Агентство по управлению и развитию финансовых рынков (АРРФР) планирует внести изменения в регулирование банковских услуг с целью укрепления защиты интересов кредиторов и предотвращения злоупотреблений в этой сфере, сообщает Bizmedia.kz.
Как регулятор планирует усилить защиту прав заемщиков?
Согласно предполагаемым изменениям в постановление правления Национального банка от 28 июля 2017 года № 136 «О нормах предоставления банковских услуг и рассмотрения обращений клиентов банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций», планируется включить следующие пункты: размер компенсации и годовая эффективная ставка компенсации будут определяться в зависимости от верхней и нижней границы каждого типа банковского кредита и депозита; реклама банковских кредитов будет содержать информацию о последствиях невыполнения обязательств по кредитному договору.
Агентство предлагает в рекламе указывать диапазон максимальных ставок вознаграждения и Информирование должников о последствиях при неисполнении условий кредита является важным. Такой подход поможет клиентам полностью и ясно понять предлагаемые условия банков и оценить полную стоимость продукта. Кроме того, ставки будут указаны для каждого типа банковского кредита или депозита, что исключит возможность указания в рекламе вознаграждения от минимального до максимального значения (например, от 1% до 56%). Реклама также должна информировать потребителей о последствиях некорректного выполнения обязательств по кредиту, чтобы они полностью осознавали все риски.льуются средства аудио- или видеотехники для фиксации процесса.
Перед подписанием кредитного договора, банк информирует клиента о подаче запроса на кредит, связываясь с ним посредством звонка или сообщения на его контактный номер. Если клиент подтверждает получение информации о кредитном заявлении, банк имеет право на оформление кредитного договора. Такое изменение планируется внести в целях выполнения пункта 14 Дорожной карты по борьбе с кредитным мошенничеством. Банку предлагается уведомлять клиента о подаче кредитного заявления и перечислять средства на счет клиента только после его согласия на оформление кредита.
В течение 20 календарных дней после даты просрочки по кредитному договору, банк обязан уведомить заемщика о возникновении задолженности. Уведомление отправляется в сроки и способами, установленными в кредитном договоре.
Банк взаимодействует с заемщиком, у которого есть просроченная задолженность, его представителем или третьим лицом, связанным с кредитором, следующим образом:
- с 8:00 до 21:00 в рабочие дни по месту проживания, регистрации или нахождения заемщика, если он сам не выбрал другой период времени в пределах этого интервала при личном обращении;
- не чаще трех раз в неделю и только один раз с 8.00 до 21.00 в рабочие дни при личной встрече на инициативу банка по месту проживания, регистрации или нахождения заемщика, или в офисе банка;
- не чаще трех раз с 8:00 до 21:00 в рабочие дни по телефону на инициативу банка;
- при взаимодействии исполнительного производства — в соответствии с требованиями законодательства.
Банк сохраняет аудио- или видеоматериалы, связанные с заемщиком, в течение полугода после их создания. Предлагается установить платежный график по займу, где ежемесячный платеж составляет не более 5% от общей суммы долга, если заемщик не указал другую сумму платежа. Это изменение направлено на реабилитацию заемщика и погашение просроченной задолженности.
Заявление о реабилитации от физического лица — заемщика можно подать один раз в течение двух лет. В текущих регулятивных актах указан период в пять лет.
«Мы предлагаем сократить период для проведения реабилитации до двух лет. Это изменение поможет урегулировать вопросы с просроченной задолженностью перед банком», — отмечается в обосновании проекта регулятивного акта.
Банк обязан предоставить клиенту письменную информацию о деталях договора банковского вклада или банковского счета. Подтверждением ознакомления клиента с информацией является его подпись.
Ответ на запрос клиента доставляется в соответствии с договором банковских услуг.
Ответ считается полученным клиентом, если он:
- отправлен на адрес клиента, указанный в договоре банковских услуг, или в его обращении, заказным письмом с уведомлением о вручении;
- на электронную почту, указанную в договоре банковских услуг, или обращении клиента с подтверждением получения ответа клиентом;
- текстовым сообщением или пуш-уведомлением с ссылкой на веб-страницу, где размещен полный текст ответа клиенту и с подтверждением доставки на мобильный номер клиента;
- или с использованием других средств связи, предусмотренных договором банковских услуг, которые позволяют подтвердить факт получения ответа клиентом.
Если клиент посещает банк лично, ему вручают ответ под роспись (или его доверенному представителю), что отмечается в журнале регистрации письменных обращений. Если ответ вернулся с пометкой о невозможности его вручения адресату, получателю или из-за отказа в его принятии, ответ считается переданным в соответствии с правилами.
Данный проект будет обсуждаться на портале «Открытые НПА» до 11 октября 2023 года.