По последним данным, внешний долг Казахстана превысил 166 миллиардов долларов. Наибольший рост задолженности приходится на Нацбанк. В цифрах попробовал разобраться корреспондент Bizmedia.kz — новости бизнеса.
В прошлом месяце депутат сената Нурлан Бекенов выразил свои опасения по вопросу возросшего внешнего долга Казахстана.
Озвучивая запрос на имя премьер-министра, сенатор отметил, что постоянный рост внешних государственных займов вызывает обеспокоенность, так как может негативно отразиться на финансовой устойчивости страны в будущем.
«По информации Минфина, на 1 января 2022 года госдолг страны достиг отметки 22 трлн тенге, или 27,4% к ВВП. Внешний долг правительства и гарантированный государством внешний долг, а также внешний долг квазигоссектора составил 37 млрд долларов, что составляет 67% от активов Нацфонда, и приближается к предельному значению», — сообщил парламентарий.
Депутат подчеркнул, что в этих условиях Казахстану нельзя рассматривать Нацфонд лишь как гарантированный резерв по погашению займов. Так как сейчас имеется 52 внешних правительственных займа на общую сумму 112,2 млрд долларов, при этом освоение составило всего 80%.
Также Нурлан Бекенов назвал основные факторы увеличения внешнего долга Казахстана:
- продление сроков реализации проектов с международными организациями;
- неэффективное использование, а также невостребованность средств отдельных внешних займов;
- привлечение субъектами квазигоссектора займов на непроизводственные цели.
«При наличии собственных средств в 2017 году дочерняя организация АО КМГ привлекла займ на три года на сумму 300 млн долларов с целью дальнейшего распределения акционерам в виде дивидендов, то есть этот займ был привлечен для выплаты дивидендов», — отметил депутат.
В качестве решения проблемы Нурлан Бекенов предложил:
- усилить требования по поручению гарантированных государством займов, по поручительству государства и госгарантий;
- осуществлять привлечение внешних займов через призму критического анализа текущих направлений финансирования, четкого регламентирования стоимости ПСД;
- повысить качество разрабатываемых проектов и усилить ответственность в целях исключения дальнейшей неактуальности отдельных мероприятий и аннулирования средств займов;
- осуществлять постоянный контроль процесса закупок и управления контрактами путем обсуждения текущих проблемных вопросов по проектам, затягивающих реализацию проекта со всеми его участниками.
Структура внешнего долга Казахстана ухудшилась
Обязательства по выплате внешнего долга в 2022 году могут превысить золотовалютные резервы страны. Аналитический центр Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) опубликовал обзор внешнего сектора за 2021 год. Это было 26 апреля 2022 года.
Ключевые тенденции:
- Дефицит текущего счета платежного баланса в 2021 году сократился на 0,8 млрд долларов или 13%, главным образом за счет двукратного увеличения профицита торгового баланса.
- Экспорт за год увеличился на 13,0 млрд долларов или 28% на фоне роста цен на сырье и металлы и при снижении объемов их поставок. Так, средняя цена на нефть в 2021 году выросла на 64%, на медь – на 52%, на алюминий – на 44%.
- Увеличение импорта за год составило лишь 2,6 млрд долларов или 7%: рост импорта отдельных категорий потребительских и промышленных товаров был существенно нивелирован сокращением ввозимых из-за рубежа машин и оборудования (−2,2 млрд долларов или 16%).
- В финансовом счете в 2021 году приток капитала составил 5,4 млрд долларов, снизившись почти в 3 раза по сравнению с 2020 годом за счет существенного увеличения оттока капитала – 22,5 млрд долларов (рост в 2,4 раза по сравнению с 2020 годом и на 9% по сравнению с 2019 годом).
- Приток капитала, по-прежнему обеспечиваемый реинвестициями и операциями госсектора (в том числе сокращением резервов и активов Нацфонда), составил 27,9 млрд долларов (+11% по сравнению с 2020 годом; +8% по сравнению с 2019 годом).
- Объем внешнего долга Казахстана на 1 января 2022 года составил 165,1 млрд долларов, несущественно увеличившись за прошедший год (+0,5 млрд долларов). Однако структура внешнего долга за этот период ухудшилась: краткосрочных обязательств было привлечено на 2,9 млрд долларов, тогда как долгосрочный долг погашался (−0,3 млрд долларов), переоценивался в стоимости (−1,1 млрд долларов) и списывался (−0,7 млрд долларов); внешний гос- и квазигосдолг вырос на 5,0 млрд долларов или 14%, тогда как внешний долг частного сектора сократился на 4,5 млрд долларов или 3%.
- Значительное сокращение золотовалютных резервов и активов Нацфонда из-за реализации мер поддержки экономики и стабилизации валютного рынка на фоне роста краткосрочного и государственного долга в 2021 году привело к ухудшению показателей внешней долговой устойчивости.
