Казахстан закупает танкеры для перевозки своей нефти через Каспийское и Черное моря, что является последним признаком стремления крупнейшего производителя нефти в Центральной Азии найти альтернативу основному экспортному трубопроводу через Россию, передает Bizmedia.kz.
Подразделение государственной компании АО «КазМунайГаз» уже приобрело два танкера вместимостью по 8000 тонн каждый — относительно небольшие суда для нефтяной отрасли — для транспортировки нефти по Каспийскому морю, как сообщил заместитель министра энергетики Ерлан Аккенженов. Планируется приобретение еще двух судов вместимостью по 80 000 тонн каждое — одного из наиболее распространенных грузовых размеров — для работы на Черном море.
Аккенженов отметил, что Казахстан рассматривает эти альтернативы, несмотря на то, что Каспийский трубопроводный консорциум, проходящий через территорию России, остается самым выгодным маршрутом экспорта нефти из страны. Он отметил, что другим способам транспортировки «трудно конкурировать» с КТК.
В прошлом году КТК доставил около 80% казахстанского экспорта нефти, перевозя ее по наземному трубопроводу с крупных месторождений страны на черноморский танкерный терминал рядом с российским портом Новороссийск.
В свете конфликта на Украине, нефть с этого терминала становится все более важной альтернативой российской нефти для Европы. Однако проблемы с работой терминала весной и летом 2022 года заставили Казахстан временно сократить добычу нефти. Конфликт также увеличил риск для судоходства в регионе.
По словам Аккенженова, в текущем году Казахстан уже экспортировал 300 тыс. тонн нефти через Каспийское море и по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, который идет из Азербайджана в Турцию. Общий план на этот год — отправить около 1,5 млн тонн. Это лишь небольшая часть экспорта КТК, который на 18 августа составил 40,5 млн тонн, преимущественно казахстанской нефти, согласно данным сайта консорциума.
Кроме того, страна рассматривает возможность увеличения экспорта нефти в Китай до 6,5 млн тонн в год с 1 млн тонн, запланированных к отправке в этом году. Решение будет основано на экономических интересах производителей, по словам Аккенженова.
Казахстан также планирует расширить производство топлива на Шымкентском НПЗ на юге страны путем строительства нового НПЗ. По словам Аккенженова, проект удвоит мощность до 12 млн тонн нефти в год, а его стоимость составит 5-6 млрд долл. Дополнительные 500 млн долл. могут быть потрачены на расширение трубопровода до завода.
В настоящее время обсуждается проект по устранению «узких мест» на Атырауском НПЗ на западе страны, что позволит увеличить его мощность на 1 млн тонн.
«Эти меры позволят нам удовлетворить внутренние потребности в топливе», — отметил Аккенженов. «Мы также рассматриваем возможность возобновления и увеличения экспорта нефтепродуктов в Киргизию, Узбекистан, Таджикистан и Европу. Казахстан уже отправляет мазут в Евросоюз».
По словам Аккенженова, из-за перебоев с электроэнергией планируемый объем добычи нефти в Казахстане в этом году снизился до 89 млн. тонн по сравнению с первоначальным планом в 90,5 млн. тонн. В текущем году планируется транзит 10 млн. тонн российской нефти в Китай, а в 2024 году — снова в Китай.