Все последние события политической жизни страны оставляют устойчивое ощущение «дня сурка». Взять, к примеру, завершившуюся на днях 5-ю Консультативную встречу президентов стран Центральной Азии: никто из региональных лидеров не предложил ничего, способного реально объединить регион перед лицом внешних вызовов.
Так, отдельные – пусть порой и весьма дельные! – инициативы, которые и без того у всех на слуху и решение которых можно легко спустить на уровень глав правительств, не заставляя первых лиц государств тратить свое драгоценное время и бюджетные ресурсы на очередной слёт в солнечном Душанбе. В самом деле, достаточно почитать итоговые материалы встречи на высшем уровне, чтобы убедиться: если не все, то многое из предложенного уже предлагалось и обсуждалось, что называется, в разных видах.
Вот президент Таджикистана, держащийся почти исключительно на российском и китайском участии в экономике и обороне страны, заявляет: «Нам надо определить новые точки совместного роста и задействовать весь потенциал для стратегического прорыва в экономическом направлении. Экономики региона должны дополнять друг друга».
А чего тут определять – совсем недавно Эмомали Рахмон приезжал в Астану со всем своим потенциалом – дешевыми фруктами (выставка которых в нашей столице едва не привела Душанбе и Астану к дипломатическому скандалу) и обещанием помочь братскому казахскому народу решить водную проблему, обострившуюся из-за неких проблем с традиционным «водолеем» — братским кыргызским народом, каковые проблемы, по одной из версий, были вызваны «особой позицией общего для всех нас Большого Северного Брата, якобы вознамерившегося руками кыргызов «проучить» казахов, не слишком усердно исполняющих свой «союзнический долг».
В свою очередь, казахстанский лидер вытащил из рукава целый ворох красивых, но долгоиграющих (и уже по этой причине малоэффективных) идей – от плана промышленной кооперации (сравните с идэфикс г-на Рахмона и постарайтесь найти 10 отличий) до общего телеканала и форума центральноазиатских историков.
Молодой рулевой солнечного Туркменистана на этом фоне был на удивление конкретен: Сердар Бердымухамедов предложил создать общую Торговую палату ЦА для «координации совместных шагов стран региона в развитии торговли; обеспечение коммерческих интересов всех потенциальных экономических субъектов центрально-азиатского рынка; привлечение инвестиций для реализации крупных региональных проектов».
Это уже, между прочим, замах на некий общий рынок, о котором в свое время грезили многие политики и экономисты и который мог бы прийтись весьма кстати с учетом нарастающих проблем главного на сегодня политического и торгового партнера наших стран – подсанкционной России. Тем более, что почетный гость душанбинского саммита из Баку, Ильхам Алиев, прямым текстом дал понять: «Азербайджан для стран Центральной Азии является надежной транзитной страной на пути к рынкам Турции и Европы. Не менее важен и транзит в обратном направлении. Наши братья в Центральный Азии знают, что вся транспортно-логистическая инфраструктура Азербайджана открыта для них».
Братья, конечно, приняли сказанное к сведению, однако ограничились дежурными «прорывными предложениями», звучащими на подобных встречах уже который год – и понятно почему…
В то же время, на внутри казахстанских политических подмостках разыгрывается не первой свежести спектакль под рабочим названием «Последний и решительный бой с коррупцией». Борьба с этим страшным и, за редкими в мировом масштабе исключениями, непобедимым многоголовым чудищем идет в стране не первый десяток лет и до сих пор смахивает на пресловутую борьбу нанайских мальчиков.
Правда, в последнее время – где-то с момента прихода на должность главы президентской администрации бывшего антикоровца Олжаса Бектенова, эта борьба становится если не менее бессмысленной, то уж точно более беспощадной. Так планируется создать первый в Отечестве, опустившемся в международных рейтингах коррумпированности ниже нижнего, публичный реестр коррупционеров – по материалам завершившихся судебных процессов.
Это, как сказано в пресс-релизе Антикора, «позволит работодателям проверить потенциального кандидата на чистоту и добропорядочность». Интересно, попадут ли в эту «табель» персонажи вроде Кайрата Боранбаева, вернувщего государству десятки миллиардов и получившего за это 6 лет вместо запрошенных прокурором 8-ми? А если серьезно, то любые реестры создаются людьми и роль пресловутого «человеческого фактора» пока еще никто не отменял…
Но куда больше умиляет следующий пассаж из релиза антикоровской пресс-службы (выделение в тексте сделано автором): «Также, в парламенте рассматривается вопрос криминализации обещания и предложения взятки. Под предложением взятки будет пониматься устное или письменное, в том числе в электронной форме, четкое и внятное высказывание о предложении взятки, а под обещанием взятки – такое высказывание с уведомлением о времени, месте, способе предоставления взятки. Эти изменения в Законы внесут значительный вклад в вопросы противодействия коррупции. Кроме того, они подготовлены по рекомендации авторитетных международных организаций, таких как ГРЕКО, ОЭСР».
Хотелось бы хотя бы одним глазком увидеть клинических идиотов, договаривающихся по мобиле или по «мылу» о конкретном адресе, по которому в назначенное время будет доставлена мзда (сумма прописью)! Впрочем, если участие в борьбе с коррупцией «по рекомендации авторитетных международных организаций» изначально важнее победы, то уважаемые борцы все делали и делают правильно.
С днем Сурка, соотечественники!