Автокредитование в Казахстане вызвало рост цен на машины. Однако это не стало проблемой для казахстанцев. Люди, вопреки прогнозам, активно скупают новые авто. Об этом сообщает Bizmedia.kz — новости бизнеса.
Рынок новых автомобилей в Казахстане процветает, несмотря на прогнозы об обратном. Ещв в начале года было сказано много слов, что авторынок будет переживать кризис. но автодилеры сообщают о рекордных продажах по всей стране, пишет Informburo.kz.
Как повлиял кризис
Падение курса тенге оказало значительное влияние на автомобильный рынок Казахстана. Продажи автомобилей значительно снизились: в январе 2022 года было продано 3755 автомобилей по сравнению с 8342 автомобилями, проданными в январе 2021 года. Это снижение связано с тем, что многие продавцы отозвали свои объявления о продаже, так как они были обеспокоены будущим тенге.
Эксперты заявили, что причиной роста цен и хорошего состояния автомобильного рынка является нехватка микрочипов и проблемы с поставкой комплектующих. Однако многие считают, что это не приведет к падению автомобильного рынка. Сейчас аналитики говорят, что автомобильный бизнес чувствует себя очень хорошо, просто прекрасно.
«Наши производители наращивают объёмы производства, увеличивают модельную линейку. Недавно прошла новость о том, что Hyundai Trans Kazakhstan временно приостанавливает производство моделей, так полюбившихся казахстанцам, — Ассent и Creta. При этом завод расширяет производство и начал производить две новые модели — i30 и Bayon. Могу сказать, что это хороший тренд, — рассказала вице-президент Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) Анар Макашева. — Если сравнивать объёмы производства прошлого года, около 22 тысяч, и этого, то в этом году объём производства больше. Завод Hyndai Trans Kazakhstan загружен на полную мощность, в этом году по плану выпустит 47 тысяч автомобилей».
Новость о том, что Hyundai Trans Kazakhstan приостанавливает производство Ассent и Creta, наделала много шума. Казнет буквально взорвался комментариями. «Ну вот, теперь будет дефицит, а значит, и повышение цен», — комментировали в соцсетях казахстанцы. Другие стали говорить, что и без этого очередь за новыми автомобилями могла длиться годами. Третьи не менее серьёзно утверждали, что россияне скупили все автомобили и теперь Казахстан остался без новых авто.
На фоне этой паники корреспонденты Informburo.kz побывали в нескольких алматинских автосалонах, чтобы посмотреть, как выглядят пустые шоурумы, выяснить, какие автомобили ещё есть (если есть) в продаже и как будут расти цены на машины в ближайшее время.
Автомобильный ажиотаж
В шоуруме Allur есть и машины, и покупатели. Покупатели, по виду не миллиардеры, деловито ходят между новенькими автомобилями — заглядывают внутрь, фотографируют, аккуратно хлопают дверями. Менеджеры по продажам так заняты, что нет свободных пяти минут, чтобы рассказать журналистам, как обстоят дела в автосалоне. На вопросы вышел отвечать руководитель отдела исследований и разработки Альтаир Бирлик.
«У нас со всеми производителями прямые контракты и нет никаких проблем с комплектующими, чтобы производить автомашины здесь, в Казахстане,— рассказал он. — У нас даже две новых модели: Kia Carnival недавно вышла и скоро будет выход Kia Ceed. Это автомобили из категории «масс-сегмент». У Chevrolet прошла презентация нового Tahoe, а в начале сентября будет презентация нового Traverse. Модельные ряды расширяются — у Jac в этом году новые модели выйдут. На этот год мы прогнозируем очень хороший рост». «Даже с учётом того, что в январе-феврале была просадка, с марта по июнь мы всё отыграли. По сравнению с 2021 годом продажи за этот период выросли примерно на 25%», — уточнил Альтаир Бирлик.
Между тем автомобили разбирают. Интересно наблюдать за предпродажной подготовкой: если вдруг пятнышко в салоне или царапинка на кузове, всё это мастера устраняют и покупателя встречает ослепительная чистота, даже под капотом. Примерно за полчаса из автосалона выехали около семи-десяти новеньких авто.
«Льготное кредитование — это хорошая мера стимулирования спроса на автомобили отечественного производства, но даже без учёта этого рынок растёт по экспоненте», — рассказал Альтаир Бирлик.
Если посмотреть график налоговых отчислений ТОО «СарыаркаАвтоПром», то уплаченные налоги (с учётом, что налоговый год ещё не закончился) уже примерно равны сумме налогов за 2020 и 2021 годы. Можно предположить, что производство увеличилось, причём не на сколько-то там процентов, а в несколько раз.
