АРРФР планирует усилить защиту прав заемщиков

Агентство по управлению и развитию финансовых рынков (АРРФР) планирует внести изменения в регулирование банковских услуг с целью укрепления защиты интересов кредиторов и предотвращения злоупотреблений в этой сфере, сообщает Bizmedia.kz.

Как регулятор планирует усилить защиту прав заемщиков?

Согласно предполагаемым изменениям в постановление правления Национального банка от 28 июля 2017 года № 136 «О нормах предоставления банковских услуг и рассмотрения обращений клиентов банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций», планируется включить следующие пункты: размер компенсации и годовая эффективная ставка компенсации будут определяться в зависимости от верхней и нижней границы каждого типа банковского кредита и депозита; реклама банковских кредитов будет содержать информацию о последствиях невыполнения обязательств по кредитному договору.

Агентство предлагает в рекламе указывать диапазон максимальных ставок вознаграждения и Информирование должников о последствиях при неисполнении условий кредита является важным. Такой подход поможет клиентам полностью и ясно понять предлагаемые условия банков и оценить полную стоимость продукта. Кроме того, ставки будут указаны для каждого типа банковского кредита или депозита, что исключит возможность указания в рекламе вознаграждения от минимального до максимального значения (например, от 1% до 56%). Реклама также должна информировать потребителей о последствиях некорректного выполнения обязательств по кредиту, чтобы они полностью осознавали все риски.льуются средства аудио- или видеотехники для фиксации процесса.

Перед подписанием кредитного договора, банк информирует клиента о подаче запроса на кредит, связываясь с ним посредством звонка или сообщения на его контактный номер. Если клиент подтверждает получение информации о кредитном заявлении, банк имеет право на оформление кредитного договора. Такое изменение планируется внести в целях выполнения пункта 14 Дорожной карты по борьбе с кредитным мошенничеством. Банку предлагается уведомлять клиента о подаче кредитного заявления и перечислять средства на счет клиента только после его согласия на оформление кредита.

В течение 20 календарных дней после даты просрочки по кредитному договору, банк обязан уведомить заемщика о возникновении задолженности. Уведомление отправляется в сроки и способами, установленными в кредитном договоре.

Банк взаимодействует с заемщиком, у которого есть просроченная задолженность, его представителем или третьим лицом, связанным с кредитором, следующим образом:

  1. с 8:00 до 21:00 в рабочие дни по месту проживания, регистрации или нахождения заемщика, если он сам не выбрал другой период времени в пределах этого интервала при личном обращении;
  2. не чаще трех раз в неделю и только один раз с 8.00 до 21.00 в рабочие дни при личной встрече на инициативу банка по месту проживания, регистрации или нахождения заемщика, или в офисе банка;
  3. не чаще трех раз с 8:00 до 21:00 в рабочие дни по телефону на инициативу банка;
  4. при взаимодействии исполнительного производства — в соответствии с требованиями законодательства.

Банк сохраняет аудио- или видеоматериалы, связанные с заемщиком, в течение полугода после их создания. Предлагается установить платежный график по займу, где ежемесячный платеж составляет не более 5% от общей суммы долга, если заемщик не указал другую сумму платежа. Это изменение направлено на реабилитацию заемщика и погашение просроченной задолженности.

Заявление о реабилитации от физического лица — заемщика можно подать один раз в течение двух лет. В текущих регулятивных актах указан период в пять лет.

«Мы предлагаем сократить период для проведения реабилитации до двух лет. Это изменение поможет урегулировать вопросы с просроченной задолженностью перед банком», — отмечается в обосновании проекта регулятивного акта.

Банк обязан предоставить клиенту письменную информацию о деталях договора банковского вклада или банковского счета. Подтверждением ознакомления клиента с информацией является его подпись.

Ответ на запрос клиента доставляется в соответствии с договором банковских услуг.

Ответ считается полученным клиентом, если он:

Если клиент посещает банк лично, ему вручают ответ под роспись (или его доверенному представителю), что отмечается в журнале регистрации письменных обращений. Если ответ вернулся с пометкой о невозможности его вручения адресату, получателю или из-за отказа в его принятии, ответ считается переданным в соответствии с правилами.

Данный проект будет обсуждаться на портале «Открытые НПА» до 11 октября 2023 года.

Казахстан и Азербайджан соединят континенты новым интернетом
6 августа 2025 в 22:35
БЦК просчитался и «кинул» казахстанцев? Ставка по Jana ипотеке выросла до 8%
4 августа 2025 в 14:29
ҚНДРА кәсіпкерлерді қорландырудың тағы бір құралы туралы айтып берді
6 августа 2025 в 22:23
ДТП в Казахстане: за полгода — 955 погибших
16 июля 2025 в 17:45
Больше 500 школ в Казахстане до сих пор на интернете до 16 Мбит/с
6 августа 2025 в 22:20
Kaspi.kz продолжает зарабатывать миллиарды: три платформы обеспечили рост
4 августа 2025 в 17:28
ЕДБ: Қарыз 1.4 трлн теңгеден асып кетті
6 августа 2025 в 20:29
Казахстанцы всё чаще изымают пенсионные накопления
5 августа 2025 в 16:07
В Алматы показали, как собираются обновить рощу Баума
6 августа 2025 в 20:24
Спасатели МЧС Казахстана обнаружили фрагменты пропавшего вертолета
26 июля 2025 в 11:53
Нападение на замакима Шымкента: подозреваемый был уволен и угрожал после конфликта
6 августа 2025 в 19:36
Возможно, опасны. Поставки электрочайников VITEK приостановили в Казахстане
6 августа 2025 в 16:35
Прокуратура выявила массовые нарушения в автошколах Мангистау
6 августа 2025 в 18:44
В Казахстане число штрафов стало рекордно большим
3 августа 2025 в 12:55
В Казахстане ужесточили правила ввоза лекарств и медтехники после аудита
6 августа 2025 в 17:48
Некоторые счета начнут закрывать с 1 августа
3 августа 2025 в 09:55
В Жамбылской области государству возвращено почти 5 тысяч гектаров земель
6 августа 2025 в 17:10
Стоимость на газ пересмотрели по всей стране
5 августа 2025 в 10:49
БанкЦентрКредит 30 млрд теңге мемлекеттік көмекті қайтарады
6 августа 2025 в 16:44
В Атырау построят новый литейный завод
4 августа 2025 в 15:15
В селах Казахстана пользуются 3G-интернетом
6 августа 2025 в 16:38
Бизнесу придется платить больше: Forte Bank вводит новую комиссию
4 августа 2025 в 16:57
В Алматы перестанут отключать свет целым домам из-за долгов соседей
6 августа 2025 в 16:34
Пошлины Трампа: Казахстан направил США официальное предложение
1 августа 2025 в 22:12