В июле прошлого года, в роскошно украшенном бальном зале Версальского дворца, глава тайваньской компании ProLogium взял ножницы и разрезал на две части свою твердотельную батарею, размером с кредитную карту. Маленькая лампочка, которую она питала, продолжала светиться, передает Bizmedia.kz.
По словам двух участников встречи, Макрон был поражен демонстрацией безопасности и долговечности этой технологии следующего поколения, которая, по мнению многих автопроизводителей, скоро будет использоваться для питания электромобилей (Электромобили). «Мы облегчим вашу жизнь и поможем вам открыть здесь магазин», — сказал он генеральному директору ProLogium, Винсенту Янгу.
Через десять месяцев Макрон и Янг стояли рядом в Дюнкерке, чтобы объявить, что компания ProLogium выбрала этот северный французский порт вместо Германии и Нидерландов для своей первой гигафабрики по производству электронных батарей за пределами Тайваня.
Это одна из четырех таких гигафабрик, которые, по мнению Макрона, превратят бедный бывший угледобывающий регион рядом с Бельгией в центр индустрии по производству электронных батарей, создадут рабочие места и помогут Франции занять лидирующие позиции в энергетической трансформации Европы.
Это произошло не случайно.
Интервью с десятью правительственными чиновниками и руководителями, принимающими инвестиционные решения, показывают, что Франция расстилает красный ковер, предлагая производителям аккумуляторов щедрые субсидии благодаря смягчению правил государственной помощи ЕС для проектов в сфере зеленой энергетики. Это сопровождается личным лоббированием со стороны Макрона.
По словам собеседников, изменения, произошедшие после того, как Макрон стал президентом в 2017 году, такие как снижение корпоративного налога, упрощение процедуры найма и увольнения, а также снижение производственного налога в зависимости от размера предприятий, также оказали влияние на принятие решений.
Помимо ProLogium, китайская компания Envision AESC, местный стартап Verkor и консорциум ACC, включающий Mercedes (MBGn.DE) и Stellantis (STLAM.MI), строят гигафабрики в том же регионе. По словам чиновников, Франция приглашает китайского гиганта BYD (002594.SZ) и Tesla (TSLA.O) также построить заводы по производству автомобилей.
«Результаты не приходят просто так», — сказал Макрон агентству Рейтер в Дюнкерке. «Они соответствуют нашей работе за последние шесть лет. Франция приспосабливается к изменяющемуся миру».
ГОНКА ВНУТРИ ЕВРОПЫ
Автопроизводители стремятся опередить конкурентов, выпуская более экологически чистые автомобили, укрепляя контроль над цепочками поставок и привлекая производство батарей для электромобилей на свои заводы. В этой отрасли китайские, южнокорейские и японские компании остаются доминирующими.
В то же время европейские правительства опасаются, что американский Закон о снижении инфляции (IRA) стоимостью 430 миллиардов долларов, который включает крупные налоговые льготы для сокращения выбросов и поддержки местного производства, приведет к оттоку инвестиций из Европы в США.
Именно поэтому Франция рассматривает превращение своего ранее промышленного севера в центр гигафабрик как победу европейского экономического и промышленного суверенитета перед тяжелой конкуренцией со стороны США и Китая.
Однако деятельность Макрона также подчеркивает растущую конкуренцию между европейскими правительствами за привлечение значительных инвестиций от автомобильных компаний и их поставщиков.
«Президент борется за Европу, когда это возможно. Но это также соревнование внутри самой Европы», — сказал французский дипломат, хорошо знакомый с позицией Макрона, отказавшись при этом называть свое имя.
Сделкой с ProLogium и открытием завода ACC в прошлом месяце Макрон также надеется продемонстрировать общественности, что его дружественные бизнесу реформы приносят результаты и перенаправить внимание с многомесячных протестов против повышения пенсионного возраста.
Однако на данный момент Франция значительно отстает от Германии в привлечении производителей батарей.
Включая завод ProLogium с емкостью 48 гигаватт-часов (ГВт-ч), Франция имеет 169 ГВт-ч запланированных или существующих объектов, что намного меньше, чем у Германии с 545 ГВт-ч и Венгрии с 215 ГВт-ч, согласно обзору проектов, в котором принимал участие Хайнер Хаймс, ученый, специализирующийся на производстве батарей в Университете RWTH Aachen в Германии.
ИГРА В ДОГОНЯЛКИ
Однако Франция начинает догонять, частично благодаря щедрому финансированию проектов на ранних стадиях.
