Национальный банк Казахстана опубликовал результаты опроса, касающегося настроений населения в отношении инфляционных ожиданий. В ноябре 2022 года опрос показал доверие потребителей в отношении их ожиданий относительно инфляции, развития экономики и личного материального положения в ближайшем будущем, сообщает Bizmedia.kz.
Аналитики подсчитали, что медианное ожидание инфляции находится на рекордно высоком уровне — 18,2%. Более того, 62% опрошенных ожидают, что в предстоящем году цены либо продолжат расти, либо ускорятся еще больше. Также рост потребительских настроений объясняется улучшением оценок перспектив развития экономики.
Качественные оценки ожиданий повысились
Согласно последнему опросу, прогнозируемый уровень инфляции на следующие двенадцать месяцев значительно выше, чем в предыдущих опросах, и достиг беспрецедентного уровня 21,6%. Это число представляет собой увеличение по сравнению с уровнем 19%, зафиксированным в октябре, и свидетельствует о значительном изменении в ожиданиях людей относительно будущего роста цен. Исследование также показало, что большая доля опрошенных 62% (59% в октябре) ожидают, что цены продолжат расти нынешними темпами или даже будут расти быстрее в будущем.
Медианная оценка ожидаемой и воспринимаемой инфляции
Медианные оценки инфляции на предстоящий год, как ожидаемой, так и воспринимаемой, в ноябре оставались высокими. Медианная оценка ожидаемой инфляции немного снизилась до 18,2% по сравнению с 18,3% в октябре; однако воспринимаемая инфляция все еще была очень высокой — 22%. Это указывает на то, что люди по-прежнему ожидают агрессивного роста цен в ближайшем будущем, несмотря на недавние признаки замедления инфляции.
Продовольственные товары
Заметная часть респондентов отметила резкий рост цен на молочные продукты (35%), а также мясные продукты (31%). В то же время доля тех, кто сообщил о росте цен на сахар, значительно снизилась с июля 2022 года, сократившись с 64% до 22%. Более того, значительное число респонденты отметили рост цен на растительное масло (25%), хлебобулочные изделия (26%), крупы и макароны (23%) (Диаграмма 3).
Непродовольственные товары
В последнее время выросли цены на бытовую химию, одежду и обувь, автомобили и автозапчасти, жилищно-коммунальные услуги, услуги сотовой связи и интернета, а также услуги учреждений культуры. Темпы роста цен в разных секторах различны: рост цен на бытовую химию составил 20%, на одежду и обувь — 12%, на услуги учреждений культуры — 7% а на автомобили и автозапчасти — на 7%. Жилищные услуги выросли на 9%, а услуги сотовой связи и Интернета и учреждений культуры подорожали на 7% и 6% соответсвенно.
Потребительские настроения
В последнем исследовании Индекса потребительских настроений отношение потребителей к своим экономическим обстоятельствам заметно улучшилось на 3,3 пункта по сравнению с предыдущим месяцем. Этот подъем оптимизма в значительной степени объясняется ростом уверенности в будущем благосостоянии и экономических перспективах. Ноябрьский показатель индекса — 103,4 балла.
Оценки личного материального положения
За последний год оценки индивидами своего личного материального положения значительно улучшились — индекс вырос на 4,7 пункта до 67,6. Что касается готовности к совершению крупных покупок, то она несколько снизилась (индекс упал с 85,8 до 81,9) и остается в отрицательном диапазоне.
Экономическая ситуация
Кроме того, как долгосрочные, так и краткосрочные улучшились оценки текущей экономической ситуации. Индекс долгосрочных оценок вырос с 135,3 до 139,2, а индекс краткосрочных оценок — с 119,5 до 125. Оценки изменения личного положения на год вперед повысились (индекс повысился с 98,8 до 107,2).
Читайте также: