АРРФР планирует усилить защиту прав заемщиков

Агентство по управлению и развитию финансовых рынков (АРРФР) планирует внести изменения в регулирование банковских услуг с целью укрепления защиты интересов кредиторов и предотвращения злоупотреблений в этой сфере, сообщает Bizmedia.kz.

Как регулятор планирует усилить защиту прав заемщиков?

Согласно предполагаемым изменениям в постановление правления Национального банка от 28 июля 2017 года № 136 «О нормах предоставления банковских услуг и рассмотрения обращений клиентов банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций», планируется включить следующие пункты: размер компенсации и годовая эффективная ставка компенсации будут определяться в зависимости от верхней и нижней границы каждого типа банковского кредита и депозита; реклама банковских кредитов будет содержать информацию о последствиях невыполнения обязательств по кредитному договору.

Агентство предлагает в рекламе указывать диапазон максимальных ставок вознаграждения и Информирование должников о последствиях при неисполнении условий кредита является важным. Такой подход поможет клиентам полностью и ясно понять предлагаемые условия банков и оценить полную стоимость продукта. Кроме того, ставки будут указаны для каждого типа банковского кредита или депозита, что исключит возможность указания в рекламе вознаграждения от минимального до максимального значения (например, от 1% до 56%). Реклама также должна информировать потребителей о последствиях некорректного выполнения обязательств по кредиту, чтобы они полностью осознавали все риски.льуются средства аудио- или видеотехники для фиксации процесса.

Перед подписанием кредитного договора, банк информирует клиента о подаче запроса на кредит, связываясь с ним посредством звонка или сообщения на его контактный номер. Если клиент подтверждает получение информации о кредитном заявлении, банк имеет право на оформление кредитного договора. Такое изменение планируется внести в целях выполнения пункта 14 Дорожной карты по борьбе с кредитным мошенничеством. Банку предлагается уведомлять клиента о подаче кредитного заявления и перечислять средства на счет клиента только после его согласия на оформление кредита.

В течение 20 календарных дней после даты просрочки по кредитному договору, банк обязан уведомить заемщика о возникновении задолженности. Уведомление отправляется в сроки и способами, установленными в кредитном договоре.

Банк взаимодействует с заемщиком, у которого есть просроченная задолженность, его представителем или третьим лицом, связанным с кредитором, следующим образом:

  1. с 8:00 до 21:00 в рабочие дни по месту проживания, регистрации или нахождения заемщика, если он сам не выбрал другой период времени в пределах этого интервала при личном обращении;
  2. не чаще трех раз в неделю и только один раз с 8.00 до 21.00 в рабочие дни при личной встрече на инициативу банка по месту проживания, регистрации или нахождения заемщика, или в офисе банка;
  3. не чаще трех раз с 8:00 до 21:00 в рабочие дни по телефону на инициативу банка;
  4. при взаимодействии исполнительного производства — в соответствии с требованиями законодательства.

Банк сохраняет аудио- или видеоматериалы, связанные с заемщиком, в течение полугода после их создания. Предлагается установить платежный график по займу, где ежемесячный платеж составляет не более 5% от общей суммы долга, если заемщик не указал другую сумму платежа. Это изменение направлено на реабилитацию заемщика и погашение просроченной задолженности.

Заявление о реабилитации от физического лица — заемщика можно подать один раз в течение двух лет. В текущих регулятивных актах указан период в пять лет.

«Мы предлагаем сократить период для проведения реабилитации до двух лет. Это изменение поможет урегулировать вопросы с просроченной задолженностью перед банком», — отмечается в обосновании проекта регулятивного акта.

Банк обязан предоставить клиенту письменную информацию о деталях договора банковского вклада или банковского счета. Подтверждением ознакомления клиента с информацией является его подпись.

Ответ на запрос клиента доставляется в соответствии с договором банковских услуг.

Ответ считается полученным клиентом, если он:

Если клиент посещает банк лично, ему вручают ответ под роспись (или его доверенному представителю), что отмечается в журнале регистрации письменных обращений. Если ответ вернулся с пометкой о невозможности его вручения адресату, получателю или из-за отказа в его принятии, ответ считается переданным в соответствии с правилами.

Данный проект будет обсуждаться на портале «Открытые НПА» до 11 октября 2023 года.

Завод по производству автокомпонентов строится в Костанайской области
7 июня 2025 в 16:33
На Каспии снова обнаружили десятки мёртвых тюленей
25 мая 2025 в 12:55
В Министерстве обороны прокомментировали рейды на призывников
7 июня 2025 в 16:05
ООН даст Казахстану 280 млн долларов. Зачем?
3 июня 2025 в 19:35
До 4 млн тонн планируется увеличить производство удобрений в Казахстане
7 июня 2025 в 15:36
Ночная потливость — не просто симптом: медик предупредил об опасном виде рака
3 июня 2025 в 12:25
Разоблачена схема хищений бюджета, выделенного на строительство домов в Атбасаре
7 июня 2025 в 15:02
Что заставляет нас стареть? Ученые назвали главного виновника
6 июня 2025 в 21:45
Казахстанский гимнаст Нариман Курбанов стал трехкратным чемпионом Азии
7 июня 2025 в 14:29
Сколько стоит мясо в Казахстане накануне Курбан айта
5 июня 2025 в 10:41
Свыше 1 млрд юаней будет инвестировано в Фонд развития промышленности Казахстана
7 июня 2025 в 13:54
Более 4 млрд кубов воды спасают природу Северного Казахстана
6 июня 2025 в 10:37
Алматинские теплосети рекомендуют горожанам соблюдать меры предосторожности с 9 по 27 июня
7 июня 2025 в 13:12
В Казахстан на отдых и реабилитацию прибыли дети из Украины
3 июня 2025 в 13:07
Курсы основных валют на 7 июня
7 июня 2025 в 12:31
Около 870 миллиардов тенге — в минусе: что случилось с Нацфондом в 2025 году
3 июня 2025 в 18:14
МЧС РК: в 279 км от Алматы произошло землетрясение
7 июня 2025 в 12:11
Из Караганды запущен прямой международный рейс в Стамбул
4 июня 2025 в 17:04
Пожизненно лишен водительских прав житель области Жетiсу
7 июня 2025 в 11:50
ДУМК предупреждает: перед Курбан Айт активизировались мошенники
4 июня 2025 в 14:22
Прокуратурой Мангистау приостановлена деятельность 12 строительных компаний
7 июня 2025 в 11:28
Кошка обнюхивает вас? Это значит больше, чем вы думали
30 мая 2025 в 12:12
До осени в Алматы завершатся все дорожные работы
7 июня 2025 в 11:01
Лидер Rammstein Тилль Линдеманн выступит в Алматы
3 июня 2025 в 17:01