АРРФР планирует усилить защиту прав заемщиков

Агентство по управлению и развитию финансовых рынков (АРРФР) планирует внести изменения в регулирование банковских услуг с целью укрепления защиты интересов кредиторов и предотвращения злоупотреблений в этой сфере, сообщает Bizmedia.kz.

Как регулятор планирует усилить защиту прав заемщиков?

Согласно предполагаемым изменениям в постановление правления Национального банка от 28 июля 2017 года № 136 «О нормах предоставления банковских услуг и рассмотрения обращений клиентов банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций», планируется включить следующие пункты: размер компенсации и годовая эффективная ставка компенсации будут определяться в зависимости от верхней и нижней границы каждого типа банковского кредита и депозита; реклама банковских кредитов будет содержать информацию о последствиях невыполнения обязательств по кредитному договору.

Агентство предлагает в рекламе указывать диапазон максимальных ставок вознаграждения и Информирование должников о последствиях при неисполнении условий кредита является важным. Такой подход поможет клиентам полностью и ясно понять предлагаемые условия банков и оценить полную стоимость продукта. Кроме того, ставки будут указаны для каждого типа банковского кредита или депозита, что исключит возможность указания в рекламе вознаграждения от минимального до максимального значения (например, от 1% до 56%). Реклама также должна информировать потребителей о последствиях некорректного выполнения обязательств по кредиту, чтобы они полностью осознавали все риски.льуются средства аудио- или видеотехники для фиксации процесса.

Перед подписанием кредитного договора, банк информирует клиента о подаче запроса на кредит, связываясь с ним посредством звонка или сообщения на его контактный номер. Если клиент подтверждает получение информации о кредитном заявлении, банк имеет право на оформление кредитного договора. Такое изменение планируется внести в целях выполнения пункта 14 Дорожной карты по борьбе с кредитным мошенничеством. Банку предлагается уведомлять клиента о подаче кредитного заявления и перечислять средства на счет клиента только после его согласия на оформление кредита.

В течение 20 календарных дней после даты просрочки по кредитному договору, банк обязан уведомить заемщика о возникновении задолженности. Уведомление отправляется в сроки и способами, установленными в кредитном договоре.

Банк взаимодействует с заемщиком, у которого есть просроченная задолженность, его представителем или третьим лицом, связанным с кредитором, следующим образом:

  1. с 8:00 до 21:00 в рабочие дни по месту проживания, регистрации или нахождения заемщика, если он сам не выбрал другой период времени в пределах этого интервала при личном обращении;
  2. не чаще трех раз в неделю и только один раз с 8.00 до 21.00 в рабочие дни при личной встрече на инициативу банка по месту проживания, регистрации или нахождения заемщика, или в офисе банка;
  3. не чаще трех раз с 8:00 до 21:00 в рабочие дни по телефону на инициативу банка;
  4. при взаимодействии исполнительного производства — в соответствии с требованиями законодательства.

Банк сохраняет аудио- или видеоматериалы, связанные с заемщиком, в течение полугода после их создания. Предлагается установить платежный график по займу, где ежемесячный платеж составляет не более 5% от общей суммы долга, если заемщик не указал другую сумму платежа. Это изменение направлено на реабилитацию заемщика и погашение просроченной задолженности.

Заявление о реабилитации от физического лица — заемщика можно подать один раз в течение двух лет. В текущих регулятивных актах указан период в пять лет.

«Мы предлагаем сократить период для проведения реабилитации до двух лет. Это изменение поможет урегулировать вопросы с просроченной задолженностью перед банком», — отмечается в обосновании проекта регулятивного акта.

Банк обязан предоставить клиенту письменную информацию о деталях договора банковского вклада или банковского счета. Подтверждением ознакомления клиента с информацией является его подпись.

Ответ на запрос клиента доставляется в соответствии с договором банковских услуг.

Ответ считается полученным клиентом, если он:

Если клиент посещает банк лично, ему вручают ответ под роспись (или его доверенному представителю), что отмечается в журнале регистрации письменных обращений. Если ответ вернулся с пометкой о невозможности его вручения адресату, получателю или из-за отказа в его принятии, ответ считается переданным в соответствии с правилами.

Данный проект будет обсуждаться на портале «Открытые НПА» до 11 октября 2023 года.

Северо-Казахстанская область стала лидирующей по низкой стоимости на продукты
22 декабря 2024 в 14:02
В ЕНПФ пояснили, почему хранение пенсионных накоплений возможно только в тенге
17 декабря 2024 в 11:31
Минздрав рассказал, как выбрать безопасные сладости для детей на Новый год
22 декабря 2024 в 13:40
В Казахстане изучат влияние часового пояса на здоровье
15 декабря 2024 в 16:47
Юношеский чемпионат Азии пройдет в Казахстане
22 декабря 2024 в 13:02
Что в Казахстане решили по блокировке TikTok
6 июня 2024 в 12:48
Курсы валют на 22 декабря в обменных пунктах Алматы и Астаны
22 декабря 2024 в 12:09
Сколько выходных будет у казахстанцев в 2025 году
17 декабря 2024 в 12:55
Избиение медработника в Костанае: Минздрав обещает не оставить инцидент без внимания
22 декабря 2024 в 11:31
Прокуратурой Акмолинской области защищены права предпринимателей
17 декабря 2024 в 13:08
Погода в Казахстане на 22 декабря: штормовые предупреждения
22 декабря 2024 в 11:04
В Казахстане будут увеличены пенсии с 2025 года
14 ноября 2024 в 10:17
Касым-Жомарт Токаев выразил соболезнование Франку-Вальтеру Штайнмайеру
21 декабря 2024 в 17:35
Синоптики рассказали о погоде в Казахстане на 17 декабря
17 декабря 2024 в 09:14
Бектенов представил нового министра нацэкономики
21 декабря 2024 в 16:33
Какое наказание ждет водителей за выезд в непогоду
17 декабря 2024 в 13:30
Полиция в Жетысуской области ликвидировала нарколабораторию
21 декабря 2024 в 15:40
Насколько увеличатся штрафы в Казахстане с 1 января 2025 года?
17 декабря 2024 в 13:41
Посол в Казахстане от Италии покинул свой пост
21 декабря 2024 в 15:12
Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин провели встречу
14 декабря 2024 в 10:51
Более 2600 человек вышли на уборку снега в Астане
21 декабря 2024 в 14:40
ЕНПФ опубликовал пороги достаточности для использования части пенсионных накоплений на 2025 год
6 декабря 2024 в 11:04
Назначен новый министр нацэкономики Казахстана
21 декабря 2024 в 13:09
Можно ли снять пенсионные деньги, чтобы закрыть кредит в Казахстане
29 ноября 2024 в 17:55