ПолитПульс Недели
На неделе в славном городе Нью-Йорке случились два глобальных международных события – по-разному важных, но одинаково протокольных. Речь об очередном заседании Генассамблеи ООН и о первом саммите на высшем уровне «США – Центральная Азия» в формате С-5+1.
Оба мероприятия трудно назвать прорывными, но они убедительно продемонстрировали, прежде всего казахстанской общественности, серьезность намерений своего государства стать, как минимум, общепризнанной в мире региональной сверхдержавой, а как максимум, постоянным членом Совбеза ООН – что, как показывает практика последнего времени, мало к чему обязывает де-факто, но весьма солидно де-юре.
Опытный дипломат Токаев сделал все возможное, чтобы вернуться из Большого Яблока триумфатором. Нет, Казахстан в ближайшее время едва ли войдет в элиту Сообщества наций, став постоянным членом СБ ООН, но зато наверняка получит с благословения Белого дома Региональный офис по ЦУР (декларируемым этой организацией целям устойчивого развития) для Центральной Азии и Афганистана. А это как раз из серии не слишком влиятельных, но вполне себе пафосных «международных институтов» — что-то вроде почившей в бозе «Рухани жангыру», только в мировом масштабе. А дальше – прямая дорога в вожделенный СБ.
Собственно, в своей речи на заседании Генассамблеи Касым-Жомарт Кемелевич сказал об этом практически прямо: «Глубоко убежден, что голоса «средних держав» и всех развивающихся стран в Совете должны быть усилены и четко услышаны. Поскольку Совет Безопасности, по-видимому, не в состоянии выйти из тупика, он должен стать более представительным, чтобы другие страны, включая Казахстан, могли играть более значительную роль в поддержании мира и безопасности».
Что ж, если глава Белого дома и его администрация пойдут навстречу (несмотря на растущие подозрения в адрес Астаны в помощи Москве в обходе и без того не слишком эффективных антироссийских санкций), то Казахстан сможет стать полноценным лидером Центральной Азии и рассчитывать на благосклонность и потенциальную поддержку со стороны США. В этом плане крайне любопытно, куда именно – в Астану или в более дистанцированный от токсичной для янки России Ташкент — совершит свой первый региональный вояж 46-й президент мировой сверхдержавы мистер Джозеф Байден.
Так или иначе, а минувшую неделю президент-дипломат Токаев вполне может записать себе в актив, хотя сам по себе формат «С5+1 трудно считать особо эффективным: за почти десяток лет его существования особых дипломатических прорывов в его рамках не было. Но в контексте очевидного кризиса ООН, ее неспособности эффективно урегулировать возникающие в разных уголках планеты конфликты, именно такой формат способен поддерживать чрезвычайно хрупкое равновесие в потенциально горячем Центральноазиатском «котле».
После прошедших саммитов «Китай-ЦА» и «Россия-ЦА» Вашингтон четко, хотя, возможно, немного запоздало, напомнил о своих интересах в нашем регионе. В комментарии пресс-службы Белого дома накануне Нью-Йоркского саммита прямо говорилось о том, Соединённые Штаты заинтересованы в создании более благоприятной бизнес-среды для торговли своей страны со странами ЦА и инвестиций американских частных предприятий в экономику региона.
Вашингтон заявил о планах запустить бизнес-платформу в дополнение к дипломатической платформе «С5+1». USAID — американское агентство по международному развитию, как ожидается, организует для этого в октябре министерскую встречу в Центральной Азии «для обсуждения конкретных действий, которые будут способствовать инклюзивному и устойчивому экономическому развитию».
Одним словом, из вчерашнего «заднего двора» мировой политики , ЦА стремительно превращается в ее авансцену. И очень может так случиться, что вскорости Астане придется слезть со своего любимого конька — многовекторности, чтобы конкретно определиться, с кем и против кого дружить.
А если Казахстан, как фактический лидер региона, сможет быстро и главное – верно сделать этот выбор, то в самое ближайшее время геополитическая картина мира изменится до неузнаваемости.