АРРФР планирует усилить защиту прав заемщиков

Агентство по управлению и развитию финансовых рынков (АРРФР) планирует внести изменения в регулирование банковских услуг с целью укрепления защиты интересов кредиторов и предотвращения злоупотреблений в этой сфере, сообщает Bizmedia.kz.

Как регулятор планирует усилить защиту прав заемщиков?

Согласно предполагаемым изменениям в постановление правления Национального банка от 28 июля 2017 года № 136 «О нормах предоставления банковских услуг и рассмотрения обращений клиентов банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций», планируется включить следующие пункты: размер компенсации и годовая эффективная ставка компенсации будут определяться в зависимости от верхней и нижней границы каждого типа банковского кредита и депозита; реклама банковских кредитов будет содержать информацию о последствиях невыполнения обязательств по кредитному договору.

Агентство предлагает в рекламе указывать диапазон максимальных ставок вознаграждения и Информирование должников о последствиях при неисполнении условий кредита является важным. Такой подход поможет клиентам полностью и ясно понять предлагаемые условия банков и оценить полную стоимость продукта. Кроме того, ставки будут указаны для каждого типа банковского кредита или депозита, что исключит возможность указания в рекламе вознаграждения от минимального до максимального значения (например, от 1% до 56%). Реклама также должна информировать потребителей о последствиях некорректного выполнения обязательств по кредиту, чтобы они полностью осознавали все риски.льуются средства аудио- или видеотехники для фиксации процесса.

Перед подписанием кредитного договора, банк информирует клиента о подаче запроса на кредит, связываясь с ним посредством звонка или сообщения на его контактный номер. Если клиент подтверждает получение информации о кредитном заявлении, банк имеет право на оформление кредитного договора. Такое изменение планируется внести в целях выполнения пункта 14 Дорожной карты по борьбе с кредитным мошенничеством. Банку предлагается уведомлять клиента о подаче кредитного заявления и перечислять средства на счет клиента только после его согласия на оформление кредита.

В течение 20 календарных дней после даты просрочки по кредитному договору, банк обязан уведомить заемщика о возникновении задолженности. Уведомление отправляется в сроки и способами, установленными в кредитном договоре.

Банк взаимодействует с заемщиком, у которого есть просроченная задолженность, его представителем или третьим лицом, связанным с кредитором, следующим образом:

  1. с 8:00 до 21:00 в рабочие дни по месту проживания, регистрации или нахождения заемщика, если он сам не выбрал другой период времени в пределах этого интервала при личном обращении;
  2. не чаще трех раз в неделю и только один раз с 8.00 до 21.00 в рабочие дни при личной встрече на инициативу банка по месту проживания, регистрации или нахождения заемщика, или в офисе банка;
  3. не чаще трех раз с 8:00 до 21:00 в рабочие дни по телефону на инициативу банка;
  4. при взаимодействии исполнительного производства — в соответствии с требованиями законодательства.

Банк сохраняет аудио- или видеоматериалы, связанные с заемщиком, в течение полугода после их создания. Предлагается установить платежный график по займу, где ежемесячный платеж составляет не более 5% от общей суммы долга, если заемщик не указал другую сумму платежа. Это изменение направлено на реабилитацию заемщика и погашение просроченной задолженности.

Заявление о реабилитации от физического лица — заемщика можно подать один раз в течение двух лет. В текущих регулятивных актах указан период в пять лет.

«Мы предлагаем сократить период для проведения реабилитации до двух лет. Это изменение поможет урегулировать вопросы с просроченной задолженностью перед банком», — отмечается в обосновании проекта регулятивного акта.

Банк обязан предоставить клиенту письменную информацию о деталях договора банковского вклада или банковского счета. Подтверждением ознакомления клиента с информацией является его подпись.

Ответ на запрос клиента доставляется в соответствии с договором банковских услуг.

Ответ считается полученным клиентом, если он:

Если клиент посещает банк лично, ему вручают ответ под роспись (или его доверенному представителю), что отмечается в журнале регистрации письменных обращений. Если ответ вернулся с пометкой о невозможности его вручения адресату, получателю или из-за отказа в его принятии, ответ считается переданным в соответствии с правилами.

Данный проект будет обсуждаться на портале «Открытые НПА» до 11 октября 2023 года.

18-летний житель Астаны путем розыгрыша в соцсетях обманывал доверчивых граждан
17 ноября 2024 в 17:32
Тепло вернется в Казахстан, обещают синоптики
15 ноября 2024 в 12:56
ДЧС Астаны возбудил уголовное дело по факту гибели детей при пожаре
17 ноября 2024 в 17:10
Что сейчас происходит с экономикой Казахстана — слова главы Нацбанка
15 ноября 2024 в 10:19
В Kaspi не назвали причину, почему отказались покупать узбекскую платежную систему Humo
17 ноября 2024 в 15:05
Единый часовой пояс: в Казахстане выделят деньги на исследование о влиянии на людей
14 ноября 2024 в 12:15
При пожаре в частном доме в Астане погибли четверо детей
17 ноября 2024 в 14:48
Как изменится работа казахстанских таксистов в 2025 году
14 ноября 2024 в 16:29
Принимаются все меры для быстрейшего подключению к теплу в Усть-Каменогорске
17 ноября 2024 в 14:06
В Казахстане запретят продажи 43 вида продукции
16 ноября 2024 в 17:01
Стало известно о состоянии пострадавших во время взрыва в мечети в Акмолинской области
17 ноября 2024 в 13:42
На некоторых телефонах будут недоступны новые функции приложения Halyk Bank
15 ноября 2024 в 10:01
Взрыв газа в мечети в Акмолинской области: трое погибших
17 ноября 2024 в 13:34
Купить желаемый номер автовладельцы смогут в 2026 году
14 ноября 2024 в 13:52
Подросток в Костанайской области ушел на рыбалку и пропал
17 ноября 2024 в 13:18
С 1января 2025 года в Казахстане начнут устанавливать номерные знаки на мопеды
14 ноября 2024 в 14:14
Новый терминал аэропорта в Ушарале: проект в стадии разработки
17 ноября 2024 в 12:38
В Казахстане станет больше полицейских авто со скрытым патрулированием
14 ноября 2024 в 13:40
Зарина Есбулатова: Казахстан будет продолжать курс на модернизацию, ориентируясь на улучшение жизненного уровня граждан
16 ноября 2024 в 21:05
В приложении eGov Mobile появилась новая услуга
15 ноября 2024 в 12:41
17 ноября на большей части Казахстане не будет осадков
16 ноября 2024 в 17:33
Министр Аида Балаева высказалась о переводе времени
13 ноября 2024 в 14:08
Умерла актриса Светлана Светличная
16 ноября 2024 в 16:02
Сколько стоит иностранная валюта в обменниках Казахстана 17 ноября
17 ноября 2024 в 14:28