Разбогатеет ли когда-нибудь Китай? Наступает новая эра гораздо более медленного роста

Китай вступает в период значительно более медленного экономического роста, что создает тревожную перспективу: страна может так и не достичь высокого уровня процветания, передает Bizmedia.kz.

Независимо от того, будет ли вторая по величине экономика мира продолжать расти на уровне 3-4% ежегодно или, как предполагают некоторые экономисты, столкнется с «потерянными десятилетиями» стагнации, подобно Японии, Китай, по всей видимости, разочарует своих лидеров, свою молодежь и международное сообщество.

Ранее политики надеялись сократить разрыв в развитии между Китаем и США. Молодые китайцы стремились поступать в университеты стран с развитой экономикой, чтобы получить квалификацию. Африка и Латинская Америка рассчитывали на то, что Китай будет являться их потребителем.

«Маловероятно, что китайская экономика обгонит американскую в ближайшие десять лет или два года», — считает Десмонд Лахман, старший научный сотрудник Американского института предпринимательства.

Он прогнозирует замедление темпов роста до 3%, что «будет ощущаться как экономическая рецессия», особенно учитывая, что безработица среди молодежи уже превышает 20%. «Это также негативно отразится на мировой экономике в целом», — добавил он.

Когда в 1990-х годах в Японии началась стагнация, она уже превысила средний уровень ВВП на душу населения среди стран с высоким уровнем дохода и приблизилась к уровню США. В то же время, Китай находится только немного выше среднего уровня дохода.

Рост китайской экономики на уровне 6,3% во втором квартале не соответствовал ожиданиям, учитывая низкую базу, вызванную прошлогодней блокировкой из-за COVID-19. Это создает давление на китайских лидеров, которые планируют встретиться в этом месяце, чтобы обсудить краткосрочные стимулы и долгосрочные меры для исправления ситуации. Согласно данным за апрель-июнь, прогнозируется, что рост экономики в 2023 году составит около 5%, а в последующие годы темпы роста будут снижаться.

Однако в прошлом десятилетии годовой рост китайской экономики в среднем составлял около 7%, а в 2000-х годах — более 10%.

Экономисты связывают снижение темпов роста не только с последствиями пандемии, но и со структурными проблемами. Среди них — кризис в секторе недвижимости, который составляет значительную часть производства; глубокие дисбалансы между инвестициями и потреблением; высокий уровень долгов местных органов власти; строгий контроль коммунистической партии над обществом, включая частный сектор.

Вместе с тем, трудовые ресурсы и потребительская база в Китае сокращаются, а количество пенсионеров растет.

«Демографическая проблема, кризис в секторе недвижимости, высокая долговая нагрузка на местные органы власти, пессимизм в частном секторе и напряженность в отношениях между Китаем и США не позволяют нам с оптимизмом смотреть на средне- и долгосрочный рост», — заявил главный экономист Huatai Asset Management Ван Цзюнь.

Национальная комиссия по развитию и реформам Китая (NDRC) не ответила на запросы агентства Reuters относительно перспектив роста, структурных проблем и планов реформ.

ПУТИ ВЫХОДА

Глава NDRC Чжэн Шаньцзе в статье, опубликованной 4 июля в официальном журнале «Qiushi», сделал редкое упоминание о ловушке среднего уровня доходов и заявил, что Китаю необходимо «ускорить строительство современной промышленной системы», чтобы избежать этой ловушки.

Чжэн имел в виду борьбу развивающихся стран с переходом от среднего к высокому уровню доходов, что вызвано ростом издержек и снижением конкурентоспособности.

Экономисты указывают на прогресс в сфере электромобилей в Китае, но отмечают, что большая часть промышленного комплекса страны не модернизируется так быстро. Зарубежные продажи автомобилей составляют всего 1,7% от экспорта.

Многие наблюдатели говорят: «Китай может создавать все эти фантастические продукты, так что будущее должно быть светлым». Однако возникает вопрос: достаточно ли у нас таких компаний? — заявил Ричард Ку, главный экономист исследовательского института Nomura.

Политики заявили, что они хотят, чтобы потребление домохозяйств стимулировало рост, но не упомянули конкретных шагов в этом направлении.

Экономист по Китаю из Fathom Consulting Хуан Ортс считает, что стимулирование потребительского спроса может перенаправить ресурсы с поддержки экспортеров обрабатывающей промышленности, что объясняет нерешительность в отношении таких реформ.

«Мы не думаем, что власти пойдут по этому пути», — сказал Ортс, называя его «выходом» из экономического спада.

Скорее всего, Китай идет в противоположном направлении.

Усилия президента Си Цзиньпина в борьбе за «всеобщее процветание» и сокращение неравенства привели к сокращению зарплат в финансовом и других секторах. Ухудшение финансового положения городов привело к сокращению зарплат государственных служащих и вызвало дефляцию.

Чжао, менеджер одного из пекинских банков, считает, что она никогда не разбогатеет, так как ее зарплата не изменилась на протяжении нескольких повышений по службе. Она планирует уйти на пенсию в 40 лет и переехать в более дешевый город вместо того, чтобы много работать.

