Запад повысит интерес к природным ресурсам, транспортному и транзитному потенциалу Казахстана, считает британский эксперт


АСТАНА — Ситуация в Украине и недавний всплеск напряженности между США и Китаем повысили интерес Запада к разработке редкоземельных элементов в альтернативных юрисдикциях, особенно в Казахстане, заявила в интервью Bizmedia управляющий директор компании Prism По управлению политическими рисками Кейт Маллинсон, независимый эксперт по политическим рискам в Центральной Азии.

Кейт Маллинсон.

Для этой истории Маллинсон, которая также является ассоциированным членом программы «Россия и Евразия» в Королевском институте международных отношений Chatham House, поделилась своими взглядами на транспортно-транзитный потенциал Казахстана в разгар беспрецедентных геополитических вызовов в регионе.

«Казахстан продолжит поиск альтернативных маршрутов экспорта своих редкоземельных металлов, которые представляют огромные возможности и серьезный геополитический риск для государства. Стране придется очень осторожно управлять такими инициативами, учитывая чувствительность России и Китая к критическим элементам, таким как редкоземельные элементы и уран», — сказал Маллинсон.

По ее мнению, эти элементы остаются в значительной степени неисследованными, несмотря на растущий интерес.

«Например, текущие оценки показывают, что Казахстан имеет около 50 000 тонн лития, учитывая, что ежегодное производство во всем мире составляет более 100 000 тонн. Тем не менее, в Казахстане и среди инвесторов существует твердое убеждение, что в стране можно найти значительно больше лития», — сказала она.

По ее словам, Казахстан не стремится строить новые маршруты экспорта своих природных ресурсов за счет отношений с Россией, так как «страна продолжит свой курс на достижение большего политического баланса со своим крупнейшим северным соседом, серьезно переосмысливая свою стратегическую и экономическую безопасность».

«Казахстан останется приверженным Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК) и зависимым от него. Другие маршруты экспорта нефти, которые по-прежнему проходят транзитом через Россию, но избегают трубопровода КТК, такие как трубопровод Атырау-Самара и железнодорожное сообщение с Финляндией, также могут все чаще использоваться», — сказал Маллинсон.

География проекта КТК. Фото любезно предоставлено: cpc.ru

Она предположила, что Казахстан увеличит экспорт нефти и урана в Китай, а нефть также направится на юг в Узбекистан и другие государства Центральной Азии.

«Китай традиционно играл гораздо менее значительную роль в урановой промышленности Казахстана, чем Россия. Помимо производства, урановые отношения между Казахстаном и Китаем были гораздо менее политизированы, чем с Россией, состоящие из более формальных и институционализированных отношений. Тем не менее, это должно измениться в ближайшие годы, поскольку китайская атомная промышленность и атомная компания «Казатомпром» становятся более глубоко интегрированными друг с другом», — сказал Маллинсон.

«Строительство урана Алашанькоу Связаны Склад на казахстанско-китайской границе будет способствовать увеличению китайских закупок казахстанского урана», — добавила она.

Для наращивания экспортного потенциала через Каспийское море эксперт отметил, что Казахстан планирует углубить сотрудничество с Азербайджаном и Ираном.

«Помимо увеличения поставок нефти по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), мощности необходимы для поддержания соглашения об обмене нефтью с Ираном, которое в настоящее время находится на стадии переговоров и может привести к тому, что пять или даже 10 миллионов баррелей в год будут поставляться в Иран через Каспийское море. В ходе недавнего визита в Иран президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев открыл новый железнодорожный маршрут из Казахстана в Тюркие через Туркменистан и Иран», — сказала она.

Президент Касым-Жомарт Токаев и Президент Ирана Ибрагим Раиси со своими делегациями обсудили в ходе встречи 19 июня 2022 года возможности укрепления торгово-экономического сотрудничества в транспортно-логистической сфере среди других сфер. Фото предоставлено пресс-службой Акорды

«Однако новых судоходных мощностей через Каспийское море и сделок по обмену нефтью с Ираном будет недостаточно для замены КТК. Использование альтернативных маршрутов в краткосрочной перспективе, вероятно, будет более дорогостоящим и менее надежным, создавая значительное сопротивление экономике», — добавила она.

Маллинсон отметил, что Казахстан, вероятно, возьмет на себя обязательства по крупным инвестициям в инфраструктуру в 2023 году, потенциально привлекая инвесторов из Стран Персидского залива, Индии и Китая — «партнеров, которые имеют опыт в области инфраструктуры и рассматриваются как политически неприсоединившиеся». Эксперт подчеркнул, что страна расширила использование Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), известного как Средний коридор, транзитного маршрута, который соединяет Китай и Европу через Центральную Азию.Россия.

«Я ожидаю, что главным приоритетом правительства в 2023 году станет развитие Среднего коридора, маршрута, который уже опробован для поставок нефти и урана в западные пункты назначения», — сказал Маллинсон.


Лоукостер из Таиланда открыл авиарейсы в Казахстане
3 сентября 2025 в 17:40
Казахстанский лидер поздравил Украину с Днём независимости
24 августа 2025 в 12:17
Новый филиал британского университета появился в Астане
3 сентября 2025 в 17:22
Какими будут МРП, минимальные пенсии и зарплаты в 2026 году — данные Минфина
30 августа 2025 в 13:45
Новый график для госструктур в Астане
3 сентября 2025 в 17:08
Старые 5000-ные купюры в Казахстане теряют силу
31 августа 2025 в 17:03
Цены на колбасу в Казахстане: как они изменились за год по регионам
3 сентября 2025 в 16:45
Как в Алматы может быть решена проблема пробок
31 августа 2025 в 10:48
МВД готовит предложения по правилам для самокатов
3 сентября 2025 в 16:33
Kaspi Bank отменил штрафы за досрочное погашение кредитов
2 сентября 2025 в 10:16
Полиция предупреждает о риске мошенничества при покупке билетов на матч «Қайрат» – «Реал Мадрид»
3 сентября 2025 в 16:05
Алматы грозит катастрофа. Бакытжан Базарбек поднял проблему незаконной застройки
3 сентября 2025 в 12:05
Нацбанк предупредил о росте телефонного и интернет-мошенничества
3 сентября 2025 в 15:48
ДТП в Казахстане: за полгода — 955 погибших
16 июля 2025 в 17:45
Доллар подорожал до 540 тенге — что происходит на бирже 3 сентября?
3 сентября 2025 в 15:36
Супруги теперь не смогут снять средства с банковской карты в Казахстане
2 сентября 2025 в 14:44
В Закон РК «О жилищных отношениях» введены новые правила для владельцев кондоминиумов
3 сентября 2025 в 15:31
Сулейменов: разговоры о долларе за тысячу тенге — «чистая теория»
2 сентября 2025 в 13:17
За сколько дней должны уведомлять жителей о повышении ежемесячного тарифа КСК
3 сентября 2025 в 15:14
Нацбанк вводит новые правила для обменников
3 сентября 2025 в 10:55
В «ЦОН» добавили онлайн-договор для продажи авто
3 сентября 2025 в 15:01
Аким поручил провести экспертизу Шнайдеровского моста
2 сентября 2025 в 08:42
Электровелосипеды с мощным двигателем приравняли к мопедам
3 сентября 2025 в 14:17
Cobalt, Tucson, Sportage, Elantra и Mufasa — первые по производству в Казахстане. Сколько они стоят?
3 сентября 2025 в 17:38