязательств по кредитному договору.

Агентство предлагает в рекламе указывать диапазон максимальных ставок вознаграждения и Информирование должников о последствиях при неисполнении условий кредита является важным. Такой подход поможет клиентам полностью и ясно понять предлагаемые условия банков и оценить полную стоимость продукта. Кроме того, ставки будут указаны для каждого типа банковского кредита или депозита, что исключит возможность указания в рекламе вознаграждения от минимального до максимального значения (например, от 1% до 56%). Реклама также должна информировать потребителей о последствиях некорректного выполнения обязательств по кредиту, чтобы они полностью осознавали все риски.льуются средства аудио- или видеотехники для фиксации процесса.

Перед подписанием кредитного договора, банк информирует клиента о подаче запроса на кредит, связываясь с ним посредством звонка или сообщения на его контактный номер. Если клиент подтверждает получение информации о кредитном заявлении, банк имеет право на оформление кредитного договора. Такое изменение планируется внести в целях выполнения пункта 14 Дорожной карты по борьбе с кредитным мошенничеством. Банку предлагается уведомлять клиента о подаче кредитного заявления и перечислять средства на счет клиента только после его согласия на оформление кредита.

В течение 20 календарных дней после даты просрочки по кредитному договору, банк обязан уведомить заемщика о возникновении задолженности. Уведомление отправляется в сроки и способами, установленными в кредитном договоре.

Банк взаимодействует с заемщиком, у которого есть просроченная задолженность, его представителем или третьим лицом, связанным с кредитором, следующим образом:

  1. с 8:00 до 21:00 в рабочие дни по месту проживания, регистрации или нахождения заемщика, если он сам не выбрал другой период времени в пределах этого интервала при личном обращении;
  2. не чаще трех раз в неделю и только один раз с 8.00 до 21.00 в рабочие дни при личной встрече на инициативу банка по месту проживания, регистрации или нахождения заемщика, или в офисе банка;
  3. не чаще трех раз с 8:00 до 21:00 в рабочие дни по телефону на инициативу банка;
  4. при взаимодействии исполнительного производства — в соответствии с требованиями законодательства.

Банк сохраняет аудио- или видеоматериалы, связанные с заемщиком, в течение полугода после их создания. Предлагается установить платежный график по займу, где ежемесячный платеж составляет не более 5% от общей суммы долга, если заемщик не указал другую сумму платежа. Это изменение направлено на реабилитацию заемщика и погашение просроченной задолженности.

Заявление о реабилитации от физического лица — заемщика можно подать один раз в течение двух лет. В текущих регулятивных актах указан период в пять лет.

«Мы предлагаем сократить период для проведения реабилитации до двух лет. Это изменение поможет урегулировать вопросы с просроченной задолженностью перед банком», — отмечается в обосновании проекта регулятивного акта.

Банк обязан предоставить клиенту письменную информацию о деталях договора банковского вклада или банковского счета. Подтверждением ознакомления клиента с информацией является его подпись.

Ответ на запрос клиента доставляется в соответствии с договором банковских услуг.

Ответ считается полученным клиентом, если он:

Если клиент посещает банк лично, ему вручают ответ под роспись (или его доверенному представителю), что отмечается в журнале регистрации письменных обращений. Если ответ вернулся с пометкой о невозможности его вручения адресату, получателю или из-за отказа в его принятии, ответ считается переданным в соответствии с правилами.

Данный проект будет обсуждаться на портале «Открытые НПА» до 11 октября 2023 года.

Организатору крупной контрабанды вынесен приговор в Актау
29 января 2025 в 10:54
Петропавловская прокуратура в деле о прогреве авто признала действия полиции незаконными
24 января 2025 в 21:03
Казахстанский Forte Bank разместил еврооблигации на 400 млн долларов
29 января 2025 в 10:38
Анализ валютного рынка: спрос казахстанцев на валюту стал аномально низким
27 января 2025 в 18:31
В Алматы временно будет ограничено движение 30 и 31 января
29 января 2025 в 10:25
Акимат Алматы объяснил ситуацию с ростом цен на картофель
25 января 2025 в 19:35
В 2024 году в Казахстане собрали рекордные 26,7 млн тонн зерновых
29 января 2025 в 09:48
Токаев высказался о штрафах в Казахстане
28 января 2025 в 14:00
Разработку информационной системы по водным ресурсам Казахстана планируют завершить до конца 2025 года
29 января 2025 в 09:14
Жумангарин: События января 2022 года, надеюсь, не повторятся
28 января 2025 в 19:19
Партия «Ак жол» не поддержит повышение НДС до 20%
29 января 2025 в 08:32
Евразийский банк для новых клиентов повышает ставку по депозитам
24 января 2025 в 15:12
Сколько стоят доллар, евро и рубль в обменниках 29 января
29 января 2025 в 08:10
Во всех поездах Тальго в Казахстане появится спутниковый интернет
26 января 2025 в 10:46
Слухи о новом виде коронавируса опровергнуты минздравом
28 января 2025 в 21:58
Президент Казахстана принял председателя правления АО «Казпочта»
24 января 2025 в 16:03
Касымбаева, лидера талгарской ОПГ, обвиняют по трем уголовным статьям
28 января 2025 в 21:34
Важно. Стало известно, какие дороги построят в 2025 году в Казахстане
27 января 2025 в 14:38
Wildberries в Казахстане — рост продаж и количества пунктов выдачи заказов
28 января 2025 в 21:10
До 60 км/час автоматически будет снижаться скорость на трассе Астана — Караганда
27 января 2025 в 17:18
Вице-премьер ответил, из-за чего Казахстан ограничил экспорт картофеля
28 января 2025 в 20:59
Касым-Жомарт Токаев призвал к уважению своей страны
28 января 2025 в 14:05
Касым-Жомарт Токаев направил поздравительную телеграмму председателю КНР
28 января 2025 в 20:25
Какие дороги в Казахстане могут стать платными
25 января 2025 в 20:15