«Этот рост начался после 2016 года. Точки роста есть в нескольких направлениях. Во-первых, автодилеры наращивают объёмы реализации за счёт новых брендов и за счёт новых моделей в этих брендах. Плюс наш автопарк был ненасыщенный — люди хотят ездить на новых автомобилях и по мере возможности меняют старые автомобили на новые либо на более новые. Этому также способствуют различные программы, которые наши дилеры предлагают потребителям — программы кредитования, лизинга, Trade-in (программы обмена старых машин на новые). Все эти инструменты успешно работают. Ежегодно наблюдается рост продаж новых автомобилей и рост продаж на рынке автомобилей в целом», — объяснила тенденции Анар Макашева.
Клиенты заходят по электронной очереди
Следующий автосалон дилерского центра Hyundai Auto Almaty. Ситуация похожая — стоят машины, ходят покупатели.
«Если бы приехали вчера, то увидели бы ещё больше покупателей. Евразийский банк выделил новый транш по программе льготного автокредитования, пришло много клиентов», — рассказал директор дилерского центра Hyundai Auto Almaty Андрей Пивоваров.
За один день банк принял порядка 100 заявок. Чтобы не было столпотворения, в компании организовали электронную очередь, и теперь покупатели приходят в салон в порядке этой очереди.
«Электронная очередь сильно разгрузила и даёт возможность сохранять порядок. Это также минимизирует риски. Каждый клиент, находясь дома, может проверить, как двигается его очередь. В любой момент может посетить дилерский центр, где дадут ответы на его вопросы», — добавил Андрей Пивоваров.
«А машины-то на продажу есть? Есть чем торговать?» — спросили у директора дилерского центра.
«Работаем без выходных с восьми утра до восьми вечера. У нас всё идёт хорошо, согласно нашим задачам и целям, — отвечает Андрей Пивоваров. — Временно приостановили производство моделей Ассent и Creta, но появились другие модели. Сейчас в продаже есть легковой автомобиль i30, а в ближайшее время появится кроссовер Bayon. Все наши клиенты отреагировали на эту новость нормально — многие встали в очередь на другую модель, другие решили пождать, когда производство восстановится».
Сроки возобновления производства Creta и Accent пока неизвестны. Стоимость новой модели i30 начинается от 8,8 млн тенге. Продажи кроссовера Hyundai Bayon начнутся в октябре. Стоимость автомобиля — от 10,9 млн тенге.
«В нынешних обстоятельствах некоторые игроки перестраивают бизнес-процессы, меняют представленный модельный ряд как импортируемой, так и выпускаемой техники, — прокомментировал для Informburo.kz генеральный директор Центр анализа и мониторинга авторынка (ЦАМА) Артур Мискарян. — Понятно, что на налаживание поставок и изменение технологических карт потребуется некоторое время, но в этом состоянии мировой автопром пребывает последние два года — это не тот вопрос, который решается локальными мерами».
По прогнозам экспертов, цены на новые автомобили будут расти. Насколько? Здесь нет чёткого ответа. По одним прогнозам — на 5-10%, по другим — на 20-30% и это с учётом того, что в 2021 году цены выросли на 25%.
Что же касается того, скупают ли россияне новые казахстанские автомобили (в казахстанской автоиндустрии отечественными продуктами называются корейские и французские бренды с местной пропиской. — Ред.), эксперты говорят, что такой тенденции на первичном рынке не наблюдается.
«Именно в части реализации новых автомобилей официальными дилерами мы такой тенденции не наблюдаем. Если россияне покупают автомобили, то, возможно, на вторичном рынке», — отметила Анар Макашева.
Правительство может дополнительно профинансировать льготное автокредитование
Правительство Казахстана рассматривает возможность выделить дополнительные средства на программу льготного автокредитования, сообщил первый заместитель премьер-министра Роман Скляр.
Вице-премьер подчеркнул, что программа реализуется успешно: выдано более 12 тысяч кредитов.
«Теперь на револьверной основе будет выдаваться в разы больше. Сейчас на револьверной основе вращается 188 млрд тенге», — сказал Роман Скляр в кулуарах правительства.
Читайте также:
- Льготное автокредитование в Казахстане возобновится в ноябре 2022
- Казахстанцы стали чаще нарушать ПДД пьяными. Анализ
- General Motors намерен собирать авто в Казахстане
- В РК рост продаж авто: популярные марки и модели
- Тонкости и хитрости выбора поддержанного авто в Казахстане
- Как кризис авторынка России повлияет на Казахстан
- Hyundai Ассent и Creta перестали выпускать в Казахстане
- 100 млрд на льготное автокредитование потратили в Казахстане. Что дальше?