Чтобы привлечь завод по производству твердотельных батарей ProLogium, в который ожидается вложение 5,2 миллиарда евро и который в конечном итоге создаст 3 000 рабочих мест, Франция предложила льготы на сумму более 1 миллиарда евро (1,1 миллиарда долларов), сообщил один из источников, знакомых с деталями сделки, агентству Reuters.
Французские чиновники и руководители ProLogium отказались комментировать уровень поддержки, так как он еще не был утвержден Европейской комиссией, и окончательная сумма может быть изменена.
Для завода ACC (Automotive Cells Company), стоимость которого составила 2,3 миллиарда евро, Франция предоставила около 840 миллионов евро субсидий, включая средства на исследования и разработки, по данным министерства финансов. В ACC участвуют франко-итальянский автопроизводитель Stellantis, немецкий конкурент Mercedes и французская энергетическая компания TotalEnergies (TTEF.PA).
ACC планирует построить два аналогичных завода в Германии и Италии с помощью государственных средств в размере 437 миллионов евро и 370 миллионов евро соответственно, согласно правительствам Германии и Италии.
Исполнительный директор Mercedes-Benz Group, Ола Каеллениус, заявил, что компания применяет региональный подход, чтобы обеспечить производство аккумуляторов для электромобилей рядом с автозаводами по всему миру, и поэтому наличие гигафабрик в Европе было неизбежным.
«Теперь, когда у вас есть дополнительные экономические стимулы, это то, что вы должны учитывать при расчете бизнес-кейса, в этом нет никаких сомнений», — сказал он агентству Reuters.
Чтобы использовать государственную поддержку, которую Франция привлекает для привлечения производителей аккумуляторов, Макрон пролоббировал в Брюсселе разрешение для государств-членов ЕС сравняться с субсидиями, которые США предоставляют электронной промышленности в рамках IRA.
В феврале Европейский союз (ЕС) согласился смягчить правила государственной помощи, что позволило Франции представить пакет экологических налоговых льгот, которые могут составлять до 40% от капиталовложений компании в проекты по производству ветряных, солнечных батарей, тепловых насосов и аккумуляторов.
Ксавье Бертран, глава региона, где расположен центр по производству аккумуляторов, сообщил агентству Reuters, что он может ускорить реализацию проектов в два раза быстрее по сравнению с другими регионами Франции, так как все необходимые согласования проводятся параллельно, а не последовательно.
Франция также предоставляет денежные стимулы в размере до 5 000 евро для покупателей новых электромобилей при условии, что производители соответствуют жестким низкоуглеродным стандартам, фактически исключая многих неевропейских автопроизводителей, использующих более загрязненные источники энергии.
Тем не менее, Закон IRA почти нарушил инвестиции ProLogium во Францию, сообщил один из советников президента Франции агентству Reuters.
В апреле этого года советники Макрона и представители ProLogium провели решающую встречу в Париже после того, как компания заявила, что ей требуется «немного больше», чтобы убедить совет директоров инвестировать во Францию.
По словам советника, сделка была достигнута благодаря обещанию Макрона лично присутствовать на церемонии подписания и предоставить ProLogium долгожданную рекламную поддержку.
«Макрон — очаровательный парень», — сказал Янг из ProLogium в интервью агентству Reuters, отвечая на вопрос о французской версии событий. Однако он добавил, что доступ к дешевой электроэнергии с близлежащей атомной электростанции Гравлин был не менее, а возможно, даже более важным фактором.
Французские чиновники утверждают, что гигафабрики — это только один из примеров того, как страна начинает возвращать производство на свою территорию после двух десятилетий переноса его на более дешевые места благодаря правительственным реформам в области инвестиций.
Однако некоторые политики из оппозиции утверждают, что Макрон просто подвергает Францию капризам компаний, которые разыгрывают правительства друг против друга, чтобы получить больше государственных средств.
«В Дюнкерке есть китайские и тайваньские инвесторы», — сказал глава Французской коммунистической партии Фабьен Руссель агентству Reuters. «Эти акционеры могут покинуть проект по разным причинам. Что будет, если у государства не будет ни гарантий, ни доли в бизнесе?».
Читайте также:
- В Алматы ночью произошёл пожар в частном секторе: горели дом, баня и гараж
- Истребительная авиация Казахстане проведет учебные полеты над столицей
- Казахстан и Россия обсудили устранение торговых барьеров
- Ложное сообщение о минировании подняло тревогу в Талгарском районе
- В Казахстане пересмотрят приказы Минобороны