На минувшей неделе случилось событие, незаслуженно оставшееся в тени вояжа президента в Нью-Йорк, разгромного заседания «Инвестиционного штаба» правительства и псевдосенсационного «разоблачения» конечного бенефициара РОП Алии Назарбаевой в исполнении отважного мажилисмена от партии Amanat Ерлана Саирова, передает Bizmedia.kz.
Речь о скромно поданной на некоторых новостных ресурсах действительно сенсационной информации: депутаты мажилиса проголосовали за поправку в закон о Фонде национального благосостояния, принятый в далеком уже 2012 году. Так вот, эта самая поправка вымарывает из закона о ФНБ «Самрук-Казына» СУП — Совет по управлению Фондом, который возглавлял формально отошедший от государственных дел пенсионер по имени Нурсултан Назарбаев.
До сего момента в этом самом СУПе помимо экс-президента «варились» не последние во властной и околовластной иерархии люди — премьер-министр, руководитель Администрации президента; председатель Национального банка; министр финансов; министр торговли и интеграции, министр промышленности и строительства и, само собой,председатель правления АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына».
Понятно, что все эти уважаемые товарищи так или иначе сохранят рычаги влияния на управление СамКой – единственным, к слову, акционером которой было и остается правительство. Но теперь, после того, как главный «пульт управления» вот-вот выдернут из натруженных и заслуженных рук Нурсултана Абишевича (прошедшую мажилис поправку формально должен одобрить сенат, но за ним, скорее всего, не заржавеет), возникает закономерный вопрос: не повод ли это и вовсе отменить закон о ФНБ, создав вместо этой громоздкой махины, работающей больше на саму себя, нежели на экономику, скромное правительственное (ну, или правительственно-президентское – двойного подчинения) ведомство под условным названием «Агентство по управлению госпакетами акций национальных компаний» и раз и навсегда распрощаться с пригретыми СамКой «зайчиками», ЖОРиками (женами ответственных работников) и ЛОРиками»(любовницами ответственных работников), оставив в агентстве исключительно СУК (случайно уцелевших кадров)? Это и правительство основательно встряхнет, и – главное – пойдет на пользу реальной экономике, реальный шанс стать конечными бенефициарами которой получат, наконец, простые граждане.
Впрочем, это будет не хорошо, а слишком хорошо, ведь в таком случае всем станет понятно, по чьей милости, как выразилась независимый эксперт Шолпан Айтенова, мы получили монстра, который аккумулирует, по разным оценкам экспертов, до 40 % ВВП страны и не даёт достаточных дивидендов в бюджет от своей деятельности. В этом смысле замена предыдущего рулевого фонда Алмасадама Саткалиева, которого считают близким к бывшей first family, на нового, выпускника токаевской alma mater МГИМО Нурлана Жакупова, вряд ли приведет к позитивным переменам: непрозрачное и коррупциогенное «чрево» СамКи нереформируемо до тех пор, пока она «жива». Это — во-первых. А во-вторых, пока приходится констатировать: все разговоры о том, что монстр ФНБ должен либо кардинально реформироваться, либо приказать долго жить, начатые с подачи второго президента, закончились ровно тем, ради чего, судя по всему, начинались – окончательным отлучением первого президента от «государственного руля».
Если «глубокие, кардинальные реформы», обещанные кандидатом в президенты Касым-Жомартом Токаевым летом 2019-го, преследовали именно такую конечную цель, то реформатора можно поздравить — эта цель успешно достигнута.