«В 2021 году дефицит текущего счета сократился за счет более существенного темпа роста экспорта нежели импорта. Относительно небольшой прирост импорта связан с сокращением поставок в РК машин и оборудования, что в совокупности со снижением на 40% импорта технических услуг может говорить о завершении внутри страны строительно-монтажных работ в рамках действующих крупных инвестиционных проектов (в том числе ПБР ТШО – готовность 89%) и отсутствии новых проектов», - пояснили эксперты.
В финансовом счете приток капитала по-прежнему обеспечивался реинвестициями (35%) и операциями госсектора (45%). При этом максимальный за последние 5 лет отток капитала был связан в том числе с погашением казахстанскими компаниями обязательств перед аффилированными зарубежными компаниями (6,0 млрд долларов или 27%), приобретением резидентами иностранных ценных бумаг (4,9 млрд долларов или 22%), а также переводом средств казахстанских компаний на счета за рубежом (2,7 млрд долларов или 12%).
«Внешний долг Казахстана, подлежащий погашению в течение предстоящих 12 месяцев, вырос на 11,7 млрд долларов или 47%, до 36,6 млрд долларов. В результате впервые с 2014 года его объем превысил золотовалютные резервы страны. Соответственно, критерий Гринспена-Гвидотти на 1 января 2022 года составил 94%. Это говорит о том, что при отсутствии внешних источников финансирования резервные активы страны могут полностью не покрыть ожидаемые в текущем году выплаты по внешнему долгу», - пояснили аналитики.
Рост внешнего долга был обеспечен гос- и квазигоссектором, тогда как внешние обязательства частного сектора существенно снизились. На 1 января 2022 года зафиксировано максимальное за последние 7 лет отношение внешнего долга правительства и организаций квазигоссектора к валютным активам Нацфонда. Увеличение прямых и условных внешних обязательств государства может оказывать нагрузку на бюджет, требуя дополнительных источников его финансирования (так называемая «долговая ловушка»).
«Таким образом, несмотря на улучшение агрегированных статистических показателей внешнего сектора Казахстана в 2021 году, их детальный анализ показывает наличие скрытых угроз, которые в условиях нынешней геополитической ситуации могут негативно сказаться на устойчивости госфинансов и стабильности нацвалюты», - считают в АФК.
Что такое внешний долг Казахстана?
Тема государственного долга довольно часто поднимается представителями СМИ, политическими партиями, государственными органами. Иной раз можно услышать и рассуждения касательно данной темы от самой осведомленной группы населения – таксистов. Очевидно, что государственный долг вызывает много эмоций, в основном отрицательных: госдолг воспринимается, как что-то крайне неправильное, его боятся, особенно, если речь идет о госдолге перед внешними кредиторами, например, Китаем.
Государственный долг – это сумма полученных (освоенных) и непогашенных государственных займов, а также долговых обязательств, отнесенных в соответствии с законодательными актами на долг правительства РК, Национального банка (НБ) РК или решениями маслихатов на долг местных исполнительных органов, без учета взаимных требований.
Внешний государственный долг – это все обязательства государства перед иностранными государствами, гражданами, юридическими лицами и международными организациями. Внутренний государственный долг – это обязательства государства перед своими гражданами и юридическими лицами.
Основная доля госдолга формируется за счет заимствований правительства. Мы с вами уже знаем, когда запланированные расходы государства превышают запланированные доходы, мы имеем дело с дефицитом государственного бюджета. Многие из нас сталкивались с дефицитом личного бюджета, когда учились в университете: ничтожная стипендия и доходы от подработки еле покрывают расходы на «жили-были», а на то, чтобы сходить в караоке или в кино, нам уже не хватает. В такой ситуации мы могли статью расходов «кино» или «пиво» просто вычеркнуть.
Но государство не может просто так взять и вычеркнуть расходы. Решения о сокращении расходной части бюджета обсуждается перед утверждением конечного бюджета множество раз, и в принятом бюджете, все статьи расходов несут в себе оправданную необходимость, соответственно не может быть и речи о сокращении этих статей. После принятия бюджета для покрытия сформировавшегося дефицита правительство чаще всего вынуждено привлекать дополнительные источники финансирования. Самым оперативным решением, как вы, наверное, догадались, является привлечение заемных средств.
Читайте также:
- За 7 лет власти Казахстана взяли из Нацфонда 19 трлн тенге
- Сколько времени есть до обвала тенге, чтобы купить доллар
- Банки второго уровня в Казахстане теряют ликвидность
- БВУ и МФО завышают проценты по кредитам в РК, как бороться
- В Казахстане хотят, чтобы люди вкладывались в тенге
- Как считать проценты — примеры и легкое объяснение