«Я пропустила золотую эру банков», — сказала Чжао, приведенная в качестве примера анонимно, так как не имеет права общаться с прессой.

Многие экономисты призывают улучшить государственное здравоохранение, повысить пенсии и пособия по безработице, а также создать другие элементы социальной защиты, чтобы дать потребителям уверенность в том, что они могут меньше откладывать сбережения.

Советник Центрального банка Цай Фан призывает стимулировать потребление, включая изменения в китайскую систему регистрации населения (хукоу), которая лишает миллионы сельских мигрантов доступа к государственным услугам в городах, где они работают.

Заместитель декана Шанхайского института финансов Чжу Нин считает, что улучшение социального обеспечения может сделать темпы роста на уровне 3-4% более устойчивыми.

Ричард Ку считает, что проблемы Китая более сложны, чем проблемы Японии, существовавшие несколько поколений назад. Он считает, что это «последний шанс» для достижения уровня жизни развитых стран, и если правители воспользуются этим шансом, у них будет право на ошибку.

По его мнению, в Китае наблюдается «балансовая рецессия», когда потребители и предприятия погашают задолженность вместо того, чтобы занимать и инвестировать. Он утверждает, что депрессии начинаются таким образом, и единственным способом лечения является «быстрое, существенное и устойчивое» бюджетное стимулирование. Однако он считает, что из-за долговых проблем Китая такое стимулирование будет затруднено.

Он также считает, что стимулирование должно быть продуктивным и сопровождаться изменениями, позволяющими частному сектору выйти из-под тени государства, в том числе путем улучшения отношений со странами-источниками иностранных инвестиций.

Однако для этого Китаю придется изменить свой курс. Инвестиции в инфраструктуру в последние годы привели к увеличению задолженности.

В то время как ведущие экономики пытаются снизить свою зависимость от Китая, Пекин продолжает вести торговые противостояния, в ответ на действия других стран, последним примером которого является ситуация с металлами, используемыми в полупроводниках.

«Каждый раз, когда США объявляют о какой-либо антикитайской политике, китайское правительство предлагает эквивалентные меры в ответ. Однако американцы не находятся в ловушке среднего дохода, в отличие от Китая», — сказал Ку.

«Если китайцы не достигнут своей китайской мечты, то возможно, у нас будет 1,4 миллиарда несчастных людей, что может стать дестабилизирующим фактором».

Источник

Читайте также:

Яхта с туристами затонула в Египте: есть ли среди пострадавших казахстанцы
26 ноября 2024 в 21:03
Штормовое предупреждение объявлено в Алматы и 11 областях Казахстана
25 ноября 2024 в 08:39
В КазНТОБ состоится пресс-конференция по случаю премьеры оперы Хамита Шангалиева «Хан Султан. Алтын Орда»
26 ноября 2024 в 19:10
На Казахстан надвигается сибирский антициклон с морозами до 20 градусов
22 ноября 2024 в 13:46
Возврат доступа к сервисам Sony PlayStation: Казахстан ведет переговоры с властями Японии
26 ноября 2024 в 19:06
Что будет с ценами на ГСМ в Казахстане, рассказал Саткалиев
25 ноября 2024 в 15:44
Биометрия детей: штрафы за сбор без согласия хотят повысить в Казахстане
26 ноября 2024 в 18:57
Максимальная пенсионная выплата в Казахстане: данные ЕНПФ
25 ноября 2024 в 19:37
Штраф за перегруз в Казахстане: министр сделал заявление
26 ноября 2024 в 18:02
В связи с саммитом ОДКБ в Астане два дня будет ограничено движение
25 ноября 2024 в 12:13
Глава МЦРИАП: Вопрос качества связи остается приоритетом
26 ноября 2024 в 17:28
В Алматы столкнулись автобус и тепловоз
26 ноября 2024 в 14:22
Digital Nomad Visa в Казахстане: министр рассказал новые подробности
26 ноября 2024 в 17:20
Страховщики Казахстана теряют деньги на обязательном автостраховании
25 ноября 2024 в 21:18
Токаев встретился с министром туризма и спорта Ерболом Мырзабосыновым
26 ноября 2024 в 16:59
В Казахстане нарушения ПДД начали фиксировать автобусы и машины скорой помощи
22 ноября 2024 в 11:59
Стоит ли казахстанцам ожидать роста цен на билеты на поезда
26 ноября 2024 в 16:59
Путин прибудет в Казахстан для переговоров с Токаевым и заседания ОДКБ
25 ноября 2024 в 19:14
Смена часового пояса: почему eGov mobile сняли с публикации соответствующий опрос среди казахстанцев
26 ноября 2024 в 16:53
Прокуратурой Туркестанской области 142 нарушителя режима возвращены в исправительные учреждения
26 ноября 2024 в 12:04
Есть ли в Казахстане космонавты
26 ноября 2024 в 16:50
Новый год 2025: сколько дней отдохнут казахстанцы
21 ноября 2024 в 17:45
«Белых» хакеров приглашают для защиты личной информации казахстанцев
26 ноября 2024 в 16:22
Опрос по переводу времени запустили в eGov mobile
22 ноября 2024 в 12:24